Имя француза Оноре Домье (1808-1879) ассоциируется прежде всего с блестящими политическими карикатурами. Гротесковой манерой он действительно владел виртуозно и поднял этот жанр до высокого искусства.
Но мы хотим показать другого Домье, которого, к сожалению, знают гораздо меньше – Домье-живописца, виртуозно владеющего линией и формой. Посмотрите на один из главных его шедевров, «Вагон третьего класса». Лицо этой немолодой усталой женщины с доброй улыбкой напоминает умудренных жизнью героины полотен Рембрандта. А как замечательно передает он нежность матери в «Прачке», бережно поддерживающей свою дочку.
И совсем другой Домье в картине «Хотим Варавву!» Здесь все жестко, заостренно и при этом совершенно лишено карикатурности. Многие фигуры, в том числе и Иисуса, лишь намечены. Домье изображает один из самых трагичных эпизодов Евангелия – обезумевшая толпа требует казнить Христа и отпустить вместо Него разбойника Варавву. Но и здесь есть светлое пятно: мальчик, которого держит на руках отец (наверное, вместе с другими пришел посмотреть на занятное зрелище), явно смотрит на Христа с состраданием, хоть мы и не видим его взгляда.
А еще Домье считают первым импрессионистом. В его палитре мы не найдем красок Моне и Ренуара, но «Купающаяся девушка» им бы наверняка понравилась. Согласны?