Когда думаешь о людях искусства, то воспринимаешь их дискретно, зачастую в отрыве от времени и окружения, в котором они творили. А зря..
Недавно, мы познакомились с окружением Ильи Репина.
Оказывается, Корней Чуковский был его близким другом и жил по соседству. Федор Шаляпин с удовольствием принимал приглашения на обеды в усадьбе художника, и его знаменитый голос летел над водами Финского залива.
А с Львом Толстым Репин дружил около 30 лет!
Толстой сам пришёл знакомиться с Репиным в его мастерскую в Москве.
Репин всегда восхищался Толстым, внимал его замечаниям, чувствовал некую незначительность своего таланта по сравнению с масштабом личности писателя.
Соглашался с невысокой толстовской оценкой "Запорожцев", "Бурлаков на Волге", которые Лев Николаевич окрестил "этюдами".
Подумать только: Толстому художник посвятил 74 работы, написал 37 портретов великого писателя!
Поначалу Репин часто бывал в доме Толстого, но не писал его портрета. Художник как будто проводил внутреннюю подготовительную работу, собирался с духом, ждал вдохновения, подбирал правильный образ.
Первый портрет появился в 1887 в Ясной Поляне, спустя 7 лет после их знакомства.
В жаркий августовский полдень Лев Толстой без устали, без отдыха шесть часов бороздил черную землю сохой.
Репин стоял неподалёку и, не теряя времени, в своем альбоме делал наброски, восхищаясь толстовской силой: физической и духовной.
Осенью он напишет в письме Толстому: ""Я написал маленькую картинку Вас пашущего поле вдовы. Довольно удачно напоминает, что я видел".
Однажды Репин и Толстой гуляли по лесу вместе.
Вдруг писатель сказал: "Все, дальше я пойду один..."
Видя, что Репин удивлен, Толстой добавил: "Иногда я люблю постоять и помолиться где-нибудь в глуши!"
Так появился портрет писателя, на молитве, босого.
Толстой ужасно не любил позировать, но Репина он принимал и готов был смиренно терпеть столько, сколько потребуется живописцу. В письме Черткову он писал:
«У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, он очень хороший и серьезный человек».
И в других письмах Толстой писал, как высоко ценит и любит Репина.
Репинские образы великого писателя быстро пошли "в народ" и стали весьма популярны. «Толстой на пашне» стал появляться на флаконах с одеколоном, перочинных ножах, конфетах в начале XX в.
За время визитов В Ясную Поляну Толстой и Репин весьма сблизились. Они стали настолько дружны, что Репину открылась вся жизнь великого писателя, как она есть, без прикрас.
Живописец создал целую серию набросков повседневной жизни Толстого: за игрой в шахматы, за работой, за роялем, на пашне. Репин стал свидетелем даже сокровенных сцен, сцен "за закрытыми дверями": в дедовском кресле, за молитвой.
Илья Репин создал идеальные образы великого писателя, возможно, потому, что, по словам самого живописца, "всегда тянулся к Толстому по закону притяжения малых тел к большим".
Зачем художнику был нужен кабинет - можно прочитать здесь.
Как Репин встречал гостей с Там-Тамом - здесь.
Для любопытных рассказываю, как Репин-вегетарианец устраивал шутливые обеды.
А здесь я рассказываю, как советское правительство пыталось вернуть Репина на родину.
Подписывайтесь на канал , если хотите получать лучшие материалы в первую очередь.