В предыдущей статье мы вспомнили об исчезнувшем ремесле - добыча речного жемчуга. (Если вы пропустили эту публикацию, то ссылку на нее найдете внизу.)
Действительно, жемчуга в России было так много, что расшитую жемчугом одежду могли позволить себе не только благородная знать, но и простые крестьяне.
Барон Август фон Гакстгаузен (прусский чиновник, экономист, исследователь России и Кавказа, 1792-1866) описывал в своих заметках жизнь крестьян в различных губерниях, например, Нижегородской, где "...каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин..."
Сегодня при слове "жемчуг" мы представляем Коко Шинель с ее многоярусными бусами, Грейс Келли с ее любовью к жемчужным украшениям или жемчужные серьги-гвоздики от известного модного дома.
И совсем забыли, что вышивка жемчугом на Руси была очень популярным и востребованным видом рукоделия. И работы наших мастериц снискали славу во всем мире!
Шведский дворянин Петерий так отзывался о наших рукодельницах: "В шитье они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны».
А так выглядели наши барышни-крестьянки.
Потрясающие женские головные уборы, вышитые жемчугом.
Запрос на работы вышивальщиц был очень высоким, поэтому повсеместно стали возникать мастерские. И не только при монастырях, а и так называемые "светлицы". Известны работы мастериц светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, купцов Строгановых.
Возглавляли такие светлицы хозяйки дома. Будь то боярыня или княгиня, а то и сама царица, которые и сами были искусными мастерицами! Количество рукодельниц в мастерских-светлицах доходил до сотни.
Самые древние упоминания о жемчужном шитье относятся к Х веку.
В Переяславской летописи рассказывается о сне древлянского князя Мала. Будто княгиня Ольга одарила его одеждой, расшитой жемчугом. "...Себо пришед Ольга дааше ему порты многоценны, червлены, вся жемчюгом изсаждены..."
Мне кажется, что искусство жемчужной вышивки намного древнее, просто источники не сохранились...
А самый древний экземпляр сохранившейся вышивки - поручи Варлаама Хутынского, ХII век.
Говоря о шитье жемчугом употребляют 2 термина - "низанье" и "саженье".
Термины говорят сами за себя.
Низанье - это нанизывание жемчуга на нитку, без ткани сквозной сеткой, что очень похоже на плетение кружева. И нередко сочеталось с кружевной работой. В ХVI - XVII веках было очень распространено плетение кружев на коклюшках из золотой нити. Частенько вплеталась в это кружево и жемчужная нить.
Саженье - это пришивание жемчужной нити к ткани. Здесь различают 2 способа крепления:
1. Пришивание жемчужных зерен непосредственно на ткань.
2. Пришивание на настил, выполненный из выбеленного шнура, либо из белых ниток. Техника так и называется - сажение по бели.
Преимущество этой техники очевидна. Если ткань изнашивается, либо по другим причинам, шитье вырезалось и переносилось на другую основу. Если отрывались некоторые жемчужины, то белый фон поддерживал рисунок узора, а потерявшиеся или испорченные зерна легко менялись.
Интересный факт: все образцы древнего шитья выполненные на пяльцах (пялечное дело), дошедшие до нашего времени, с обратной стороны обрабатывались клейстером, сваренным на квасу. Это предохраняло работу от деформации при снятии с пялец.
К огромному сожалению с исчезновением речного жемчуга на Руси практически исчезло и искусство жемчужного шитья. Да и натуральный жемчуг сегодня могут позволить себе далеко не все.
Какие жемчужные украшения носили прекрасные дамы в прошлом и как носить жемчуг в наше динамичное время разберем в следующей статье.
Чтобы не пропустить публикации, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии.
Ссылка на статью "Забытые ремесла: добыча речного жемчуга"
Любопытно как подготавливали жемчуг к работе.
В статье про добычу жемчуга можно узнать как жемчуг замаривали.
Затвердевший жемчуг дополнительно очищали наждаком или алмазом. Эта работа так и называлась - "алмазить жемчуг".
Отверстия проделывались при помощи сверл различного диаметра. А мелкий жемчуг для вышивания протыкали иглой пока тот еще не затвердел.