26.09.2016
Евгений Суров
В третьей партии матча на первенство мира произошло невероятное: Крамник и Топалов разошлись миром! Впрочем, это тот самый случай, когда уместен самый заезженный штамп: боевая ничья.
КРЕСТИТЬСЯ НАДО
- Ждёте от меня откровений? – отвечал Крамник интересующимся, чем же он занимался в выходной день. – Зря. Времена, когда, например, Чигорин проводил выходные размашисто, прошли. Ничего особенного я не делал – читал книгу, смотрел телевизор.
Слишком уж врезалось это слово, «размашисто». Интересно, как это так, «размашисто», отдыхал знаменитый Чигорин? Уже в который раз пробоину в моих познаниях любезно залатал Яков Дамский. Оказывается, во время матча 1892 года со Стейницем в Гаване российскому шахматисту сильно не понравился кубинский ром, и он в срочном порядке запросил родную русскую водку. Требование с большим трудом, но было выполнено.
Топалову и подавно не до размашистого отдыха. Он поведал, что по наказу Кирсана Илюмжинова в выходной день посетил православную церковь, где священник посоветовал ему креститься.
- Кроме того, гулял по городу, пил чай, - рассказывал Веселин.
- Калмыцкий? – спросил кто-то из местных журналистов.
- Нет, нормальный, - очень непосредственно ответил гроссмейстер, чем вызвал бурный смех в зале.
ВМЕСТО КОЛДУНА
Ещё в эту небольшую матчевую паузу многие вспоминали загадочного колдуна, который якобы прилетел в Элисту с командой Топалова. Где он? Почему не помогает? А может, наоборот – мешает?
Жаль, что забыл поинтересоваться об этом у главного судьи матча Герта Гийссена, которого встретил сегодня утром. Через пару секунд после обычного «здрасьте» очаровательный голландец подозвал меня к себе явно с какой-то определённой целью.
- Я заметил, - пояснил он, - что вы небрежно встаёте со своего места в зрительном зале во время партии. Забываете придерживать сиденье кресла, из-за чего оно при складывании слишком громко стучит. Будьте впредь внимательнее!
Мы оба посмеялись (хотя это и не было шуткой), а я вспомнил знаменитую историю с Бобби Фишером, который во время одной из своих партий вдруг ни с того ни с сего обратил взор на сидевшую во втором ряду совсем юную зрительницу и сказал: «Ты думаешь, я не вижу, кто так громко жуёт конфеты? Если не прекратишь немедленно, то сладостей этих тебе больше не видать»!
Что ж, подумал я, если причины неудач Топалова кроются в моей несуразности, то я готов взять на себя роль колдуна и помочь болгарину. Впредь обязательно буду не забывать придерживать сиденье кресла.
КАТАЛОНСКАЯ ДУЭЛЬ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Сама же партия получилась менее головоломной, чем две предыдущие, но от этого не менее интересной. Поразмышляв накануне, я предсказал, что россиянин в ней сделает всё, чтобы остановить эти адские качели, которые представляли собой предыдущие битвы. Ведь понятно, что если маятник качнулся в одну сторону, то непременно качнётся и в другую. Иными словами, прогноз был на сверхнадёжную игру белым цветом. И он оправдался. Правда, от Топалова можно было ожидать чего-то более остренького, чем «каталон», в котором не так просто вызвать бурю. Но Веселин приготовил новый ход в этом дебюте, который и применил. Он, однако, не избавил чёрных от проблем.
По мнению новоявленного чемпиона России Эрнесто Инаркиева, который в пресс-центре комментирует ход поединка, Топалов допустил неточность, поторопившись с разменом слонов на g2, после чего белые могли развить серьёзную инициативу. Крамник приблизился к этому, сделав красивый «тычок» 16.Сg5!. И если бы следующим ходом сыграл 17.Ке4, по общему мнению, быть чёрным в беде. Владимир же предпочёл избежать осложнений и остаться с небольшим, но стойким перевесом.
Впрочем, и такой «плюс» привёл к очень неприятному для Топалова тяжёлофигурному окончанию, в котором у Крамника была сильная проходная по линии «с», а чуть позже появился прекрасный форпост на d5. На нём болгарин решил разменять одну из ладей. Его соперник опять призадумался: взятие пешкой «е» смотрелось очень грозно, но добавляло игре остроты. А это не входило в планы россиянина, поэтому он сыграл 32.cd.
Когда же через два хода Топалов продвинул крайнюю проходную до третьей горизонтали, Крамник и вовсе задумался так, что на пять ходов до контроля оставил себе три минуты. А после мгновенного и сильнейшего ответа соперника 35…f5! (возможно, этот ход вообще единственно спасительный для чёрных), время россиянина уменьшилось до 44 секунд. Правда, он нашёл форсированный путь к ничьей, от которого отстающему в счёте отказаться было нельзя.
ТОПАЛОВ ДОВОЛЕН ПРОГРЕССОМ
После игры «классический» чемпион испытывал двоякое чувство. С одной стороны, как он сам признался, любые пол-очка в ситуации, когда ведёшь в счёте с таким перевесом, являются плюсом. С другой, явно не использованы шансы. Владимир долго считал в уме варианты, где он мог сыграть иначе, но так и не выявил чёткого пути к победе, признав, что противник очень хорошо защищался и сделал серию единственно правильных ходов.
Я же поинтересовался у Веселина, не вспомнил ли он совет священника в минуты, когда его позиция вызывала серьёзные опасения.
Нет, - ответил он, - так серьёзно я к этому не отношусь. Крещусь скорее для порядка, а во время партии ни о чём больше не думаю, кроме как о самой игре.
И тут же добавил:
- Но всё-таки вы видите: сходил в церковь – и уже больше нуля набрал! Прогресс!
* * *