В 1990 году на консоли SNES вышла ActRaiser, необычная и довольно амбициозная игра, в которой совмещались платформер и симулятор строительства поселения. Её сиквел, из которого вырезали элементы стратегии, ожидаемо оказался никому не нужным, и с тех пор серия умерла. Да и вновь смешивать эти жанры почти никто не решался — на ум приходит лишь SolSeraph от SEGA, но её лучше забыть как страшный сон. И тут появляется Smelter — духовная наследница ActRaiser, которая и её старым фанатам понравится, и новой аудитории будет интересна.
Империя под ударом
В Smelter даже сюжет не обошёлся без религиозных элементов — в ActRaiser мы играли за бога, а здесь управляем Евой. В начале игры Адам вкусил запретный плод, мир вокруг парочки начал исчезать, а Ева после продолжительного падения рухнула в какую-то пещеру. После вступительного ролика, правда, о происходящем в завязке забывают, да и библейских отсылок нет. Мы знакомимся с существом по имени Смелтер, принимающим форму маски на нашем лице, и узнаём, что у него есть целая империя. Правда, за время его отсутствия территория была разрушена какими-то негодяями.
Нам предстоит помочь Смелтеру не просто вернуть краю былое величие, но и укрепить его оборону. Помогут в этом зирмы — раса, каждый представитель которой умеет сражаться. Для начала мы строим домики, из них выходят новые зирмы, а после этого размещаем либо бараки, либо сторожевые заставы, куда переносим солдат. В то же время нужно учитывать, что каждый зирм нуждается в еде, — создаются яблочные алтари, куда после их приобретения нужно отправлять по одному рабочему.
На этом всё, больше построек нет. Кажется, этого мало, но в реальности вполне достаточно: позднее разблокируешь новые вариации каждого здания — крупные домики выпускают больше зирмов, отряд в бараке учится замедлять врагов атаками и так далее. Да и задачи, для выполнения которых пригодятся все эти оборонительные сооружения, постарались сделать разнообразными. В одном эпизоде нужно защищать три алтаря на карте, отбиваясь от появляющихся со всех сторон монстров, в другом — хватать энергетические шары и подносить к обелискам на протяжении минуты.
Смелтер должен постоянно находиться в движении. Он и стрелять по противникам может (если вдруг остальные солдаты заняты), и чинить постройки (процесс запускается одним нажатием на здание), и территории захватывать — там могут быть гарнизоны с бонусными зирмами или дополнительные источники яблок. Вдобавок на карте встречаются крупные камни с указанием их уровней — чем дальше вы проходите игру, тем мощнее становятся ваши выстрелы, и эти булыжники со временем удаётся разрушать. На их местах позволяют сооружать новые постройки, а в некоторых случаях открывается доступ к бонусам, в том числе к перкам Евы.
То тут, то там
Дело в том, что в Smelter есть связь между платформенными эпизодами и обороной территории. Вся карта поделена на три региона, относящихся к трём разным стихиям, и в каждом регионе Ева получает новые наборы способностей. Они влияют на её атаки в ближнем или дальнем бою, на её прыжки, на умения справляться с препятствиями и многое другое. Поначалу переключаться между стихиями нельзя, но уже после получения первых рун в эпизодах с видом сбоку позволяют на лету менять выбранные умения. С одной стихией героиня может высоко подпрыгивать, а позднее — даже совершать двойной прыжок. С другой она парит после прыжка, преодолевая большие расстояния. Какая-то стихия дарует рывок в полёте, другая позволяет телепортироваться через решётки.
Когда Smelter превращается в платформер, задача у игрока лишь одна — добраться до другого конца карты, решив попутно простенькие головоломки и победив пачку противников. Претензий к ней в эти моменты нет — управляется героиня отлично, враги разнообразны и нередко требуют особого подхода. Кто-то швыряет предметы с определённым интервалом, кто-то несколько раз бьёт по земле и застревает, становясь на пару секунд уязвимым. Уровни различаются механиками, которые в них используются, и регулярно помещают игрока в новые ситуации. Боссы тоже интересные — они не «спамят» одними и теми же атаками, а вынуждают постоянно менять тактику.
Вдобавок на уровнях всегда есть секретные области. В них находишь ресурсы, нужные для улучшения «сердца» империи (центральной башни) и открытия новых возможностей, а также натыкаешься на испытания — именно за их прохождение можешь получить новые навыки. Не всегда до них можно добраться, не разблокировав предварительно другие стихии и связанные с ними способности, так что готовьтесь возвращаться к старым уровням, если хотите получить от игры максимум.
Эти «челленджи» всегда разные: то нужно добежать до двери, оставшись незамеченным, то пуститься наперегонки с меняющимся уровнем воды, то победить всех в маленькой комнате. Какие-то проходятся с первого раза, для каких-то требуется несколько попыток, но, если с жанром вы знакомы хорошо, надолго застревать нигде не придётся. Это забавные развлечения, которые здорово вписываются в геймплей и вносят в него дополнительное разнообразие.
Взлёты и падения
Хотя и без этого упрекнуть Smelter в монотонности трудно. Конечно, не всем придётся по душе симбиоз разных жанров — пропустить строительство или платформинг невозможно. Да и бывают затянутые эпизоды, особенно когда вам не хватает воинов и нужно посещать каждую область на карте, разрушать там камни и возводить постройки. Или когда мы управляем Смелтером и зачищаем комнаты от противников, медленно стреляя и нанося слабый урон, — таких эпизодов тут несколько, и веселее они не становятся. Это не портит впечатление настолько, чтобы бросить игру, но и высший балл за такие моменты не поставишь.
Огорчает и не самая увлекательная история — после многообещающего начала всё сводится к поиску рун Смелтером, знакомству с не самыми интересными персонажами и завоеванию территорий. Хотя здесь бывают добротные шутки, а пропускать диалоги желания не возникает, прежде всего в игре всё держится на геймплее. Хочется открыть новую область, всё там внимательно изучить, выстроить оборону, захватить каждый участок земли, а потом пройти очередной платформенный эпизод и отыскать там все секреты. А что там происходит в сюжете — не так важно.
Всё остальное выполнено на очень высоком уровне. Саундтрек великолепен — заглавную тему вообще писал композитор Mega Man, что вполне уместно, поскольку платформенные эпизоды заставляют вспомнить классику от Capcom. Да и визуально Smelter не перестаёт радовать большим вниманием к деталям, приятными анимациями и разнообразными локациями. Всё очень атмосферно и очаровательно, и пиксель-арт здесь на голову выше, чем в некоторых играх, не совмещающих в себе два абсолютно разных жанра.
Если вы достаточно стары, чтобы помнить и любить ActRaiser, от Smelter вы получите схожее удовольствие — она не менее удачно комбинирует стратегию и платформер, уделяя обеим составляющим одинаково много внимания. Вдобавок она привносит новые интересные идеи, чего, к примеру, SolSeraph не делала вообще. Поэтому гостем из прошлого игра не кажется — это современная и очень удачная попытка воскресить необычную задумку. Да и тем, кому перечисленные выше названия ни о чём не говорят, Smelter подарит несколько увлекательных вечеров — подобные игры практически не выходят, и тем радостнее, что иногда они всё же получаются хорошими.
Плюсы: отличный симбиоз стратегии и платформера, в котором и строительство поселения увлекает, и платформенные эпизоды не раздражают; куча секретов и любопытных испытаний на уровнях с видом сбоку; игра регулярно награждает за доскональное исследование контента, будь то бонусы на карте мира или дополнительные способности героини; прекрасный саундтрек и очаровательный визуальный стиль.
Минусы: история, равно как и вселенная игры, не слишком интересна; парочка слегка затянутых эпизодов; если какой-то из двух жанров вам не мил, то не понравится и вся игра.
Автор: Алексей Лихачев
Оригинал: stopga.me/118882