Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Топ-50 сериалов для сценариста. Как работает нелинейная структура

Оглавление

2 года назад Алексей Караулов читал лекцию, которая почему-то прошла мимо нас, в библиотеке Достоевского. Мы решили кратенько поделиться с вами приёмами в работе над нелинейной структурой, о которых говорит Алексей.

Перед тем, как перейдём к приёмам надо зафиксировать некоторые моменты, давайте разберёмся как работает теория восприятия и теория постмодерна.

Теория восприятия

  1. Можно давать зрителю вообще не то, что он ждёт. Происходит чёрте что, чтобы сломать шаблоны. Это очень рискованно и дерзко, этот способ применять не рекомендуется (сериал «Твин Пикс», 3 сезон).

2. Можно давать зрителю то, что он хочет и так, как привык. Например, «Гравити Фолз» — зритель хотел увидеть какую-то сказку и чтобы история закончилась по-доброму — он это получил. С этим приёмом идеально работает «Россия-1»

-2

3. Самый лучший способ — давать зрителю то, что он хочет, но не так, как привык (например, сериал «Звёздный путь: Дискавери»), а для этого надо знать, где конец истории.

-3

Если вы знаете, чем заканчивается ваша история – вы можете привести зрителя, не тем способом, который он ждёт. Зрителю нужно давать чувство: «я – молодец, я догадался». И нелинейная структура — это инструмент достижения этого. Классические структуры уже не так работают сегодня, нужно руководствоваться эмоциями. Перейдём к теории постмодерна.

Теория постмодерна

Рассмотрим два термина.

1.Пространство потоков. Сегодня мы постоянно получаем информацию. Картина мира стала не географическая, а то, что держим в голове, то, что воспринимаем. Мы можем звонить в Америку по скайпу; слушать в Москве лекции, которые проходят в Лондоне. Исчезли границы времени и пространства. Это можно проследить в сериалах «Детективное агентство Дирка Джентли» «Однажды в сказке», «Сорвиголова». То, что могло казаться бредом, в этих мирах — норма, и нас это не смущает.

Как это повлияло?

Мы стали смешивать всё в кучу: человек одновременно любит «Звёздные войны» и «Незнайку на Луне», аниме и печь пироги. И это не противоречиво.
Интерес к теориям заговоров вырос, потому что мы пытаемся внутри себя увязать непротиворечивую картину мира.
Если спросить: «в какой России вы живёте?». Каждый ответит по-своему. Мы все живём в своих замкнутых пространствах, в своём мире. (В Discord можно создать мирок из 5 человек, вы будете друзьями и вам будет кайфово, все будут в разных странах/городах. А потом вы выходите из игры и этот мир закрывается). Это всё по сути – шизофреническое.
Поэтому в сериалах появляются какие-то шизофренические вещи, но оно не является противоречием. Сейчас мешать и валить всё в одну кучу можно и нужно.
-4

2. Глобальная деревня. В деревне невозможно пройти, чтобы вас не поймали и не рассказали новость. И вы вовлечены в историю, которая вас вообще не касалась. И сейчас у нас вызывают эмпатию, эмоции вещи, которые нас вообще не касаются, потому что множество информации вокруг нас. Из-за этого многие отучились пугаться, сопереживать и т.д., границы того, что нам интересно – сильно размылись. Сериалы «Однажды ночью», «Американская история ужасов», «Больница Никербокер».

-5
Мы сейчас готовы к восприятию любой фигни. Нам — лишь бы это круче завернули и была драма такая, что нашу избалованную эмпатию захлестнуло.

Сегодня существует длинный хвост. Количество книг, которое может продаваться — конечно, и так с любыми товарами. Поэтому всегда продавались только хиты. Но, если представить бесконечный стеллаж, на котором будет всё, человек обязательно найдёт то, что ему нужно. Конечно, 90% продаж будет от хитов, но этот хвост людей, которые готовы что-то покупать, смотреть, будет бесконечным. И это позволяет делать интернет и онлайн-площадки с сериалами. «GLOW», «Американский вандал», «OA».

-6
Не обязательно писать только хиты, потому что каналов, по которым ты можешь донести сериалы до зрителя стало намного больше.

Как это всё повлияло на то, как писать сериалы?

1.Размер битов стал меньше. Каждую минуту что-то должно происходить. Каждая сцена – это мини-фильм, имеющий начало, середину и конец.

· Чем больше у вас главных героев, тем больше у вас возможностей для рассказывания микроисторий внутри каждой истории.

· Не всегда есть возможность внутри истории показать, поэтому добавляют хорошо написанный монолог, который говорит прекрасный артист.

· Очень быстро говорящие персонажи. Люди в жизни сообщают друг другу очень много информации, перебивают друг друга и т.д., поэтому это хорошо смотрится в сериале. Это позволяет экономить, сообщать очень много информации, сократить пустое пространство.

Примеры сериалов: «Восьмое чувство» (много персонажей), «Забытые богом» (почти нет действий, много монологов), «Пространство»/Expanse (огромнейшая вселенная, люди очень быстро говорят).

-7

2. Историю рассказываем не через логическую цепочку, а эмоциональную. Например, идёт лекция, кто-то встаёт кричит лектору, что он несёт чушь, все спорят с ним, лектор обижается и уходит, а аудитория не понимает будет дальше лекция или нет – это эмоциональное. А если объяснять, что стало с аудиторией дальше (средние продюсеры иногда так просят и это ужасно) – это логическое. Объяснять, как раз, не надо. Качественные истории идут за героем. И это правильно и жизнеподобно, потому что мы не задаёмся вопросом в кафе, как после моего ухода чувствует себя официант.

Эмоциональное развитие интереснее, чем логические объяснения, что случилось с кем-то третьестепенным, другим, а не героем. И эти три сериала про эмоционально повреждённых людей: «Каратель», «Родина», «Мост».

Мы помним эмоции, которые испытали по пути, а не конкретно путь, который прошли. Забудьте о том, что не важно для переживания зрителя. Зритель хочет переживать, удивляться, вместе с героем проходить пути и проживать жизни.

То, что происходит сейчас влияет сильнее, чем тот сюжет, который вы хотите рассказать. Забудьте о сюжете, делайте каждую следующую сцену такой, которая эмоционально сильнее бы повлияла на героя.

-8

3. Использование слов, которые вы никогда не использовали, выталкивает вас на новый уровень. Бродский назвал это — «дописаться». Пишем мы также, как говорим, по определённым шаблонам. По тексту можно понять, кто его писал. Стихотворения – высшая форма письма, потому что необходимость использовать рифму, ломает твои шаблоны.

· Визуальная рифма может определять развитие сюжета.

· Методом случайных ассоциаций можно вытолкать себя в новую область, добиться нового уровня сторителлинга.

Не бойтесь думать, чем визуально заканчивается сцена и как это можно связать со следующей сценой. Иногда через это можно найти какой-то комплекс герою.
Работать через форму поиска новых смыслов – это то, чем занята новая драматургия.

Примеры сериалов: «Американские боги», «Табу», «Легион» (монтаж работает как рифма, пользуются методом случайных ассоциаций).

4. Диегезис – когда историю рассказывают, а не показывают. Человек в кадре рассказывает, что произошло.

Сейчас рассказывание нужно не для передачи фактов, не для конструировании истории, а чтобы дать оценку вашей истории (как хор у Шекспира). Это создание эмоционального фона. Из-за соц. сетей мы привыкли, что у нас есть инструмент оценивания ситуации.

Фрэнк Андервуд ломает четвертую стену не для того, чтобы рассказать, что будет, а чтобы поиграть со зрителем или рассказать, что он думает о ситуации.
Нам нужен надтекст, нужно отношение персонажа, а не помещать историю в контекст истории.

Примеры сериалов: «Карточный домик», «Конец ***ного мира», «Охотник за разумом».

-9

5. Ищите способы сломать шаблон, и сыграть в игру со зрителем.

· Странный герой. Псих – будет банальным. Лучше человек, у которого проблема, например, депрессия («Конь БоДжек»), или человек, который теряет память каждые 15 минут («Мементо»), или человек, который не может распознавать лица.

Путешествие во времени. Например, главный герой из-за путаницы во времени, является сыном самому себе, отправился в прошлое и сам себя зачал. Используйте временные петли, хроноклазмы.

Герой-роботМир Дикого Запада» - создатели смогли спрятать тот факт, что они писали историю на очень длинном отрезке, воспользовались для этого крутым приёмом – внешний вид: человек в белой шляпе, а потом в чёрной шляпе. Потому что мы привыкли судить по внешности, привыкли, что люди меняются в течении жизни).

Неизменяющийся герой. Клоны, размороженные люди и т.п.

Создание странного героя, не воспринимающего жизнь линейно, не живущего от точки А к точке Б – это задача, это то, что может позволить со зрителем поиграть в игру.

Сюда же — немецкий сериал «Тьма».

· Странный мир. Это обычные персонажи, которые живут в мире, в котором существует возможность перехода между мирами, существуют какие-то прорывы, через которую прорывается нечисть, технологии с других миров и т.д.

Непрочный мир. Можно завернуть за угол не в то время, когда персонажа ждали, и всё идёт не так. Даже Илон Маск пытается доказать, что весь наш мир голограмма. Поэтому это работает.

Мир будущего.

Множество миров.

К таким относятся сериалы: «Грань»/Fringe, «Видоизменённый углерод», «Рик и Морти»

-10

6. Тизер. Предвосхищает события сериала, который сразу даёт зрителю то, чего он хочет. И задаёт жанр. Например, показывают сразу двух людей, которые целуются, а потом история – «за 6 месяцев до этого». И рассказываем историю, которая, как нам кажется, никак не может привести к этому тизеру.

Это классический, простой приём, но работающий.

Лучше всего воплотил этот приём сериал «Во все тяжкие», а также сериалы «Схватка»/Damages, «Как избежать наказание за убийство».

7. Рамочная структура. Когда начало и конец – это, например, один день; вся история является восстановленной по словам героя, события прошлого. Даже комедии на этом строится («Как я встретил вашу маму»). Когда есть рассказчик или одно из действующих лиц, которое допрашивают или ещё что-то.

В этом плане сериалы: «Вавилон-Берлин», «Вражда», «Большая маленькая ложь».

«Большая маленькая ложь» содержит в себе множество приёмов: много персонажей; много говорят; рамочная структура; дают оценки; говорят о событии, которое мы не разу не видим; подготовка к событию гораздо красивее, чем само событие; склейки через случайные события и т.д.

Имитация человеческой памяти, лжи и т.п. Спустя годы вы спрашиваете человека, и он с трудом вспоминает: «А, ну это то, как мы работали над делом...а, нет, подождите, с другого надо начать...». К таким сериалам относятся: «Любовники», «Настоящий детектив», «Фарго».

Благодаря рассказчику вы можете рассказывать любую чушь, она даёт вам абсолютную свободу, возможность давать оценки и т.д. потому что люди не всё запоминают, где-то врут, выдумывают и т.д. Высший пилотаж данного приёма - это работы Чарли Кауфмана (по нему даже диссертации пишут).

8. Вставные серии – флэшбэки, или другая линия. Показывают через это что-то новое о персонаже, и зритель меняет о нём мнение.

Флэшбэк – лучше делать целой серией. Это время, когда успеваешь рассказать историю и позволяет выдохнуть. Особенно хорошо, когда 5 серия заканчивается мощным крючком, а 6 серия– флэшбэк, или про других персонажей.

Такой приём лучше не использовать в сериалах, которые выходят сразу всем сезоном, потому что зритель может переключиться сразу на следующую серию.

Примеры сериалов: «Озарк», «Утопия», «Оставленные».

-11

9. Можем играть не только с ожиданиями зрителя от жанра, от героя, от события, но и играть с его представлениями о допустимом и возможном.

· Иногда можно убивать главных героев. Игра престолов»).

· В ромкоме влюблённые могут не подходить друг другу. Любовь»).

Даже Чехов однажды написал: «Они любили друг друга всю жизнь, поженились и жили несчастливо». В жизни бывает, что мы знаем, что с человеком будем несчастливы, но почему-то встречаемся.

· Оказавшись на необитаемом острове, и когда будет биться за жизнь, человек не будет думать о морали.Остаться в живых»).

Нужно пользоваться моралью. Иногда можно рассказать историю с точки зрения антагониста, а не героя.

10. Вы всегда должны знать больше, чем зритель.

В сериале «Очень странные дела» целая библия, целая книга: по каким законам существует «изнанка», животный мир, температуры и т.д., хотя в сериале этого нет, но они это знают.

Благодаря этому вам не нужно тратить много времени, чтобы рассказать историю. Вы должны знать ответы на все вопросы по вашему сериалу.

Сюда же — «Народ против О.Дж. Симпсона», «Рассказ служанки».

Но помните! Всё должно быть дозировано, использовать перечисленное лишь как приёмы.

Цепляйте самые эмоциональные куски, и лепите из них более сильную историю.
Не будет лишним прочесть античную трагедию – там есть все элементы, о которых было сказано.

Выходите за рамки дозволенного.

Сейчас можно уже всё.

Нет границ.

______________________________________________________________________________

Автор статьи: Вадим Дутов.

Полную версию лекции Алексея Караулова можно найти на youtube.

Ребята, записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий (начало 3 мая 2021)

Осталось совсем немного времени и мест!

3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но запутались
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов из нашего курса заберём к себе в команду

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Make Russian Film Great Again!

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.