Министерство обороны России планирует создать специализированное управление, которое займётся вопросами развития искусственного интеллекта. Об этом сообщили в пресс-службе правительства РФ по итогам заседания рабочей группы по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения.
Годом ранее стало известно о проведении закрытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы «Каштан» - «Исследования по созданию экспериментального образца комплекса разработки, обучения и реализации глубоких нейронных сетей для нового поколения военных систем с искусственным интеллектом». НИР проводится в технополисе ЭРА, специализирующемся в том числе и на искусственном интеллекте и информационных системах, и должна быть завершена до 10 ноября 2022 года.
Учитывая уровень современных технологий, искусственный интеллект сейчас является не роскошью, а необходимостью. Однако на сегодняшний день он уже не является чем-то принципиально новым, поскольку то, что повсеместно принято называть «искусственным интеллектом» - это нейросети - система искусственных нейронов, способная обучаться методом позитивных и негативных подкреплений, а также путём проб и ошибок. Ключевой инструмент в обучении нейросети — это обратная связь, которая используется и в «живом» мире: точно таким же образом дети учатся у своих родителей.
Как известно, сейчас нейросети (НС) используются не только на бытовом уровне, но и в сфере безопасности: нейросети помогают правоохранительным органам находить преступников как в физическом, так и в цифровом мире. В медицине существует метод диагностики, основанный на нейросетях и выдающий результаты с высокой точностью.
В военном деле, где в критический момент на счету каждая доля секунды, и автоматизированные системы управления (АСУ), и нейросети выполняют одни и те же базовые функции:
- планирование и прогнозирование;
- учет, контроль, анализ;
- координацию и регулирование.
Они обе способны обрабатывать колоссальные объёмы данных. Но между этими двумя средствами есть ключевое различие: выполнение части функций АСУ по-прежнему осуществляется за человеком-оператором. Это касается и случаев, если АСУ обладает Системой поддержки принятия решений (СППР) — программа лишь предлагает решение, но подтвердить или отклонить его может только оператор.
Нейросеть же автономна, и человек здесь выступает только для её обучения. В дальнейшем человек лишь корректирует действия нейросети. А поскольку у АСУ и НС кардинально разные принципы работы — работа нейросети основана на произвольных циклах операций —, нейросеть гораздо сложнее взломать. По той же причине работа с НС требует большой осторожности — из-за того же фактора хаотичности нейросеть является ящиком Пандоры. То есть, невозможно предугадать, на каких основаниях НС принимает решения после окончания обучения.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"