Киновеевское кладбище - пожалуй, одно из наименее известных кладбищ Санкт-Петербурга. Расположено оно на правом берегу Невы, в отдалении от основных потоков туристов. Да и петербуржцы, если не живут в районе Веселого Поселка, редко сюда добираются. Кладбище получило свое название от домов Киновеевского братства на Малой Охте. Киновеевскими (от греческого слова «киновея», точнее «киновия» — то есть «общая жизнь») раньше называли особый вид монастырей, братия которых состояла на полном обеспечении монастыря. Со своей стороны члены братства передавали все свое имущество и трудились на «общую потребу» монастыря. Монахи проживали общинно, сама киновия Александро-Невской лавры была основана в 1820 г. митрополитом Михаилом для больных и престарелых монахов, она служила также загородным архиерейским домом, подведомственным Александро-Невской лавре. Киновия находилась в так называемой Малой Архиерейской слободе на берегу Невы (современный адрес – Октябрьская набережная, 16–20). Сейчас здесь располагается подворье Череменецкого монастыря. В 1845-1847 гг. в киновии сооружены 2 корпуса келий (арх. Александр Гемилиан), в 1862-1868 гг. на участке между ними — церковь Троицы (арх. Григорий Карпов). Находившаяся на Киновеевском кладбище деревянная церковь Всех Святых разобрана в 1942 году. На этом кладбище первоначально хоронили крестьян окрестных деревень, жителей Малой и Большой Охты, а также небогатых купцов. В 1928 и 1964 гг. территория Киновеевского кладбища была значительно расширена. До середины двадцатого века по Малой Охте также проходил Киновеевский проспект (так он именовался с 9 ноября 1898 года, а ранее, с 1877 года, был дорогой на дачу Прево), название которого образовалось от того же слова. В 1961 году до Гранитной улицы продлили проспект Шаумяна, включив в него часть Киновеевского проспекта от Республиканской улицы до Заневского проспекта. Оставшаяся же часть Киновеевского проспекта, название которого в начале ХХ века чаще писали как Киновиевский, была упразднена 15 мая 1965 года.
Киновеевское кладбище весьма небольшое. Его площадь 14,2 га. В 2018 году топонимическая комиссия Санкт-Петербурга рекомендовала комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, который занимается ведением перечня кладбищ, изменить название на Киновиевское. Но пока этого не произошло.
На этом кладбище нашли упокоение известные люди: актеры, военные, авторитетные предприниматели. Так, весной 1994 года здесь был похоронен Эдуард Альбертович Чубаев, больше известный как "Альберт", застреленный 14 апреля 1994 в принадлежащем ему ресторане "Шлоссбург" на Большеохтинском проспекте. Его похороны даже по меркам девяностых были выдающимися и надолго запомнились работникам кладбища. Траурный кортеж, растянувшийся на полкилометра, охранял отряд сотрудников ГАИ и почетный эскорт курсантов-топографистов. Оркестр училища связи исполнял траурные марши. Звучали прочувственные речи. Правда, провожаемый в последний путь как заслуженный боевой майор Альберт Казанский (он же Альберт Рижский, он же Альберт Бернгардович Лейзерзон, он же Ульян Альбертович Юрчен), никогда в армии не служил, но в те годы это было не главным. Альберта несколько раз пытались убить, но безрезультатно. Однако 14 апреля удача изменила ему - двое киллеров зашли в ресторан "Шлоссбург", когда Альберт там сидел за столом, и расстреляли авторитетного бизнесмена из автомата Калашникова и пистолета "Таурус". В него попало 17 пуль, шансов выжить не было. Есть несколько версий причин удавшегося покушения, но ни одна из них так и не была доказана. Петербургские милиционеры предполагали, что Альберту могли отомстить за покушение на будущего вице-спикера городского Законодательного Собрания Виктора Новосёлова. По информации сайта compromat.ru, ныне покойный Виктор Новосёлов получил тогда две пули в позвоночник и остаток жизни прожил с парализованными ногами, передвигаясь на инвалидной коляске. Новосёлову разборка с Альбертом была не нужна, но когда его сын отказался возвращать Чубаеву долг и тот пытался заставить юношу ответить за поступок, родственные чувства отца оказались сильнее. Последовала короткая, но жестокая криминальная война. В вице-спикера стреляли 16 ноября 1993 года. А через полгода в ресторане «Шлоссбург» неизвестные убили Альберта. Наконец, если верить еще одной версии, Альберта погубил конфликт вокруг гостиницы «Карелия».
Первоначально памятник, представляющий собой роскошный монумент, украшенный колоннами в римском стиле, даже не содержал имени-отчества покойного. Лишь лаконичная надпись "Альберт". Но сейчас есть и имя, и фамилия, и отчество. Тут же похоронена его мать, на 14 лет пережившая сына.
Рядом с Альбертом упокоился Виктор Гольман. 1 июня 1994 года было совершено покушение на Владимира Кумарина - "мерседес", в котором он находился вместе со своим охранником из фирмы "Кобра" Виктором Гольманом, был расстрелян из автомата на улице Турку. Гольман фактически прикрыл своим телом шефа и умер на месте, а Владимир Кумарин, получивший двадцать пулевых ранений, в крайне тяжелом состоянии был госпитализирован. Больше четырех недель он провел в коме и несколько раз оказывался в состоянии клинической смерти. Врачи ампутировали ему левую руку, провели несколько сложнейших операций. Кумарин остался жить.
За несколько часов до покушения на Владимира Кумарина из китайского "ТТ" возле автомобильной стоянки напротив дома №70 по улице Ленсовета был расстрелян Анатолий Басалаев. Убийца успел даже обыскать труп и забрать 34 тысячи долларов, которые Анатолий взял с собой, так как собирался покупать новый "Мерседес". Похоронен он также на этом участке Киновеевского кладбища. Оба этих преступления так и остались нераскрытыми.
Тринадцатого декабря двухтысячного года были расстреляны 33-летний Владимир Иванчишен и его водитель Сергей Смирнов. Их тела были обнаружены в автомобиле "ВАЗ-2109" на территории, примыкающей к Ледовому дворцу и принадлежащей спорткомплексу "Обуховский". Судя по гильзам, они были застрелены из двух автоматов: АКМ и "Скорпион" (обнаружен на месте преступления). Владимир Иванчишен также похоронен здесь.
На соседнем участке нашел свое упокоение Александр Александрович Кавалеров. Всем известный Мамочка. Даже если б он сыграл только одну роль - Мамочки в "Республике ШКИД" - и спел только одну песню, он остался бы в истории советского кинематографа навсегда.
Но на его счету более полусотни ролей, а первым фильмом был, кстати, вовсе не "Республика ШКИД", а "Балтийское небо", в котором Александр сыграл за шесть лет до "Республики..." истощённого ленинградского ребёнка-блокадника.
Последние годы жизни актёр сильно болел. Почти вся его пенсия уходила на лекарства. Он перенес несколько инсультов, один глаз у него перестал видеть, и, по сути, бомжевал - жил на технических этажах, возле мусоропроводов. Он написал письмо с просьбой о помощи Никите Михалкову, но так его и не отправил. Перед смертью он пытался сменить фамилию на Эпштейн, выступал с песнями в еврейской одежде в еврейских культурных центрах. Похоронен он рядом со своей мамой. Деньги на его похороны собирали всем миром.
Недалеко от входа похоронены родители председателя совета директоров ОАО "Газпром" - Алексея Миллера - Борис Васильевич и Людмила Александровна. Жила семья Миллеров скромно, в Невском районе на улице Дыбенко. Работали в НИИ радиоэлектроники Министерства авиационной промышленности СССР, который позднее был преобразован в НПО "Ленинец". Мать работала инженером, отец - слесарем-сборщиком. Борис Васильевич скончался в 1986 году от рака.
Одно из самых мистических захоронений Киновеевского кладбища - могила Екатерины Иванцовой. По неточной информации, она либо выбросилась сама из окна, либо кто-то ей в этом "помог". Памятник долгое время был в запустении, но сейчас его привели в порядок. Эпитафия на нем гласит: "Друг мой, не все проходит, и без плоти ты даешь мне силы изваять этот реквием. Пусть на пепле нашем цветы взойдут".
И, как всегда, о человеке, имеющим отношение к Владивостоку. На Киновеевском кладбище похоронен футболист Юрий Загуменных. В начале карьеры выступал за владивостокский "Луч". В 1970 году перешел в ленинградский "Зенит", куда был приглашен тренером Евгением Горянским. В 1972 году был включён в список 33 лучших футболистов СССР. В апреле 1975 года получил на тренировке тяжёлую травму. После операции на позвоночнике стал инвалидом, но не сдался, и сначала начал передвигаться по комнате, а затем ходить по улице, после чего — бегать. В 1977 году вернулся в большой футбол, но из "Зенита" его уже уволили. Загуменных отправился в ташкентский "Пахтакор", где стал одним из ключевых игроков. 11 августа 1979 года в 11.30 команда вылетела из Ташкента на игру в Минск. В 13.35 произошла самая страшная катастрофа в истории советской авиации и футбола - в небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета Ту-134 - летевший из Ташкента и "челябинский". 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, более 30 лет под грифом "Секретно". Юрий Загуменных был похоронен в Ленинграде, кенотаф с его именем установлен в Ташкенте. А во Владивостоке ежегодно проходит детский футбольный турнир в память о нем.