Найти тему
ВТБ Страна

Роберт Фальк и перманентный поиск

Оглавление

Основой творческого метода Роберта Фалька был перманентный поиск. Он пришел к нему еще в раннем детстве и был верен до конца своих дней. Судьба поддержала его жизненную философию — и максимально насытила путь живописца интересными событиями и людьми, «проводила» его в целую россыпь стран и городов. Менялись пейзажи и лица вокруг, а вместе с ними и интонации картин Фалька. От ярких, эпатажных, фонтанирующих жизнерадостным светом работ (и азартной «игры» с формами и цветом) художник пришел в конце жизни к очень сдержанным, глубоким и лиричным произведениям, завораживающих зрителя своей сложностью. Предлагаем вам посмотреть на эволюцию творческого стиля художника через призму пяти его картин.

«Ляля Фальк», 1905 год
«Ляля Фальк», 1905 год

«Ляля Фальк», 1905 год

Все начиналось достаточно банально, как и в судьбах многих других художников. Фальк родился в состоятельной еврейской семье, его отец — известный юрист и присяжный поверенный — был категорически против карьеры сына на художественном поприще и всячески этому противостоял. И тому пришлось доказывать право на творческий путь через признание в профессиональных кругах. Результаты вступительных испытаний Фалька в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были признаны одними из лучших за всю историю наблюдений. Отец сдался.

В год поступления в училище девятнадцатилетний Фальк пишет портрет двоюродной сестры Ляли — дочери любимого дяди художника, земского врача Иосифа Фалька. К моменту написания работы за плечами молодого человека год обучения в Художественной школе К.Ф. Юона и И.О. Дудина, а также уроки у Ильи Машкова и многочисленные часы, проведенные с этюдником на природе. Но не нужно обладать большим экспертным опытом, чтобы понять: перед нами работа очень талантливого юноши и самобытного начинающего художника.

Портрет выполнен в стиле французских импрессионистов — об этом, например, говорят смелые резкие мазки, яркость оттенков платья и волос девочки, будто подсвеченных солнцем. Но в то же время: если на картинах импрессионистов люди зачастую будто растворяются в ярком солнечном свете, у Фалька фигура девочки, ее естество — первичны, а свет лишь дополнение, обволакивающее ее лицо, прическу и светлое платье. В этой картине молодой художник — только начинающий свой творческий путь — выступает не просто подражателем признанных живописцев, а думающим, зрелым мастером, способным видеть больше, чем прилежный студент-первокурсник.

«Пейзаж с парусом», 1912 год
«Пейзаж с парусом», 1912 год

«Пейзаж с парусом», 1912 год

В училище начинается новый этап жизни Фалька — почти сразу он сближается с художниками современных течений: Кончаловским, Лентуловым, Машковым, Куприным, Рождественским. Вскоре эта группа станет ядром общества «Бубновый валет», второго, по сути авангардного объединения России (первым был «Союз молодежи»), новаторство выставок которого регулярно давало пощечину общественному вкусу, приводя в неистовство глаз посетителей.

А что же талантливый Фальк? Как мог увлеченный импрессионизмом художник поддаться «дурному» влиянию отчаянных в своем эпатаже авангардистов? Начиная с первой выставки «Бубнового валета», Роберта смело можно назвать белой вороной сообщества. С одной стороны, его пейзажи были далеки от классических — с ровной линией горизонта, линейной перспективой и общей реалистичностью изображения, от этих приемов он намерено отказывается; с другой — в его новаторстве не было эпатажа и скандала, присущих произведениям его товарищей по объединению.

«Пейзаж с парусом» — типичная работа Фалька «бубнововалетного» периода. Картина написана на Украине, куда художника пригласил в гости его сокурсник по училищу. Деревушка, расположенная на холмистой местности, привлекла внимание художника своей необычной красотой. Позже он вспоминал, что написал ровно то, что предстало перед его глазами: «Я не выдумал разноцветных хаток, они были в натуре такими: голубыми, розовыми, зелеными, словно пасхальные яички толпились по кривым улочкам среди пышной зелени садов».

Пейзажи Фалька той поры объединяет ощущение, будто все они вылеплены из пластилина: текстуры домов, холмов, людей и животных — одинаковые, а вот цвета — разные, словно глаз художника вылавливал из палитры самые красивые и глубокие оттенки.

«Старик», 1913 год
«Старик», 1913 год

«Старик», 1913 год

Рассматривая картины Фалька, особенно ранние, невольно отмечаешь подражание другим мастерам: геометризированные портреты напоминают кубистические эксперименты Пабло Пикассо, «Автопортрет с завязанным ухом» — очевидная параллель с историей Ван Гога. Но чаще всего заметно подражание — или скорее размышления Фалька на тему творчества Поля Сезанна. Как известно, француз говорил, что весь мир можно вписать в простые геометрические формы: сферы, цилиндры и конусы. И Фальк доказал это предположение на деле.

«Я считаю, что почти все, что делалось после Сезанна, — эстетизм или скверный модерно-академизм», — говорил Фальк. После показа картины «Старик» на выставке в Одессе критики даже окрестили художника «сезаннистом». В плане почерка эта работа и правда напоминает полотна Сезанна и будто цитирует его произведение «Человек с трубкой».

Фальк писал «Старика» в Рузе, где в он 1913-м жил и плодотворно работал. Доподлинно неизвестно, кто позировал для нее художнику, но именно с этой работы он начинает путь уникального, ни на кого не похожего портретиста.

«Я люблю писать людей», — говорил о своем увлечении Фальк. Слово «портрет» ему было чуждо. Он много разговаривал со своими моделями, пытаясь понять внутренний мир изображаемых людей, — сеансы обычно длились долго, некоторые не выдерживали и сбегали от художника, не дожидаясь окончания работы. Такая кропотливость была обусловлена тем, что Фальк был мастером глубокого психологического портрета.

Красота этой работы прежде всего в том, что, даже ничего не зная о старике, задумчиво смотрящем на нас с картины, он быстро становится нам «родным», понятным человеком. Расслабленность его позы, умиротворенное, задумчивое лицо, приветливый взгляд, словно мы только что поведали ему свою историю, а он в ответ поделился своей, — и вот мы сидим вместе на этой уютной кухне молча, но не в одиночестве.

Впрочем, идиллия длилась недолго. Вскоре в этой гармоничной «сезанновской системе» Фальку становится тесно. Художник погружается в новые поиски своего стиля, которые, по сути, будут продолжением поиска себя. Но любовь к портретам он сохранит до конца жизни.

«Воспоминание», 1929 год
«Воспоминание», 1929 год

«Воспоминание», 1929 год

В 1920-е годы карьера Фалька складывается успешно. Он — профессор живописи, член коллегии по делам изобразительного искусства при Наркомпросе и обладатель множества других должностей и регалий. Его персональные выставки проходят в Третьяковской галерее (1924) и в Доме ученых (1927). В 1928 году художник получает возможность уехать за границу в творческую командировку — и отправляется в Париж, где в итоге проведет почти десять лет.

Париж Фалька — пасмурный и тяжелый. Но, несмотря на такое видение, именно в столице Франции кисть Фалька будто раскрепощается: его работы приобретают совершенно новый эмоциональный, где-то даже экспрессионистический фон и фирменный «фальковский» серый цвет.

Картина «Воспоминание» — из тех, что невозможно забыть. Она обязательно привлечет внимание. Из ниоткуда, посреди парижской улицы возникают будто бестелесные женские образы — своеобразный групповой портрет. На нем изображены (слева направо): Раиса Идельсон (третья жена художника), Кира Алексеева (вторая жена художника), Кирилла Фальк (дочь художника от второго брака), Мария Лилина (мама второй жены), прототипы остальных героев окончательно не установлены.

В личной жизни художника постоянный поиск был такой же целью, как и в живописи. Он был женат четыре раза, первые три его жены были художницами. Каждая из них много раз появлялась на его полотнах — была не только дамой сердца, но и музой.

В момент создания этой картины Фальк был женат на Раисе Идельсон — процветала его новая парижская жизнь, в которой он был признанным художником и весьма обеспеченным человеком. И «Воспоминание» как будто не очень вписывается в нее — становится своеобразным откровением, оголяющим зрителю душу художника.

Картина пропитана тоской и одиночеством Фалька, внутренними терзаниями по поводу «новой жизни» и своим местом в ней. Возможно, в левой нижней части работы художник изобразил самого себя — растерянного, с широко раскинутыми руками.

Такие переломные моменты случались с ним и ранее — например, в момент разрыва с первой женой, Елизаветой Потехиной, когда Фальк попал в санаторий для нервных больных в Покровском-Стрешневе. И тогда этот кризис тоже стал основой для нового творческого прорыва.

«В белой шали», 1946—1947
«В белой шали», 1946—1947

«В белой шали», 1946—1947

В конце 1920-х Фальк пересматривает свое отношение к искусству прошлого: «Я все более и более смотрю назад к старым мастерам». Его новая задача звучит так: «создать что-то такое же прочное и вечное, как искусство музеев». Особенно важными для него становятся произведения Рембрандта, Тициана, Веласкеса, Вермеера, Курбе и художников барбизонской школы.

Одновременно с этим начинается осознанный путь живописца против течения: в то время как новая художественная школа ставит под вопрос дальнейшее существование станковой живописи, Фальк, наоборот, начинает создавать сложнейшие произведения, с плотной многослойной фактурой. Этот тренд сохранится на протяжении всей второй половины жизни художника. Особого внимания заслуживает работа зрелого периода живописца «В белой шали» — портрет Ангелины Щекин-Кротовой, четвертой жены художника.

Начало их отношений совпало с самым трудным периодом в жизни Фалька: после возвращения из Парижа художник, творчество которого не вписывалось в соцреализм, попал под шквал критики — его работы не покупали, начались материальные трудности. Во время войны они с Ангелиной были эвакуированы в Башкирию, затем в Самарканд. В 1943 году c фронта пришла страшная весть: в битве под Сталинградом погиб сын Фалька — Валерий. Щекин-Кротова стала в это непростое время настоящим ангелом-хранителем художника.

Над картиной «В белой шали» художник работал около двух лет — это невообразимо тонкая, многослойная живопись с десятками, если не сотнями оттенков. Шаль переливается на свету будто перламутр. Образ модели (лик) — воплощение нежности и одухотворенности.

В работах позднего периода художник выходит за рамки предметов и моделей. И будто смотрит в суть вещей — видит тонкие материи, природу людей и явлений. Именно поэтому картины Фалька лучше смотреть вживую — чтобы почувствовать эту живописную магию.

«Чеснок», 1935 год
«Чеснок», 1935 год

В качестве эпилога

Среди искусствоведов ходит байка о том, что настоящие эксперты распознают живопись Фалька по запаху. Согласно легенде, для восстановления красочного слоя художник протирал поверхность холста чесноком — чтобы размягчить верхний пласт (корку). Запах от картин в итоге стоял такой, что одна гостья с аллергией на чеснок едва не отдала богу душу после того, как пришла навестить мастера. Злые языки утверждают, что запах чеснока от картин Фалька можно почувствовать до сих пор. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Но даже если чесночная растирка «не сработает», на помощь ей обязательно придет подсознание: увидев столь изящный натюрморт, оно заставит вас почувствовать терпкий чесночный запах.

Увидеть вживую картины художника вы сможете в Третьяковской галерее на выставке «Роберт Фальк», генеральным спонсором которой выступил банк ВТБ. Экспозиция будет открыта до 23 мая 2021 года.

Материалы по теме: