Найти в Дзене
Top of the Rocks

Плагиат или совпадение? Какие песни великих рок-групп имеют много общего

Заимствование некоторых элементов или целых композиционных структур у других исполнителей в музыке встречается повсеместно. И зачастую сами группы даже не скрывают этого, открыто заявляя, у кого конкретно что они взяли или чьим творчеством вдохновлялись. Отдельный же интерес представляют случаи, когда музыканты либо не дают никаких комментариев по поводу сходств тех или иных своих композиций с чужими произведениями, либо та грань, которая отделяет оригинальный материал от копии настолько тонка, что далеко не всегда понятно: а было ли заимствование на самом деле? Прослушивая композиции многих известных рок-групп, я выделил из них несколько пар, которые имеют не особо явное, но все же ощутимое сходство. Ни для кого не секрет, что The Doors, особенно на заре своей карьеры, вдохновлялись многими блюзменами. В случае с их первым синглом "Break On Through" музыканты признавались, что гитарный рифф песни навеян одной из композиций Пола Баттерфилда, а звук клавишных - работой джазмена Стэна Г
Оглавление

Заимствование некоторых элементов или целых композиционных структур у других исполнителей в музыке встречается повсеместно. И зачастую сами группы даже не скрывают этого, открыто заявляя, у кого конкретно что они взяли или чьим творчеством вдохновлялись.

Отдельный же интерес представляют случаи, когда музыканты либо не дают никаких комментариев по поводу сходств тех или иных своих композиций с чужими произведениями, либо та грань, которая отделяет оригинальный материал от копии настолько тонка, что далеко не всегда понятно: а было ли заимствование на самом деле?

Прослушивая композиции многих известных рок-групп, я выделил из них несколько пар, которые имеют не особо явное, но все же ощутимое сходство.

1. "Break On Through" (The Doors) / "What'd I Say" (Ray Charles)

Ни для кого не секрет, что The Doors, особенно на заре своей карьеры, вдохновлялись многими блюзменами. В случае с их первым синглом "Break On Through" музыканты признавались, что гитарный рифф песни навеян одной из композиций Пола Баттерфилда, а звук клавишных - работой джазмена Стэна Гетца.

Однако мне в данной песне The Doors отчетливо видится главный хит Рэя Чарльза "What'd I Say". У этих композиций практически одинаковое вступление: сначала мы слышим идентичную клавишную басовую партию, затем вступает джазовый стук ударных:

После, правда, песни расходятся, и каждая движется по своему собственному пути. Но не заметить пересечений в начале по-моему невозможно: "What'd I Say" Чарльза вышла еще в 1959 году, поэтому не исключено, что при работе над "Break On Through" The Doors оглядывались на нее. Хотя про вступление, похожее на "What'd I Say", сама группа никогда ничего не говорила.

2. "Stormbringer" (Deep Purple) / "Traveller In Time" (Uriah Heep)

-2

Здесь сходство не такое очевидное, и кто-то возможно скажет, что его вовсе нет. Кроется оно снова во вступлении, а точнее в его динамике. Уж больно гитарный взрыв, перемежаемый моментами затишья, первых нескольких секунд пёрпловской "Srormbringer" с одноименного альбома 1974 года напоминает аналогичный ход из "Traveller In Time" Uriah Heep с их "Демонов и волшебников" (1972).

На протяжении всего остального времени не скажешь, что композиции чем-то похожи: Ричи Блэкмор продолжает гитарную атаку, дополняемую воинственным пением Дэвида Ковердейла, в то время как Мик Бокс ослабляет накал страстей, и в дело вступает лиричный голос Дэвида Байрона. Однако общий мотив, наиболее отчетливо проступающий в начале и иногда всплывающий в других местах песен, не позволяет перестать думать, что они словно слегка искаженные отражения друг друга.

3. "He's a Woman - She's a Man" (Scorpions) / "War Pigs" (Black Sabbath)

-3

Как отцов-основателей хэви-метала не копировать Black Sabbath было крайне трудно. По такому пути, скорей всего, и пошли немецкие металлисты Scorpions, когда записывали песню "He's a Woman - She's a Man" для своего студийного альбома "Taken By Force" 1977 года, посматривая одним косым на своих предшественников. Хотя точно я этого утверждать не могу.

Послушайте первые аккорды композиции. Ничего не напоминает? Да это же основная тема "War Pigs" Black Sabbath с их альбома "Paranoid" 1970 года!

Впрочем, Скорпионы быстро исправились и почти сразу же после похожего начала выдали совершенно иной саунд, получившийся даже более тяжелым и агрессивным, чем у признанных мэтров.

4. "Immigrant Song" (Led Zeppelin) / "Little Miss Lover" (Jimi Hendrix Experience)

-4

Уж кому-кому, а Led Zeppelin по части заимствования чужих произведений всегда было что сказать. История помнит обвинения группы в плагиате некоторых песен с их первых двух альбомов, когда за основу были взяты работы Мадди Уотерса, Хоулин Вулфа и многих других.

В этот раз на плагиат Led Zeppelin указал сам Ричи Блэкмор:

Как-то раз между ним и барабанщиком Джоном Бонэмом произошел разговор следующего толка: выпивая с Блэкмором в баре Rainbow, Бонэм язвительно заметил, что, должно быть, сложно стоять на сцене и играть "Smoke On the Water".

Ричи умело парировал: не труднее, чем "Whole Lotta Love". "Мы, по крайней мере, никого не копируем".

"Я точно знаю, откуда вы взяли эту duh-der-duh-der-dum; вы взяли ее из Hey Joe и просто подогнали под ритм"

"А Immigrant Song - из Little Miss Lover".

Но если подгонка под ритм основного мотива "Hey Joe" еще сомнительна, то гитарный рифф и ритм ударных в "Immigrant Song" не оставляют сомнений: они отсылают именно к барабанному рисунку Митча Митчелла в "Little Miss Lover". Хотя было ли копирование на самом деле, или же это просто совпадение - вопрос открытый.

В конце концов, я придерживаюсь такой политики: если итоговое произведение получилось хорошим, то неважно, было оно заимствовано или нет. А все представленные композиции не только получились превосходными, но и давно вошли в историю рока. Так зачем тогда корить данных исполнителей за плагиат? Тем более, уже все давно придумано и сыграно, и параллелей в музыке просто не избежать.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: