Найти в Дзене
Путница

Сделала для себя открытие: художник Репин дружил с Львом Толстым и считал его героем-полубогом

Оглавление

Когда думаешь о людях искусства, то воспринимаешь их дискретно, зачастую в отрыве от времени и окружения, в котором они творили. А зря..

Недавно, мы познакомились с окружением Ильи Репина.

Оказывается, Корней Чуковский был его близким другом и жил по соседству. Федор Шаляпин с удовольствием принимал приглашения на обеды в усадьбе художника, и его знаменитый голос летел над водами Финского залива.

А с Львом Толстым Репин дружил около 30 лет!

Толстой сам пришёл знакомиться с Репиным в его мастерскую в Москве.

Репин всегда восхищался Толстым, внимал его замечаниям, чувствовал некую незначительность своего таланта по сравнению с масштабом личности писателя.

Соглашался с невысокой толстовской оценкой "Запорожцев", "Бурлаков на Волге", которые Лев Николаевич окрестил "этюдами".

Лев Толстой и Илья Репин
Лев Толстой и Илья Репин

Подумать только: Толстому художник по­святил 74 работы, написал 37 портретов великого писате­ля!

Поначалу Репин часто бывал в доме Толстого, но не писал его портрета. Художник как будто проводил внутреннюю подготовительную работу, собирался с духом, ждал вдохновения, подбирал правильный образ.

Первый портрет появился в 1887 в Ясной Поляне, спустя 7 лет после их знакомства.

В жаркий августовский полдень Лев Толстой без устали, без отдыха шесть часов бороздил черную землю сохой.

Репин стоял неподалёку и, не теряя времени, в своем альбоме делал наброски, восхищаясь толстовской силой: физической и духовной.

Осенью он напишет в письме Толстому: ""Я написал маленькую картинку Вас пашущего поле вдовы. Довольно удачно напоминает, что я видел".
Л. Н. Толстой на пашне, 1887, Третьяковская галерея
Л. Н. Толстой на пашне, 1887, Третьяковская галерея

Однажды Репин и Толстой гуляли по лесу вместе.

Вдруг писатель сказал: "Все, дальше я пойду один..."
Видя, что Репин удивлен, Толстой добавил: "Иногда я люблю постоять и помолиться где-нибудь в глуши!"

Так появился портрет писателя, на молитве, босого.

Л. Н. Толстой босой, 1901, Государственный Русский музей
Л. Н. Толстой босой, 1901, Государственный Русский музей

Толстой ужасно не любил позировать, но Репина он принимал и готов был смиренно терпеть столько, сколько потребуется живописцу. В письме Черткову он писал:

«У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, он очень хороший и серьезный человек».

И в других письмах Толстой писал, как высоко ценит и любит Репина.

Л. Н. Толстой босой, 1901, Государственный Русский музей
Л. Н. Толстой босой, 1901, Государственный Русский музей

Репинские образы великого писателя быстро пошли "в народ" и стали весьма популярны. «Толстой на пашне» стал появляться на флаконах с одеколоном, перочинных ножах, конфетах в начале XX в.

Мастерская И. Репина в "Пенатах"
Мастерская И. Репина в "Пенатах"

За время визитов В Ясную Поляну Толстой и Репин весьма сблизились. Они стали настолько дружны, что Репину открылась вся жизнь великого писателя, как она есть, без прикрас.

Живописец создал целую серию набросков повседневной жизни Толстого: за игрой в шахматы, за работой, за роялем, на пашне. Репин стал свидетелем даже сокровенных сцен, сцен "за закрытыми дверями": в дедовском кресле, за молитвой.

Илья Репин создал идеальные образы великого писателя, возможно, потому, что, по словам самого живописца, "всегда тянулся к Толстому по закону притяжения малых тел к большим".

Зачем художнику был нужен кабинет - можно прочитать здесь.

Как Репин встречал гостей с Там-Тамом - здесь.

Для любопытных рассказываю, как Репин-вегетарианец устраивал шутливые обеды.

А здесь я рассказываю, как советское правительство пыталось вернуть Репина на родину.

Подписывайтесь на канал , если хотите получать лучшие материалы в первую очередь.

-6