А кто-нибудь вообще читает сегодня драму?
Задаться этим вопросом меня побудили собственные наблюдения и высказывания коллег (например, на канале «Записки литературного редактора»).
Я сама безусловно предпочитаю романистику всем остальным жанрам. Впрочем, если поэзию я совсем не люблю, то драматические произведения, на мой взгляд, иногда очень даже достойны внимания. Считаю, что сегодня этот жанр именно как объект для чтения забыт незаслуженно. Предлагаю вместе пройтись по лучшим пьесам в истории мировой литературы, которые до сих пор актуальны (сужу не как театровед, а как читатель). Нумерация случайная, просто в том порядке, как пьесы мне вспомнились. Прошу не судить за это строго.
1. Еврипид «Медея» (431 год до н.э.). Классическая древнегреческая трагедия. Ясон (да-да, тот самый аргонавт) желает оставить жену Медею и вновь жениться на дочери коринфского царя. Медея, желая отомстить неверному, посылает ему отравленные украшения, да ещё и убивает собственных детей, чтобы месть была ещё более сильнодействующей. В полном соответствии с канонами древнегреческой трагедии в конце пьесы появляется «бог из машины» и забирает Медею с трупами детей на небо. Одно из самых известных сценических воплощений Медеи принадлежит знаменитой французской актрисе Саре Бернар. Великий модернист Альфонс Муха навсегда запечатлел её в этом образе.
2. Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1600-1601), «Макбет» (1603-1606), «Отелло» (1604). Это классика из классики, даже не хочу комментировать. Сами завязки трагедий в наши дни свободы нравов покажутся, возможно, надуманными. Но острота чувств и прекрасные стихотворные переводы русских классиков (Лозинского или Пастернака) делают пьесы XVI века неувядающими. Изюминка Шекспира – неразрешимый (в его время) трагический конфликт между долгом и чувством. Причём чувство не обязательно может быть любовью мужчины и женщины, но и чувством справедливости и мести (Гамлет), жажды власти (Макбет). Да, у Шекспира можно назвать и другие произведения, но не хочу раздувать подборку.
3. Лопе де Вега «Собака на сене» (1618). Комедия великого испанского драматурга повествует о перипетиях жизни в строго регламентированном сословном обществе. Позволено ли любить неравного тебе по положению и богатству?
4. Эдмон Ростан «Сирано де Бержерак» (1897). Физическая красота и глупость против ума и образованности вкупе с... уродством. Какой же кавалер победит в любовном треугольнике? Классическая драма Ростана и сегодня не теряет актуальности, несколько раз была экранизирована и по-прежнему входит в репертуар ведущих мировых театров.
5. Жан-Батист Мольер «Тартюф, или Обманщик» (1664). Искромётная комедия известнейшего французского драматурга до сих пор входит в репертуары театров от столичных до провинциальных. В пьесе показан ловкий мошенник, втирающийся в доверие к богатому мещанину. Мольер высмеивает и записных умников, и богачей-простаков, не сумевших нажить интеллектуальный капитал.
6. Пьер-Огюстен Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1779). Классическая комедия положений, которая не сходит со сцены уже третье столетие. Действие происходит в течение всего лишь одного дня в замке испанского графа Альмавивы и полно интриг и интрижек, переодеваний, ревности и скабрёзного юмора. Известно, что во Франции постановка была запрещена и вошла в театральный репертуар только через 20 лет после создании. В России пьеса была впервые поставлены почти сразу после создания (при Екатерине Второй) и имела грандиозный успех.
8. Денис Фонвизин «Недоросль» (1782). Бессмертная комедия о дворянском воспитании, ставшая в какой-то мере зеркалом русской жизни XVIII столетия. Это произведения из эпохи классицизма, поэтому здесь будут типизированные и утрированные персонажи (с говорящими фамилиями), а также обязательная мораль и назидательный подтекст.
9. Николай Гоголь «Ревизор» (1835) и «Женитьба» (1833-1835). Великие произведения великого автора. Думаю, в комментариях они не нуждаются. Увы, «Ревизор» как нельзя более современен в России 21 века. «Женитьбы» по сравнению с ним утратила актуальность, но утратила литературной ценности.
10. Михаил Лермонтов «Маскарад» (1835). Весьма известное произведение Лермонтова, которое при жизни автора так и не увидело постановки из-за требований цензуры. Сюжет строится вокруг аристократа Евгения Арбенина, который, будучи связан путами великосветского общества, становится жертвой страстей и убивает жену, которую напрасно заподозрил в измене, а сам сходит с ума.
11. Александр Грибоедов «Горе от ума» (1822-1824). Великое произведение, сочетающее в себе черты классицизма, романтизма и реализма. Прекрасно, что оно до сих пор входит в школьную программу и разбирается весьма детально, поэтому комментарии излишни.
12. Александр Островский «Гроза» (1959) и «Бесприданница» (1874-1878). А.Н. Островский был одним из русских виднейших писателей середины XIX века – именно писателей, ведь тогда пьесы публиковались в журналах наряду с прозой и поэзией, была традиция публичных авторских читок в салонах. То есть драматургией наслаждались в первую очередь именно как литературными произведениями, и только потом – в сценическом воплощении. Пьесу «Бесприданница» современники и особенно критики приняли враждебно. История «глупенькой обольщённой девицы» показалась рецензентам скучной, и пьеса стала оглушительным провалом. Успех пришёл к ней только после смерти автора. А вот «Гроза» была сразу замечена и высоко оценена критиками (помним Добролюбова), которые усмотрели в ней своего рода манифест новой пореформенной России (кстати, опять «женский вопрос»). Хотя не все были пьесой довольны (вспомним Писарева и Григорьева).
13. Антон Чехов «Вишнёвый сад» (1903), «Чайка» (1895-1896), «Три сестры» (1900), «Дядя Ваня» (1896). Чехов заслуженно считается реформатором русской (да и мировой) драматургии, поскольку именно он привнёс в театр понятие настроения и бытовизма как основы сюжета. Современники нередко упрекали Чехова в отсутствии фабулы, и действительно, его произведения построены скорее на чувствах и переживаниях, чем на событиях. Но, пожалуй, именно этим его пьесы и прекрасны.
14. Морис Метерлинк «Синяя птица» (1905). Трогательная сказка о поисках птицы счастья, которая может исцелить больную девочку. Бессмертное произведение французского классика, которое впервые увидело свет на сцене Московского художественного театра.
15. Генрик Ибсен «Кукольный дом» (1879). В последней пьесе остро поднимается наболевший к концу XIX века «женский вопрос» (роль и место женщины в обществе, женский труд, женщина и деньги), а также затрагиваются вопросы свободы личности в закосневшем обществе.
16. Максим Горький «На дне» (1902). Ещё один шедевр из школьной программы, который в школьном возрасте сложно оценить. Здесь затронут целый ворох проблем: катастрофическое социальное неравенство, предреволюционные настроения, Бог и человек, самоопределение личности, жизненные ценности, предательство, любовь и смерть… Действие происходит в ночлежке для неимущих, и действующие лица представляют целую галерею человеческих типов из низов – воры, проститутки, нищие, рабочие, неудачники всех мастей.
17. Джордж Бернард Шоу «Пигмалион» (1912). Известнейшая пьеса британского драматурга, затрагивающая ключевые социальные проблемы (расслоение общества, ум и глупость, опять же «женский вопрос»). Только вот чего-чего, а любви в этой пьесе точно нет, в отличие от снятого по мотивам «Пигмалиона» мюзикла «Моя прекрасная леди» с Одри Хэпбёрн.
18. Владимир Маяковский «Клоп» (1928) и «Баня» (1930). «Клоп» - сатирическая пьеса Маяковского, пропитанная коммунистическими идеями. Но и тут автор умудрился поставить вневременные вопросы: противопоставление труда и «красивой жизни» сегодня тоже как нельзя актуально. «Баня» - тоже сатирическое произведение, высмеивающее бюрократизм, приспособленчество и узколобость коммунистических «божков»-чиновников (они же «главначпупсы» с лёгкой руки автора).
19. Теннесси Уильямс «Трамвай «Желание» (1947). Самая известная пьеса американского драматурга, отразившего и вневременные проблемы общества (конфликт рабочих и интеллектуалов), и жизненные трудности чувствительной личности, и да – снова «женский вопрос» в маскулинном мире.
20. Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и её дети» (1938-1939), «Трёхгрошовая опера» (1928). Выдающийся немецкий драматург, автор и идеолог экспериментального театра, который сочетал бы эпос и драму. "Мамаша Кураж" в канун Второй мировой войны, и уже через много лет самому автору случайно открылось, что в образе главной героини заключена метафора на Германию, развязывающую войны, но не признающую своих ошибок.
21. Михаил Булгаков «Дни Турбиных» (1925). Пьеса написана на основе романа Булгакова «Белая гвардия» и отсылает ко временам Гражданской войны. Место действия – Киев 1920-х. Меняется власть, ломается общественный строй, и на этом фоне разваливается жизнь в семье Турбиных. Уже в 1929 году пьеса была снята из театрального репертуара, автора обвинили в пропаганде белогвардейщины. Правда, сам Сталин высказался «за» пьесу, поскольку в ней показана несостоятельность белого движения.
22. Александр Вампилов «Утиная охота» (1967). Вампилов – пожалуй, самый известный и самый талантливый из советских драматургов (хотя прожил он немного и непростую жизнь). Пьеса обнажает многие проблемы советского общества – тотальную зависть, униженность, подковёрные интриги и даже наличие непоощряемых связей. Пьеса чудом была опубликована при жизни автора, но её тут же признали крамольной. Однако, к счастью, «Утиную охоту» ставят до сих пор, как и другие пьесы Вампилова.
23. Евгений Шварц «Обыкновенное чудо» (1954) и «Дракон» (1942-1944). «Дракон», по свидетельству современников, был настоящим манифестом антифашизма. Он написан во время войны, в эвакуации, и в аллегорической отразил ненависть автора к «коричневой чуме». Правда, когда я читала пьесу, я увидела там прежде всего аллюзию на сталинизм как неограниченную власть Дракона. Видимо, не только я одна, поскольку постановка была фактически сразу же запрещена до 1962 года, а потом запрещена ещё раз. «Дракон» поднимает социально-этические вопросы (как победить угнетателя, не превращаясь в угнетателя самому; и как «перекроить» людей, если они сами хотят быть под ярмом). А «Обыкновенное чудо» - это, конечно, сказка прежде всего о Любви. У обеих пьес есть великолепные экранизации (у «Чуда» даже не одна), так что больше комментариев не даю. Читайте Шварца, друзья!
24. Том Стоппард «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966). Абсурдистское переосмысление шекспировского «Гамлета».
25. Леонид Филатов «Про Федота-стральца, удалого молодца» (1986). Удачная сатирическая стилизация под народную сказку и одновременно насмешка над современной автору российской действительностью.
26. Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст» (1774-1831). Замыкаю подборку именно «Фаустом», потому что это, на мой взгляд, уникальный случай – драма, изначально предназначенная только для чтения (не для постановки). Считается вершиной творчества Гёте и немецкой поэзии вообще.
Современных драматургов, увы, не так много, тем более таких, которые обрели широкую известность. В России это, пожалуй, один Евгений Гришковец. Ну, ещё Иван Вырыпаев более или менее на слуху. Если хочется узнать другие имена, неплохой список вот здесь.
И вместо заключения: так стоит ли сегодня читать драматические произведения? Зачем они, когда вокруг столько романов?
Думаю, драма в какой-то мере отражает творческую зрелость автора, потому что этот формат далеко не всем подвластен. До него надо дозреть. Чтобы суметь относительно (по сравнению с прозой) кратко и ёмко выразить мысль и выстроить сюжет, нужен талант и упорный труд. Так что, читая драму, вы обычно погружаетесь в действительно хорошую литературу, которая держит в напряжении до конца.
Во-вторых, драма – очень «визуальный» род литературы. Она сильнее других подстёгивает воображение, потому что авторы, с одной стороны, дают с помощью ремарок дают подсказки и лазейки во внутренний мир героев, но с другой стороны, довольно скупы в описаниях, так что читателю волей-неволей приходится задействовать воображение на полную катушку.
А вы читаете драматические произведения? Какие особенно полюбились? Жду вас в комментариях.
Ваша Ариаднина нить.