Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Нужны ли белорусскому футболу легионеры?

Месяц назад стартовал 31-й чемпионат Беларуси по футболу среди команд высшей лиги. Владимир Орехов и Дмитрий Анацко рассуждают, так ли необходимы зарубежные игроки в белорусских клубах и оправдывают ли они вложенные в них средства.

Анацко. Всякий раз весной, с началом отечественного чемпионата, мы ждем от наших клубов хорошей, искрометной игры, увлекательной битвы за медали — и при этом ярких свершений на международной арене. И если раньше с последним проблем не было, то теперь уже третий год ни один из белорусских клубов не может пробиться в групповой этап еврокубков. Начиная с сезона 2018-2019 гг., когда БАТЭ играл на групповом этапе Лиги Европы. Да и другие клубы не могут похвастать громкими успехами за последние три года. Кроме борисовчан, никто так и не добрался до групповой стадии турниров под эгидой УЕФА.

Фанаты минского «Динамо» до сих пор с ужасом вспоминают крайнюю на сегодняшний день игру в еврокубках — поражение от «Зенита» в Санкт-Петербурге со счетом 1:8. Солигорский «Шахтер» в прошлом сезоне не сумел преодолеть первый отборочный раунд Лиги Европы, уступив молдавскому «Сфынтул Георге». И даже чемпион-2019 «Динамо-Брест»  не сумело подарить болельщикам еврокубковую осень, последовательно вылетев из Лиги чемпионов, потерпев поражение  от израильского «Маккаби», и в плей-офф Лиги Европы — от болгарского «Лудогорца».

В связи со столь слабым КПД наших клубов на международной арене интересно взглянуть на составы команд с точки зрения наличия в них легионеров. Обычно игроки из-за рубежа привлекаются с целью  усилить состав и выйти на новый уровень игры и результатов. Издержки на трансферы — одна из главных статей в расходах клубов всего мира. Как обстоят дела с этим в родных пенатах? Прежде всего посмотрим на общую стоимость составов клубов высшей лиги. Согласно данным сайта Transfermarkt, самым дорогим составом обладают БАТЭ и «Шахтер» — 10,4 и 10,35 млн евро соответственно. Наименьший ценник у составов «Сморгони» и речицкого «Спутника» — 1,63 и 1,73 млн евро. Учитывая, что обычно в клубе находятся 25-26 человек, несложно посчитать, что у лидеров белорусского футбола каждый игрок в среднем стоит чуть больше 400 тысяч евро, в то время как спортсмены из клубов с наименьшим бюджетом стоят в среднем 65 тысяч евро.

При этом цены на легионеров несоизмеримо выше. К примеру, серб Никола Антич из солигорского «Шахтера» оценивается в 1,4 млн евро, его одноклубник словак Юлиус Сзоке — 1,2 млн, сербский защитник Александр Филипович из БАТЭ — 900 тыс., Габи Кики из Камеруна, выступающий за брестский «Рух», — 800 тысяч евро. Как считаешь, стоят ли таких денег мастера кожаного мяча из-за рубежа?

Александр Филипович
Александр Филипович

Орехов. Я никогда не держал, Дима, в руках 1,4 млн евро. Максимум, который был у меня в руках, — 9300 долларов. То есть, как выглядят почти полтора миллиона евроденег, я даже представить не могу. Но все в этой жизни познается в сравнении.

На 1,4 млн евро, которые «Шахтер» отдал за Николу Антича, можно купить 40—50 новых двухкомнатных квартир, в которых вполне себе счастливо (квартирный вопрос бы этих минчан не испортил) могли бы жить 40-50 белорусских семей. А еще на эти деньги можно купить не менее 90 новых тракторов МТЗ-820 и раздать их белорусским фермерам — а те, я уверен, смогут произвести с их помощью больше сельхозпродукции. Также на такую сумму можно подарить хороший фен 28 тысячам белорусских женщин. На 1,4 млн евро можно платить тысяче пенсионеров пенсию в течение года. То есть цену Антича вполне себе можно представить: очень дорого.

Кто-то скажет, что Неймар стоил ПСЖ 222 млн евро. Ничего против не имею. Хоть миллиард. Потому что за Неймара деньги платило не госпредприятие, не парижский муниципалитет, а владелец клуба. В нашем случае за Антича платил, скорей всего, «Белкалий». Белорусская калийная компания (БКК) в конце января подписала контракт на поставку калийных удобрений в Индию по цене $247 за тонну. То есть Антич обошелся «Шахтеру» по цене 7 тысяч тонн калийных удобрений.

Выскажу давно сформировавшееся у меня мнение: если бы «Шахтер» вложил 1,4 млн евро в развитие детского футбола в Беларуси (больше футбольных школ, больше тренеров, больше стадионов), и пользы было бы больше. Более того, я бы издал закон, согласно которому команда, решившая приобрести легионера за рубежом, обязана вложить в детско-юношеский белорусский футбол столько же, сколько стоил этот футболист.

Анацко. Легко сказать: вложить сумму, равнозначную цене футболиста. Ты ведь должен понимать, что белорусские клубы неровня тем же проектам арабских шейхов вроде «Манчестер Сити», ПСЖ, как и неровня мадридскому «Реалу» или мюнхенской «Баварии». Наши госпредприятия, спонсирующие клубы (при всем уважении к «Беларуськалию», помогающему «Шахтеру»; БелАЗу, который является спонсором  торпедовцев из Жодино; «Белоруснефти», одному из учредителей «Гомеля») — не смогут потянуть в нынешних экономических реалиях такую нагрузку. Поэтому твое предложение о равнозначных трансферам вложениях в детско-юношеский футбол очень далеко от реальности.

Габи Кики
Габи Кики

Орехов. К сожалению, не тянут не только предприятия-спонсоры, но и легионеры. Бразилец Диего Кариока, левый полузащитник «Витебска», которого клуб (якобы) приобрел за 250 тыс. евро. А потом гонял его в аренду в «Шахтер» и обратно. Что делает он в городе на Двине? Перечень клубных спонсоров-партнеров при чтении впечатляет —  витебский универмаг, витебская лесопилка и пр. Там есть еще «Грин», «Марко», «Дионис», БелЖД и еще с десяток предприятий, которых, видимо, Витебский горисполком попросил скинуться на Кариоку. После чего лесопилка и магазины подняли цены на свои товары, чтобы «отбить» затраты. То есть содержат Кариоку жители города. Я даже не знаю, на что это больше похоже — на глупость или на издевательство над здравым смыслом… Аналогично и в отношении прочих легионеров, за исключением российских, которых бы я не хотел так называть (при условии, чтобы в России наших футболистов тоже не считали легионерами).

Анацко. Не стоит ставить вопрос о финансовых затратах на игроков так однобоко. Футбол — это ведь еще и зрелище. Он почти полностью нацелен на наши эмоции, постоянно обновляется, меняются фавориты. Для жителей белорусских городов эта игра — своеобразный источник волнения, разочарования и славы. Траты на футбол неизбежны, включая услуги тех же легионеров, но зато он отвечает нашим особенным требованиям к возобновляемым, захватывающим и свежим развлечениям. Они в итоге генерируют страсть, одержимость и любовь к игре.

Орехов. Я бы с тобой здесь поспорил. Зрелищней наш футбол благодаря легионерам не стал. Он, кажется, вконец деградировал. Когда пару лет назад казалось, что он на дне, «снизу постучали». Для жителей белорусских городов эта игра действительно стала «разочарованием». А для исполкомов всех уровней — «волнением», когда они организуют сбор пожертвований на клубы. Так пусть хотя бы те жалкие крохи — по мировым футбольным меркам, — которые удается наскрести в нашем футболе, идут на развитие белорусского футбола. А не камерунского, кенийского, бразильского. Вывод для меня в сложившейся ситуации простой: прекратить финансировать отечественный клубный футбол из государственных средств. Весь имеющийся футбольный бюджет отправить на развитие детско-юношеского футбола. Тогда лет через 10—12 мы не получим от «Зенита» восемь мячей в свои ворота, забив только однажды. К слову, в том матче в составе минчан были португалец Роша, Яхая из Ганы, хорваты Треботич и Галович, грузин Наваловский. Сильно помогли команде? То-то и оно…

Дмитрий Анацко

Владимир Орехов

Автор фото: ФК «Шахтер», ФК «Рух», ФК БАТЭ