В России почти каждая семья знает, что такое зависимый от пагубных пристрастий человек, и какое это горе для его близких. Что только не делают родственники и друзья ради дорогих им людей: водят по врачам, консультируются с психологами, умоляют родного человека взять себя в руки, - результат редко бывает положительным. Врачи, конечно, делают, что могут: очищают кровь, ставят капельницу, выписывают дорогие препараты, но, чаще всего, за облегчением следует новый срыв, еще более пагубный и глубокий.
Почему так происходит? Потому что бесполезно в данном случае искать причину только в физическом состоянии больного. Главная и единственная причина этого недуга – БОЛЬНАЯ ДУША, требующая для своего успокоения очередной дозы «болеутоляющего». И вылечить ее можно только духовными средствами.
В ЧЕМ КРОЕТСЯ ПРИЧИНА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПАГУБНЫХ ПРИСТРАСТИЙ СОГЛАСНО УЧЕНИЮ ОПЫТНЫХ ДУХОВНЫХ СТАРЦЕВ
Лучше всех о причине пагубной зависимости и о том, как от нее избавиться, знают насельники Высоцкого монастыря - той самой обители в Серпухове, где пребывает чудесная икона, дарующая избавление от злостного недуга. Эти люди, как никто другой, знают, как тяжело приходится несчастным страдальцам и их родным, поскольку ежедневно монастырь посещают сотни паломников, приезжающих сюда в надежде на исцеление со всего мира.
Иеромонах Никон, один из монашествующей братии обители, о корнях пагубной страсти говорит так: «Многие люди, именующие себя православными христианами, на самом деле, живут без Бога. А, живя без Милостивого Создателя, они попадают во власть жестокого дьявола через мучительные страсти и унизительные пороки. Многие из людей попадают в рабство вину и наркотикам. Рано или поздно они, желая избавиться от бед, обращаются к врачу. Врачи-наркологи, как могут, помогают: после лечения наступает период отказа от алкоголя и наркотиков. Но потом, почти всегда, происходит падение и возврат к прошлому. Почему же не происходит полного исцеления? Ответ прост. Потому что, леча и очищая тело, не лечат и не очищают душу от грехов – истинной и единственной причины недуга. Душа же лечится и очищается приходом к Богу: осознанием своих грехов, искренним покаянием соделанным, решимостью исправить свою жизнь, и с упованием только на Всесильную Помощь Божию».
Издревле на Руси знали: если запил человек безмерно, значит отдал он себя во власть беса-хмелевика, который «в главной жиле селится и уж до конца жизни будет своего требовать». Иной и десять лет к чарке не притронется, а заглянешь в глаза – пустые очи! Сразу ясно, хоть и через двадцать лет – а пойдет пить по новой.
Сам святитель Василий Великий, составитель известной Запретительной молитвы, в данном случае говорил, что можно исцелить бесноватых, но с пьющим человеком ничего не поделаешь: «Аще бы со всея земли сошлися попове и творили молитвы, то не могут прогнати самовольного беса запойства злаго».
За всю историю человечества лишь несколько святых угодников удостоилось от Господа благодати изгонять хмельных демонов: мученик Вонифатий, мученики братья-близнецы Флор и Лавр, и преподобный Моисей Мурин.
А в самом конце XIX века даровал Господь, по милости Своей, еще одну святыню, избавляющую страждущих от мучительных недугов алкогольной и наркотической зависимостей, – образ Пречистой Своей Матери, именуемый «Неупиваемая Чаша».
КАК ПОЯВИЛАСЬ ЧУДЕСНАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ И ГДЕ ОНА СЕЙЧАС НАХОДИТСЯ
Явление этого чудесного образа произошло в 1878 году.
В Ефремовском уезде Тульской губернии жил отставной солдат, участник войны на Кавказе. Героически проявил он себя в боевых сражениях, и за это положена была ему Императором Александром II денежная пенсия.
Да только не нашел себя солдат в мирной жизни: много горя повидал он на своем веку, много крови, терзающей его душу. Мало-помалу пристрастился служивый к спиртному зелью, и вскоре запил так, что совершенно потерял человеческий облик. Пенсию пропивал, пропил и все нажитое имущество, потерял и без того подорванное здоровье, и, в довершение ко всем бедам, у него отнялись ноги. Так и умер бы несчастный где-нибудь у кабака под забором, да пожалел его Всемилостивый Спаситель: Он ведь знал, сколько хорошего сделал этот человек в тяжелые для страны годы, не жалея своей жизни ради ближнего.
Однажды привиделся солдату во сне светоносный старец. Посмотрев участливо на страдальца, он велел ему идти в город Серпухов, во Владычнюю обитель, чтобы отслужить молебен находящейся там иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша». Солдат сначала не послушался старца: ноги-то у него не ходят, как добираться? Но схимник вновь явился ему во сне и уже грозно потребовал отправляться в обитель.
Выбиваясь из сил, пополз несчастный солдат в Серпухов: передвигался то на коленях, то на четвереньках, опорой ему служили два крепких деревянных посоха. Хоть и требовались на это нечеловеческие усилия, да вера была у него крепкая, и боевые действия характер закалили. Потом стало полегче: чем ближе продвигался он к городу, тем здоровее становились его ноги, и боль отступала. Вот уж и с колен он смог подняться, и на палки уже опирался не с таким усилием. Так и добрался потихоньку, с Божией помощью, до монастыря.
А в монастыре случилась новая неожиданность: никто из монахинь не знал, что это за икона такая – «Неупиваемая Чаша». Лишь одной сестре пришла в голову мысль посмотреть, не та ли это икона, что висит в проходе из Собора в ризницу. Сняли образ Богородицы, посмотрели: а у него на обратной стороне надпись – «Неупиваемая Чаша»! Так и явился миру этот Предивный Лик.
После молебна перед чудотворным образом солдат больше никогда не пил, и сама мысль о спиртном стала для него невыносима. Домой он отправился на своих ногах, посохи стали ему не нужны. А весть о чудесной иконе быстро разнеслась не только по округе, но и по всей России, и, вскоре, со всех концов страны потянулись к ней страждущие богомольцы.
К огромному сожалению, в 1929 году Владычняя обитель, где пребывала чудесная икона, была упразднена. Святыню передали в расположенный неподалеку храм Николы Белого. Но и этот приход вскоре закрыли. Невозможно сейчас спокойно говорить об этом, но в те годы творилось страшное: все святыни этого храма были сожжены на берегу реки Нары. После этого никто дивного образа больше не видел. Чудесная икона считается бесследно утраченной.
САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» В НАШИ ДНИ
В 1991 году в подмосковном Серпухове был возрожден Высоцкий мужской монастырь. Большое усердие проявил в этом бывший настоятель обители, епископ Иосиф (Балабанов), ныне являющийся главой Бурятской митрополии.
Еще в 80-х годах прошлого века у епископа и его сподвижников возникла идея о воссоздании чудесного образа Богородицы, однако, никто не знал, как выглядел оригинал. В церковных архивах нашли акафист, молитву иконе «Неупиваемая Чаша», но самого изображения нигде не было. И вот однажды, по Промыслу Божиему, староста прихода нашла в старом сундуке на чердаке своего дома Воскресный Листок, изданный столетие назад Свято-Троицким Собором. В нем была небольшая черно-белая репродукция, изображающая дивную святыню.
Изображение нашлось, но возникли новые трудности: образу требовался хороший оклад и лучший иконописец, а средств на это не было. Настоятель был в затруднении. Однако, произошло еще одно чудо: однажды во сне явилась ему Сама Пречистая Дева и протянула горсть старинных золотых монет. Утром же епископа срочно вызвали причащать одну умирающую прихожанку, а вскоре выяснилось, что она завещала обители значительное состояние. На эти деньги и заказали изображение лучшему московскому иконописцу Александру Соколову, а также приобрели для иконы серебряный басманный оклад.
Как только в 1993 году эту, вновь написанную, чудесную святыню внесли в обитель, она сразу же начала щедро источать исцеления страждущим. Епископ Иосиф объясняет это так: ««Это воля Царицы Небесной. Мы не знаем, почему Она избирает ту или иную святую икону, почему именно через эту, а не через другую икону являет Свою Благодатную Силу. Так происходит. И мы в этом чтим благодатное присутствие Царицы Небесной, Которая Свою Благодатную Силу источает от этой иконы».
Множество исцелений от пагубных пристрастий происходит по молитвам перед этим образом. Подтверждение тому – большое число драгоценных даров, принесенных иконе. Сотни благодарственных писем приходят сюда со всех концов земли, многие богомольцы возвращаются, чтобы еще раз приложиться к святыне, исцелившей их от тяжкого недуга.
Но еще больше людей приезжает сюда в надежде на помощь Пречистой Девы. Причем, зачастую, приезжают не сами страждущие, а их родственники, чтобы попросить Владычицу за дорогого им человека. И ни одно слезное моление не оставляет без внимания Усердная Заступница. Спасаются не только верующие, но и те, кто до приезда в обитель не имел веры. Такие люди именно через исцеление обретают веру и начинают вести достойную христианскую жизнь.
Следует знать, что помощь от чудотворной иконы люди получают по-разному:
- Кому-то достаточно приехать сюда только раз: они сразу же получают помощь, приложившись к святыне.
- Кому-то приходится посещать молебны перед иконой много раз, пить освященную здесь воду и помазываться маслом из неугасимой лампады, висящей перед образом.
- Бывают случаи, когда люди, зависимые от пристрастий, исцеляются «заочно», по молитвам приезжающих в обитель родственников и близких, а потом сами приезжают сюда с благодарностью.
- Бывает так, что люди, нуждающиеся в помощи, не могут приехать в Серпухов из-за дальности расстояния и отсутствия средств. И таких страдальцев не оставляет Пречистая Владычица Своим Заступлением: посылает им благодатное исцеление по читаемым перед Ее образом письмам.
А еще насельники обители советуют ежедневно читать акафист Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» либо самими страждущими, либо их близкими. Они подчеркивают особую важность такого чтения, оказывающего реальную помощь больным.
ГДЕ ЕЩЕ В РОССИИ ЕСТЬ ХРАМЫ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
В России эта икона настолько известна и почитаема, что приходы в ее честь есть во всех российских регионах. На сегодняшний день известно о 87 таких храмах и еще семи церковных пределах, посвященных дивному образу. В Санкт-Петербурге, например, известно о пяти чудотворных списках иконы «Неупиваемая Чаша», а в Твери существует Собор, в котором еще на этапе строительства стали происходить чудесные избавления людей от мучающих их пристрастий. В подмосковном Климовске дивный образ стал мироточить в обычной городской квартире, у верующей женщины Валентины Романовой, прихожанки храма при городской больнице. Сегодня перед этим ликом каждую неделю служатся молебны.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Возможно, кому-то из столкнувшихся с подобной проблемой, приходилось бывать в православных обителях, ища совета у опытных духовников. Такие люди знают, что старцы-схимники в этих случаях обращают особое внимание не только на жизнь страждущих от пристрастий, но и на жизнь их предков. Необходимо понимать: если родители (необязательно отец и мать, это могут быть деды и прадеды до четвертого колена) были в плену у пагубной страсти, то и своим потомкам они, к сожалению, довольно часто передают по наследству эту болезнь. Чтобы ослабить воздействие переданного по наследству недуга, необходимо читать молитвы не только за больного, но и за его род.