Заимствование некоторых элементов или целых композиционных структур у других исполнителей в музыке встречается повсеместно. И зачастую сами группы даже не скрывают этого, открыто заявляя, у кого конкретно что они взяли или чьим творчеством вдохновлялись.
Отдельный же интерес представляют случаи, когда музыканты либо не дают никаких комментариев по поводу сходств тех или иных своих композиций с чужими произведениями, либо та грань, которая отделяет оригинальный материал от копии настолько тонка, что далеко не всегда понятно: а было ли заимствование на самом деле?
Прослушивая композиции многих известных рок-групп, я выделил из них несколько пар, которые имеют не особо явное, но все же ощутимое сходство.
1. "Break On Through" (The Doors) / "What'd I Say" (Ray Charles)
Ни для кого не секрет, что The Doors, особенно на заре своей карьеры, вдохновлялись многими блюзменами. В случае с их первым синглом "Break On Through" музыканты признавались, что гитарный рифф песни навеян одной из композиций Пола Баттерфилда, а звук клавишных - работой джазмена Стэна Гетца.
Однако мне в данной песне The Doors отчетливо видится главный хит Рэя Чарльза "What'd I Say". У этих композиций практически одинаковое вступление: сначала мы слышим идентичную клавишную басовую партию, затем вступает джазовый стук ударных:
После, правда, песни расходятся, и каждая движется по своему собственному пути. Но не заметить пересечений в начале по-моему невозможно: "What'd I Say" Чарльза вышла еще в 1959 году, поэтому не исключено, что при работе над "Break On Through" The Doors оглядывались на нее. Хотя про вступление, похожее на "What'd I Say", сама группа никогда ничего не говорила.
2. "Stormbringer" (Deep Purple) / "Traveller In Time" (Uriah Heep)
Здесь сходство не такое очевидное, и кто-то возможно скажет, что его вовсе нет. Кроется оно снова во вступлении, а точнее в его динамике. Уж больно гитарный взрыв, перемежаемый моментами затишья, первых нескольких секунд пёрпловской "Srormbringer" с одноименного альбома 1974 года напоминает аналогичный ход из "Traveller In Time" Uriah Heep с их "Демонов и волшебников" (1972).
На протяжении всего остального времени не скажешь, что композиции чем-то похожи: Ричи Блэкмор продолжает гитарную атаку, дополняемую воинственным пением Дэвида Ковердейла, в то время как Мик Бокс ослабляет накал страстей, и в дело вступает лиричный голос Дэвида Байрона. Однако общий мотив, наиболее отчетливо проступающий в начале и иногда всплывающий в других местах песен, не позволяет перестать думать, что они словно слегка искаженные отражения друг друга.
3. "He's a Woman - She's a Man" (Scorpions) / "War Pigs" (Black Sabbath)
Как отцов-основателей хэви-метала не копировать Black Sabbath было крайне трудно. По такому пути, скорей всего, и пошли немецкие металлисты Scorpions, когда записывали песню "He's a Woman - She's a Man" для своего студийного альбома "Taken By Force" 1977 года, посматривая одним косым на своих предшественников. Хотя точно я этого утверждать не могу.
Послушайте первые аккорды композиции. Ничего не напоминает? Да это же основная тема "War Pigs" Black Sabbath с их альбома "Paranoid" 1970 года!
Впрочем, Скорпионы быстро исправились и почти сразу же после похожего начала выдали совершенно иной саунд, получившийся даже более тяжелым и агрессивным, чем у признанных мэтров.
4. "Immigrant Song" (Led Zeppelin) / "Little Miss Lover" (Jimi Hendrix Experience)
Уж кому-кому, а Led Zeppelin по части заимствования чужих произведений всегда было что сказать. История помнит обвинения группы в плагиате некоторых песен с их первых двух альбомов, когда за основу были взяты работы Мадди Уотерса, Хоулин Вулфа и многих других.
В этот раз на плагиат Led Zeppelin указал сам Ричи Блэкмор:
Как-то раз между ним и барабанщиком Джоном Бонэмом произошел разговор следующего толка: выпивая с Блэкмором в баре Rainbow, Бонэм язвительно заметил, что, должно быть, сложно стоять на сцене и играть "Smoke On the Water".
Ричи умело парировал: не труднее, чем "Whole Lotta Love". "Мы, по крайней мере, никого не копируем".
"Я точно знаю, откуда вы взяли эту duh-der-duh-der-dum; вы взяли ее из Hey Joe и просто подогнали под ритм"
"А Immigrant Song - из Little Miss Lover".
Но если подгонка под ритм основного мотива "Hey Joe" еще сомнительна, то гитарный рифф и ритм ударных в "Immigrant Song" не оставляют сомнений: они отсылают именно к барабанному рисунку Митча Митчелла в "Little Miss Lover". Хотя было ли копирование на самом деле, или же это просто совпадение - вопрос открытый.
В конце концов, я придерживаюсь такой политики: если итоговое произведение получилось хорошим, то неважно, было оно заимствовано или нет. А все представленные композиции не только получились превосходными, но и давно вошли в историю рока. Так зачем тогда корить данных исполнителей за плагиат? Тем более, уже все давно придумано и сыграно, и параллелей в музыке просто не избежать.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: