Что бы хищная птица сапсан обрела свободу, в Иркутске провели две масштабные операции – сначала силовую, а потом – хирургическую.
На улице Красноказачьей омоновцы взяли штурмом одну из квартир. Для начала силовики попросили находящихся там людей открыть дверь, но получив категоричный отказ, взялись болгаркой выпиливать замок. По оперативной информации, в квартире забаррикадировались браконьеры – охотник за птицами отряда соколиных. Накануне в 100 километрах от Иркутска, на территории Эхирит –Булагатского района, полицейские остановили джип, в салоне которого находились охотники за соколами. Браконьеры пытались выкинуть орудия лова и выкинуть пойманных птиц. При обыске у них изъяли в том числе телефона, на которых были записаны сцены ловли птиц. Сообщники как раз находились на Красноказачьей.
Силовики получили приказ действовать оперативно, поскольку подозреваемые могли попытаться избавиться от улик. Сколько доподлинно птиц находилось в плену, никто не знал. Во время штурма двери, один из квартирантов сиганул в носках с балкона второго этажа и дал дёру. Вернее, пытался. Физическая подготовка бойцов ОМОНа оказалась сильнее. Когда беглеца вернули к месту временного проживания (он с подельниками снимал жильё), в квартире у же рассеялся дым, и внешне сцена походила на только что завершившиеся учения. На полу лежали несколько мужчин в наручники, оперативники проводили обыск. Птиц нашли не сразу. Их контрабандисты плотно спеленали и спрятали в диван. Как выразились коллеги, с этого момента сапсаны обрели статус вещественного доказательства.
Птицы находились в стрессовом состоянии и могли попросту умереть. Чтобы этого не случилось, силовики обратились к специалистам Иркутской зоогалереи, имеющих опыт работы с краснокнижными птицами и животными. Первичный осмотр показал: с сапсанами не церемонились, у одной особи сломаны перья, и летать она уже не сможет. Для детальной оценки собрали небольшой консилиум. Орнитологи пришли к выводу, что сапсан может обрести полноценную свободу при единственном условии – если ему нарастить перья.
Официально уникальная операция называется так – трансплантация маховых перьев. Сложную процедуру проводят в крупных мировых центрах, но для этого пернатого пациента надо везти, а это не только финансовые расходы, но и множество разрешений и согласований природоохранных структур. С учётом российской чиновничьей волокиты, сапсан навсегда мог остаться в галерее на правах инвалида, уже никогда не испытав радости свободы и полёта.
Процедура хоть и называется трансплантацией, по сути это наращивание перьев. Сразу возник вопрос: где их взять, кто станет донором? Даже неспециалисту понятно, что соколу нельзя «прикрутить» перья вороны, совы или сороки. Благо, в коллекции работников галереи нашлись подходящие перья, а требовались от 9 до 12 сантиметров длиной.
Филигранность операции состояла в том, чтобы прикрепить «протезы» не только прочно и надёжно, но и не нарушить способность сапсана летать, а самое главное - охотиться. Новые перья не должны были отвалиться, например, во время атаки хищника на жертву, когда он развивает скорость до 350 – 400 километров час! В меню сапсана птицы, которых он добывает в полёте – куропатки, утки, голуби, галки, дрозды. Коме этого модернизированные крылья должны прослужить сапсану до новой линьки.
Спустя две недели сапсан выпустили на свободу. Едва с птицы сняли шапочку – клобук, он взмыл вверх и вскоре скрылся из вида. Наблюдая за полётом орнитологи сделали вывод, что операция прошла успешно.
Доказать факт незаконной охоты, тем более поймать с поличным, удается не всегда, тем не менее, это не первый случай поимки браконьеров. Например, в Улан - Удэ суд вынес приговор организованной группе контрабандистов, состоящую в том числе из граждан Сирии. Некий Алнаи Кхалед создал бригаду для охоты за птицами. Одиннадцать соколов – балобанов, кречетов, сапсанов, контрабандистам даже удалось увезти в Иркутск, с последующей транспортировкой в Арабские Эмираты. Как сообщила газета "Копейка", организатора незаконной охоты приговорили к шести годам лишения свободы, его ближайший помощник получил пять лет лишения свободы, еще один фигурант отделался условным сроком.
Понравился материал? Не забудьте подписаться на канал «Планета Сибирь»