Найти тему
StopGame - Об играх интересно

Сочетание двух разных жанров, которое мы давно не видели. Обзор игры Smelter

В 1990 году на консоли SNES вышла ActRaiser, необычная и довольно амбициозная игра, в которой совмещались платформер и симулятор строительства поселения. Её сиквел, из которого вырезали элементы стратегии, ожидаемо оказался никому не нужным, и с тех пор серия умерла. Да и вновь смешивать эти жанры почти никто не решался — на ум приходит лишь SolSeraph от SEGA, но её лучше забыть как страшный сон. И тут появляется Smelter — духовная наследница ActRaiser, которая и её старым фанатам понравится, и новой аудитории будет интересна.

Империя под ударом

В Smelter даже сюжет не обошёлся без религиозных элементов — в ActRaiser мы играли за бога, а здесь управляем Евой. В начале игры Адам вкусил запретный плод, мир вокруг парочки начал исчезать, а Ева после продолжительного падения рухнула в какую-то пещеру. После вступительного ролика, правда, о происходящем в завязке забывают, да и библейских отсылок нет. Мы знакомимся с существом по имени Смелтер, принимающим форму маски на нашем лице, и узнаём, что у него есть целая империя. Правда, за время его отсутствия территория была разрушена какими-то негодяями.

Нам предстоит помочь Смелтеру не просто вернуть краю былое величие, но и укрепить его оборону. Помогут в этом зирмы — раса, каждый представитель которой умеет сражаться. Для начала мы строим домики, из них выходят новые зирмы, а после этого размещаем либо бараки, либо сторожевые заставы, куда переносим солдат. В то же время нужно учитывать, что каждый зирм нуждается в еде, — создаются яблочные алтари, куда после их приобретения нужно отправлять по одному рабочему.

Зирмы готовы сражаться и ждут, когда их отправят что-нибудь оборонять.
Зирмы готовы сражаться и ждут, когда их отправят что-нибудь оборонять.

На этом всё, больше построек нет. Кажется, этого мало, но в реальности вполне достаточно: позднее разблокируешь новые вариации каждого здания — крупные домики выпускают больше зирмов, отряд в бараке учится замедлять врагов атаками и так далее. Да и задачи, для выполнения которых пригодятся все эти оборонительные сооружения, постарались сделать разнообразными. В одном эпизоде нужно защищать три алтаря на карте, отбиваясь от появляющихся со всех сторон монстров, в другом — хватать энергетические шары и подносить к обелискам на протяжении минуты.

Смелтер должен постоянно находиться в движении. Он и стрелять по противникам может (если вдруг остальные солдаты заняты), и чинить постройки (процесс запускается одним нажатием на здание), и территории захватывать — там могут быть гарнизоны с бонусными зирмами или дополнительные источники яблок. Вдобавок на карте встречаются крупные камни с указанием их уровней — чем дальше вы проходите игру, тем мощнее становятся ваши выстрелы, и эти булыжники со временем удаётся разрушать. На их местах позволяют сооружать новые постройки, а в некоторых случаях открывается доступ к бонусам, в том числе к перкам Евы.

Над постройками, нуждающимися в ремонте, появляется гаечный ключ.
Над постройками, нуждающимися в ремонте, появляется гаечный ключ.

То тут, то там

Дело в том, что в Smelter есть связь между платформенными эпизодами и обороной территории. Вся карта поделена на три региона, относящихся к трём разным стихиям, и в каждом регионе Ева получает новые наборы способностей. Они влияют на её атаки в ближнем или дальнем бою, на её прыжки, на умения справляться с препятствиями и многое другое. Поначалу переключаться между стихиями нельзя, но уже после получения первых рун в эпизодах с видом сбоку позволяют на лету менять выбранные умения. С одной стихией героиня может высоко подпрыгивать, а позднее — даже совершать двойной прыжок. С другой она парит после прыжка, преодолевая большие расстояния. Какая-то стихия дарует рывок в полёте, другая позволяет телепортироваться через решётки.

Когда Smelter превращается в платформер, задача у игрока лишь одна — добраться до другого конца карты, решив попутно простенькие головоломки и победив пачку противников. Претензий к ней в эти моменты нет — управляется героиня отлично, враги разнообразны и нередко требуют особого подхода. Кто-то швыряет предметы с определённым интервалом, кто-то несколько раз бьёт по земле и застревает, становясь на пару секунд уязвимым. Уровни различаются механиками, которые в них используются, и регулярно помещают игрока в новые ситуации. Боссы тоже интересные — они не «спамят» одними и теми же атаками, а вынуждают постоянно менять тактику.

Ударами накапливается энергия для активации приёма, наносящего сильный урон сразу нескольким врагам.
Ударами накапливается энергия для активации приёма, наносящего сильный урон сразу нескольким врагам.

Вдобавок на уровнях всегда есть секретные области. В них находишь ресурсы, нужные для улучшения «сердца» империи (центральной башни) и открытия новых возможностей, а также натыкаешься на испытания — именно за их прохождение можешь получить новые навыки. Не всегда до них можно добраться, не разблокировав предварительно другие стихии и связанные с ними способности, так что готовьтесь возвращаться к старым уровням, если хотите получить от игры максимум.

Эти «челленджи» всегда разные: то нужно добежать до двери, оставшись незамеченным, то пуститься наперегонки с меняющимся уровнем воды, то победить всех в маленькой комнате. Какие-то проходятся с первого раза, для каких-то требуется несколько попыток, но, если с жанром вы знакомы хорошо, надолго застревать нигде не придётся. Это забавные развлечения, которые здорово вписываются в геймплей и вносят в него дополнительное разнообразие.

Некоторые испытания требуют несколько попыток.
Некоторые испытания требуют несколько попыток.

Взлёты и падения

Хотя и без этого упрекнуть Smelter в монотонности трудно. Конечно, не всем придётся по душе симбиоз разных жанров — пропустить строительство или платформинг невозможно. Да и бывают затянутые эпизоды, особенно когда вам не хватает воинов и нужно посещать каждую область на карте, разрушать там камни и возводить постройки. Или когда мы управляем Смелтером и зачищаем комнаты от противников, медленно стреляя и нанося слабый урон, — таких эпизодов тут несколько, и веселее они не становятся. Это не портит впечатление настолько, чтобы бросить игру, но и высший балл за такие моменты не поставишь.

Огорчает и не самая увлекательная история — после многообещающего начала всё сводится к поиску рун Смелтером, знакомству с не самыми интересными персонажами и завоеванию территорий. Хотя здесь бывают добротные шутки, а пропускать диалоги желания не возникает, прежде всего в игре всё держится на геймплее. Хочется открыть новую область, всё там внимательно изучить, выстроить оборону, захватить каждый участок земли, а потом пройти очередной платформенный эпизод и отыскать там все секреты. А что там происходит в сюжете — не так важно.

Персонажи симпатичны, но привязанность к ним не ощущается.
Персонажи симпатичны, но привязанность к ним не ощущается.

Всё остальное выполнено на очень высоком уровне. Саундтрек великолепен — заглавную тему вообще писал композитор Mega Man, что вполне уместно, поскольку платформенные эпизоды заставляют вспомнить классику от Capcom. Да и визуально Smelter не перестаёт радовать большим вниманием к деталям, приятными анимациями и разнообразными локациями. Всё очень атмосферно и очаровательно, и пиксель-арт здесь на голову выше, чем в некоторых играх, не совмещающих в себе два абсолютно разных жанра.

Если вы достаточно стары, чтобы помнить и любить ActRaiser, от Smelter вы получите схожее удовольствие — она не менее удачно комбинирует стратегию и платформер, уделяя обеим составляющим одинаково много внимания. Вдобавок она привносит новые интересные идеи, чего, к примеру, SolSeraph не делала вообще. Поэтому гостем из прошлого игра не кажется — это современная и очень удачная попытка воскресить необычную задумку. Да и тем, кому перечисленные выше названия ни о чём не говорят, Smelter подарит несколько увлекательных вечеров — подобные игры практически не выходят, и тем радостнее, что иногда они всё же получаются хорошими.

Плюсы: отличный симбиоз стратегии и платформера, в котором и строительство поселения увлекает, и платформенные эпизоды не раздражают; куча секретов и любопытных испытаний на уровнях с видом сбоку; игра регулярно награждает за доскональное исследование контента, будь то бонусы на карте мира или дополнительные способности героини; прекрасный саундтрек и очаровательный визуальный стиль.

Минусы: история, равно как и вселенная игры, не слишком интересна; парочка слегка затянутых эпизодов; если какой-то из двух жанров вам не мил, то не понравится и вся игра.

-6
Автор: Алексей Лихачев
Оригинал: stopga.me/118882