Найти тему
Околокнижная жизнь

"Бродячая собака" Анны Ахматовой

Оглавление

Как встретишь Новый год, так его и проведешь. Анна Андреевна с тревогой ждала 31 декабря. Напрасной была тревога, они с мужем, Николаем Гумилевым впервые встретили Новый год вместе. Правда, не дома, а в литературном кафе «Бродячая собака» (или – «Художественное общество интимного театра»).

Анна Ахматова и Николай Гумилев
Анна Ахматова и Николай Гумилев

В ночь с 31 декабря на 1 января 1912 год, в Петербурге открылось кабаре - «Бродячая собака».

Там устраивались концерты, спектакли, вечера поэзии. Так появилось первое (важно - ночное!) литературно-артистическое кабаре в России.

За 70 лет до "Собаки" здесь находился салон братьев Виельгорских. Тот салон посещал весь цвет музыкальной и артистической культуры Петербурга середины XIX века. Каждая неделя здесь была отмечена концертом или музыкальным вечером. После, длительное время домом владел Я.А. Дашков: здесь создавалось уникальное собрание материалов по русской истории: книг, портретов, гравюр, рукописей, документов. Это собрание было открыто для пользования. Эстафету перехватила «Бродячая собака», продолжая поддерживать жизнь важнейшего культурного центра Петербурга.

Современники описывали "Собаку" так:

«Окон в подвале не было. Две низкие комнаты расписаны яркими, пестрыми красками, сбоку буфет. Небольшая сцена, столики, скамьи, камин. Горят цветные фонарики. В подвале душно, накурено, но весело».

У входа лежала огромная "Свиная книга", переплетенная в кожу синего цвета. Так называлась книга для посетителей, где можно было оставить свой отзыв или автограф.

Один из вечеров в «Бродячей собаке». 1913 год
Один из вечеров в «Бродячей собаке». 1913 год

Борис Садовской написал о "Собаке" следующие строки:

Прекрасен песий кров, когда шагнуло за ночь,
Когда Ахматова богиней входит в зал,
Потемкин пьет коньяк, и Александр Иваныч
О майхородусах Нагорской рассказал.


Поэтов притягивала атмосфера кабаре. Всего через две недели после открытия, состоялся вечер. посвященный Бальмонту. Там выступали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Гиппиус.

-3

Поэт Всеволод Князев сочинил "собачий гимн", даже положенный на музыку пианистом и композитором В.А. Шписом фон Эшенбруком:

Во втором дворе подвал,
В нем — приют собачий.
Каждый, кто сюда попал —
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!

Анна Ахматова - частая гостья кабаре

Так описывали приход Анны Андреевны вместе с мужем Николаем Гумилевым в это заведение:

«Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося к ней навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи. <…> В длинном сюртуке и черном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилев, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального» взора в спину».

Анна Ахматова притягивала взгляды мужчин. Вот запись Георгия Иванова, тоже о ней:

«Ахматова сидит у камина. Она прихлебывает черный кофе, курит тонкую папироску. Как она бледна! <…> Ахматова никогда не сидит одна. Друзья, поклонники, влюбленные, какие-то дамы в больших шляпах и с подведенными глазами».


О том, что Ахматова всегда была окружена в «Собаке», вспоминает и Георгий Викторович Адамович, русский поэт и завсегдатай кабаре:

«Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. <>При выходе из семинария меня ей представили. Анна Андреевна сказала: «Простите, я, кажется, всем вам мешала сегодня слушать чтение. Меня скоро перестанут сюда пускать…» — и, обернувшись к Лозинскому, опять рассмеялась».

«Бродячей Собаке» посвящены ахматовские строки:

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.

Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
<1913>


Две последние встречи с «Собакой»

Анна Ахматова писала:

«В новогоднюю ночь 1941 г., спустя почти 30 лет после ночи 1913 г., тени близких и таких далеких современников явились к ней накануне пришествия в Россию другой мировой войны и навсегда остались в «Поэме без героя»: «Полночной Гофманианой» пронесся перед ней весь серебряный век: Мейерхольд, Гумилев, Блок, Глебова-Судейкина и Вс. Князев, — пронеслось все, в том числе и «Бродячая собака», вошедшая в поэму такими строками:

«На Исакьевской ровно в шесть...»
«Как-нибудь побредем по мраку,
Мы отсюда еще в "Собаку"...»
«Вы отсюда куда?» —
«Бог весть!»


В августе 1941 года Анна Андреевна посетила "Собаку " в последний раз. Ахматова вместе с Б.В. Томашевским ехали на трамвае. Там их застала воздушная тревога. Все из трамвая бросились в подворотню, и в подвал». Этот подвал оказался «Бродячей собакой».

Встреча с прошлым очень поразила Ахматову, возродив в памяти события давних лет.

Анна Ахматова и Ольга Глебова-Судейкина в квартире на Фонтанке, начало 1920-х.
Анна Ахматова и Ольга Глебова-Судейкина в квартире на Фонтанке, начало 1920-х.
Январский день. На берегу Невы
Несется ветер, разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина, увы!
Ахматова, Паллада, Саломея?
Все, кто блистал в тринадцатом году —
Лишь призраки на петербургском льду.
Георгий Иванов