Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Ник Перумов и два меча: вновь заговорили о старом романе. А стоит ли?

Оглавление

Прочла на днях новость о том, что Перумову вернулись права на экранизацию его книги «Алмазный меч, Деревянный меч». Ещё в середине 2000-х в результате интереса к «Дозорам» Лукьяненко некая кинокомпания выкупила их, намереваясь сделать очередной «наш ответ Голливуду». Потом продала другой компании, и та через пять лет простоя вернула права автору.

Пока что фильм не получился.

А нужен ли он? Вот в чём вопрос.

Подхваченная волнами памяти, я решила вновь обратиться к «Алмазному мечу, Деревянному мечу», которые читала примерно в 2004 году. Уже будучи поклонницей «Властелина Колец» и после того, как прочла перумовский опус «Кольцо Тьмы», созданный «по мотивам» Толкина.

О чём роман?

Действие происходит в полностью вымышленном мире, причём очень (очень!) масштабном. Этот мир отдалённо напоминает Средиземье: перед нами мощнейшая Империя, охватывающая почти всю ойкумену, вместившая разнообразие рас от людей до орков. Здесь тоже была глобальная война, разделившая народы. Кстати, сам Перумов своей вторичности по отношению к Толкину и не скрывает. Хотя, как ни странно, книгу о мечах считает отстоящей от Толкина: мол, она для тех, кого "раздражает, что этот автор своими грязными лапами полез в Средиземье" (да ну?). Кстати, вы знали, что Ник Перумов сочиняет вторую книгу о Средиземье (вторую после "Кольца Тьмы")? Ка думаете, стоит?

Вернёмся всё же к "Алмазному мечу, деревянному мечу". У Перумова атмосфера не в пример более жестокая, чем у Толкина. Магия агрессивна, магические Ордена поглощены склоками, в катакомбах под двумя имперскими столицами живут чудовища, каждую осень жителей истребляют Смертные Ливни… Даже война, которая у Толкина описана в традициях великого эпоса и в немалой степени овеяна ореолом романтики, у Перумова предстаёт не более чем кровавой бойней со всеми неприглядными подробностями.

Завязка сюжета: в Империи назрели внутренние противоречия. Причём по всем фронтам. Молодой Император, только что взошедший на престол после смерти отца и годичного траура, вынашивает планы освобождения от гнёта семи магических орденов (что предполагает очередную всеобъемлющую войну). Несколько почти уничтоженных (вроде Дану) или наглухо порабощённых рас (вроде гномов) одновременно ведут своего рода партизанскую войну и выискивают магические талисманы, которые бы им помогли. За ключевыми игроками этой партии следят одновременно представители Радуги (магического сообщества), наёмники сохраняющей нейтралитет Скрой Лиги и загадочный рассказчик, который владеет почти абсолютной магией, но заключён в келью и предпочитает наблюдать со стороны, изредка дёргая людей во внешнем мире за ниточки для собственного удовольствия.

Помню, что тогда, в 2003 году, роман про мечи показался мне очень грубым. И в сюжетном плане (кровь, жёсткие подробности), и в творческом (подчас сниженный язык, много жанровых штампов, мир как будто вторичный и больше похожий на компьютерную игрушку, где спецэффекты важнее смысла). То, что произведение предполагало длинную вереницу продолжений, меня тоже не радовало. Как я уже писала, не люблю бесконечно «жевать» раздутые серии и «вариться» годами в одном и том же выдуманном мире.

Так что же дали «Мечи» моему читательскому опыту теперь, почти через 20 лет?

Впечатления

К сожалению, книга снова не впечатлила. Перумов показался одновременно чересчур кровавым и чересчур… В целом чересчур.

По всей видимости, автор намеревался создать мир всеобъемлющий – с разнообразием языков и даже диалектов, причём включая диахронию (новогномский и старогономский, например). Привычных фэнтезийных рас ему было мало, он предпочёл ввести свои (Дану, Вольные, не только гномы, но и дварфы с цвергами). Автор вообще любит градации и дробления. Думаю, его подход хорошо иллюстрирует такая цитата: «далеко не все согласны были лечиться даже у колдунов, не говоря уж о магах». Хм, а я думала, что «маг» и «колдун» - это синонимы… И что гном и дварф – это одно и то же (dwarf и есть гном по-английски).

У Империи целых две столицы, внимание читателя должно быть приковано к обеим. У большинства ключевых героев по 2-3 имени, включая Истинное и разные псевдонимы.

И, как я уже сказала, книга написана с прицелом на длинную серию продолжений и дополнений-ответвлений, так что мы видим только верхушку айсберга перумовской Вселенной.

В этом-то и проблема. Автор слишком подробен. И это до крайности утомляет. А ещё роман всё-таки довольно шаблонный, увы. Снова войны, снова любовь меж расами, снова кардинально «хорошие» и радикально «плохие»… Словом, спустя 20 лет я одолела только половину первой книги и поняла, что книга скорее отнимает силы, а не даёт их. Всё, далее не читаю. В моём понимании хорошая литература должна обогащать читателя (мыслями, идеями, даже иногда шаблонами поведения), а не обеднять, бесцельно отнимая драгоценное время.

Думаю, если роман Перумова так и не экранизируют, мы ничего не потеряем. Хотя это уже действительно в какой-то мере классика российского фэнтези, от этой мысли становится как-то неуютно.

А какое у вас отношение у Перумову, к роману «Алмазный меч, Деревянный меч» и к российской фантастике (фэнтези) вообще?

Ваша Ариаднина нить.

Если вы всё же прониклись началом истории о Разломе или желаете обновить старое издание, сообщаю, что роман относительно недавно (в 2017 году) переиздавался и стал выглядеть довольно неплохо по сравнению с первым изданием. Кстати, его уже нет в широкой продаже (разве что у букинистов). Это, пожалуй, говорит о востребованности автора (жанра?). Но почему? Просто ничего лучше на русскоязычном рынке нет?

Обложка относительно нового издания от "Эксмо".
Обложка относительно нового издания от "Эксмо".