Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Лазарь был как живая книжка про Христа.

Чудеса Христовы нарастали по мере приближения Иисуса Христа к страданиям.

Самым ярким событием Его чудесных дел было воззвание из мертвых уже гнившего человека, близкого друга, брата Марфы и Марии, в доме которых Он находился. Лазаря.

Лазарь был живая проповедь – все знали, что Лазарь несколько дней как мертв.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЛАЗАРЯ В ЛАРНАКЕ НА КИПРЕ. Фото взято из открытых источников.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЛАЗАРЯ В ЛАРНАКЕ НА КИПРЕ. Фото взято из открытых источников.

До этого все воскресения, Господом совершенные, совершались над человеком, умершим в день воскресения. Так было с дочкой Иаира. Когда Он пришел, она только умерла. Ему говорят, что девочка умерла. Иисус: «Девица не умерла, но спит. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что означает: девица, тебе говорю, встань. Девушка села, открыла глаза. Он говорит: Дайте ей есть!» (См. Мк.5, 41; Лк.9,55). Потом, Христос юношу воскресил в городе Наин. Недалеко от горы Фаворской. Когда его несли на погребение. А евреи хоронят в тот же день. Как и арабы. Сегодня помер – сегодня хоронить. До заката солнца. Причем – бегом. Замотали – и бегом на кладбище. И они хотели его хоронить. А Иисус их остановил, прикоснулся к этому мертвому человеку. «Юноша, тебе говорю. Встань! И он сел на одре. И отдал его матери его» (См. Лк.7, 11).

Это все были воскрешения в день смерти. А Лазарь был уже засмердевший, уже вонявший. Вонявший трупным смрадом. Самый, доложу я вам, жуткий смрад на свете – это, к сожалению, тяжелый запах разлагающегося человеческого тела. Это отдельная, жуткая тема нашей жизни. Разлагающийся человек – поистине страшен. Страшен своим, так сказать, позором. Потому что – это райское существо. Он должен был в раю вечно жить. А вот что с ним случилось. Лежит, пухнет… В нем червей снедь. И нужно его быстро закапывать. Потому что дальше на земле ему быть нельзя. Это, вообще, страшная вещь.

И с Лазарем это было. Лазарь все это пережил. Христос подошел к Гробу и сказал ему у гроба: «Лазарь, гряди вон. И вышел умерший» (См. Ин.11:43-44). То есть – Он вызвал его из гроба. Языком, словами. Не какими-то пасами. Просто сказал: «Гряди вон!» И вышел умерший. Смердевший уже. Живой труп. Разлагающийся.

Евреи сошлись на Христа посмотреть с твердой мыслью и вопросом: «А не мессия ли это?» Потому что так в Писании написано. Вот Иезекииль говорит: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших». (Иез.37, 12) Так ведь написано. И заметьте себе, что Христос Сам о Себе это сказал: «Наступает день и наступил уже. Когда мертвые голос Божьего Сына, и услышав, оживут» (см. Ин.5, 25). Это Он сказал заранее. А потом Он подтвердил Свои слова. Тем, что сделал с Лазарем.

Лазарь услышал голос Божьего Сына и, услышав, ожил. И поднялся. Лазарь был интересный человек. Он ничего не рассказал и не написал. О том, что пережил, что увидел и что чувствовал. Он воспоминаний о пребывании во аде не оставил. И никому ничего не рассказал. Потому что, видимо, это очень страшно. Рассказать. Или это даже невозможно рассказать. Есть такие вещи, которые можно увидеть, но невозможно описать.

Вот представляете, все за ним ходили. Это же живое свидетельство. «Ты видел Лазаря? – Какого Лазаря? – Ну того, который был мертвый. – Ну и что? – Так он же живой. – А кто его воскресил? – Христос. – Да?» Так вот, Лазарь был как живая книжка про Христа. И все спрашивали его. «Ну, как? Ну, что?» А он проповедовал Евангелие, а про себя ничего не говорил. На Крите, где он похоронен, известно, что он постоянно кушал сладкое. Он брал мед, изюм или что-нибудь другое. И носил на языке что-нибудь сладенькое. Конфет - не было. Шоколада - не было. Что там у них было? Мед был. И больше ничего не было. Ну, и там всякие фрукты разные сушеные. Вот он что-нибудь сладкое жевал, потому что у него была горечь адская во рту. Он постоянно имел вкусовое ощущение ада.

Лазарю было плохо. У него тело гнило. Он ведь гнил уже.

И еще однажды случилась с ним такая потешная история – когда он смеялся. Он никогда не смеялся. Из ада восстал и никогда не смеялся. А однажды захохотал. Захохотал, когда увидел, как какой-то вор у гончара во дворе (гончар продукцию свою, горшки, поставил во дворе сушиться), ворует горшки. Лазарь это увидел и засмеялся. Его спрашивают: «Чего смешного?» А Лазарь говорит: «Ну, как же не смешно. Глина ворует глину». Человек – он же из глины сотворен. Вот, Лазарю и смешно стало, «глина глину ворует».

Потеха сплошная. У них свой юмор у святых. Они смеются над тем, что нам непонятно. А у них есть свой смысл. А то, что нам смешно, им совсем не смешно. Они не видят здесь смешного. Им это не интересно.

Смерть в человеке живет. Ведь наше естество смертью укушено. Яд смерти мы в себе носим. Смерть не снаружи придет, она в нас есть. В Христе только смерти нет. Поэтому, когда Христос умер на кресте и воскрес из мертвых, то Он воскрес для вечной жизни. Больше смерть к Нему не приближается. А все эти, воскрешенные Христом, они потом снова умерли. Удивительно – второй смерти не боясь.

Мы сегодня получим в руки веточки вербы, которые нам заменяют пальму на нашей холодной земле. Получим в знак того, что мы получаем образы Воскресения. Победы. Знамения победы Христа над смертью.

Пока только Лазаря. Он пока воскресил только Лазаря. Даже не Себя – только Лазаря.

Потом – Себя. Потом – и всех нас.

Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.

Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь