Найти тему

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННОЕ КАРАТЭ В чем сила каратэ, брат? В технике? Нет! Сила в правде!

Оглавление

Современный взгляд на боеспособность неизвестного каратэ

Эпоха примитивизма

Пару лет назад мне попалась интересная книга по фехтованию, написанная автором из «тех» времен. И в ней описывался, в частности, трудный путь рапиры как признания оружия и методов ведения боя с ним. И вот что интересно. На начальных этапах понятия о фехтовании вообще не было. Собственно, понятие о фехтовании зародилось со времен появления на свет шпаги. Более короткая и легкая, чем рапира, она стала более опасной, и как результат потребовался метод защиты. А первые книги по фехтованию вообще состояли из нескольких страниц, на которых было «пара» шагов туда-сюда и «пара» движений шпагой.

А потом я вспомнил, как в начале 80-х уже прошлого века, у нас во дворе был бар, и по вечерам из него вываливались взрослые дядьки подышать воздухом и выяснить кто из них кто. И драка один на один сводилась к следующему. Оба дядьки начинали размахивать «колхозными» боковыми ударами руками, и сближались друг с другом. Первый, кому по теории вероятности попадало, соответственно падал, и его уносили. Больший примитив тяжело себе представить, а ведь это были уже 80-е!

«Гений дзюдо» — японский чёрно-белый фильм режиссера Сэйитиро Утикава, снятый в 1965 году. Кинолента снята по сценарию Акиры Куросавы. Чем примечателен этот фильм? Как ни странно, фильм примечателен тем, что в нем показали каратэ, особенно для зрителя СССР.

https://www.youtube.com/watch?v=okglU8PYges

И суть в чем? Боец каратэ наскакивает на дзю-доиста своими смертельным ударами. Удары действительны опасны. Но мы не увидим красивых классических стоек и регламентированных атак. И дзю-доист эффективно обороняется потому, что его заранее познакомили с техникой каратэ. Это кино. Художественное кино. Но! Но любой художественный фильм неплохо отражает ту эпоху, когда снимается, и старый фильм всегда ближе к тому времени, о котором фильм.

Я не буду претендовать на точность исторических фактов и хронологию, но я выражу мысль, которую вы сами сможете проверить или изучить: «В старые времена люди были другими! ДРУГИМИ!» В нашем понимании относительно нашего уровня они были внешне «примитивными»!

Животные интегрированы в природную среду, они пропускают через себя бесконечное число сигналов на подсознательном, животном уровне, вычленяя те, которые соответствуют их инстинктам. Так собака идет по следу, вычленяя из миллионов запахов один нужный ей. Человек выделился из животной среды за счет работы сознания с вербальной информацией. Информации в виде речи, слов, текста, и мыслей, с ними связанных. По мере того, как развивалась вербальная информация, человек терял интеграцию с природой, внешней средой.

В средние века уровень вербализации был уже высок, но не настолько, чтобы человек полностью оторвался от чувства единения с миром на подсознательном уровне. Мы все восторгаемся средневековыми замками, украшениями, костюмами и т.п. Одна кольчуга ручной работы чего стоит. Но мы не задумываемся, почему такие шедевры можно было создать.

А ведь все просто. Для ремесленника процесс создания кольчуги был намного более информативным по внутренним ощущениям, чем в наше время для Стива Джобса раскрутка своей компании. И выкованные латы и кольчуга в те времена были намного круче 20-го Айфона, а настоящий боевой конь превосходил любой современный внедорожник. В те времена такие процессы были сверхинформативными, и человек мог всю жизнь работать над одной «скульптурой». Для него это было просто супер как интересно и информативно. И при этом человек еще не разорвал интуитивную, чувственную связь с миром. Дело, которым он занимался, - чувствовал его всеми органами чувств, всем своим существом. Для ремесленника ковка кольчуги была не работа – это была сама жизнь! Поэтому в ней он мог чувствовать и видеть такие элементы, которые недоступны современному человеку.

И вывод? Так вот в старые времена рукопашный бой был примитивным. Люди сами по себе были более интуитивными, у них было больше звериных инстинктов, было развито чувство окружающей обстановки. Но на создание сложных приемов они были не способны. А главное – это было и не надо. В те времена «изобретение» любого удара, самой идеи пытаться сражаться безоружным – это уже был прорыв как выход в космос. Я конечно утрирую, но логика-то в нужном направлении…

И этот удар можно было точить, точить, любоваться им как красотой природы, восторгаться как произведением искусства. А дальше в результате тренировок рука начинала «оживать» в плане подвижности, можно было начать ей двигать налево-направо, вверх-вниз. Именно так и создавалась первая техника рукопашного боя. Я имею в виду то, что первым бойцам не было необходимости создавать какие-то сложные, навороченные приемы.

И еще. Люди в старые времена были не такими как мы. У них была постоянная физнагрузка по образу жизни и медленный мозг. Они были сильными, выносливыми, но по нашим меркам малоподвижными, и реакция у них была не такая «резкая».

Примеров этому можно привести немало. Но, кто поймет, о чем речь, сам для себя сможет найти доказательства. Мне нужен лишь главный вывод, который понадобится при дальнейшем рассмотрении темы. А именно – в старые времена рукопашный бой был внешне примитивен, зато довольно качественный, с глубокой внутренней основой, приемы могли отрабатываться годами и даже всю жизнь. Приемы был рассчитаны на малоподвижных людей с невысоким уровнем реакции по меркам наших дней.

Не совсем каратэ: китайский акцент окинавских школ

Согласно разным источникам китайское боевое искусство пришло на остров Окинава и там «проросло». Его иногда называли «каратэ», где «кара» означало Китай. В данном случае нас интересует не история, а суть. И суть заключается в том, что на Окинаве была китайская версия кулачного боя.

А какие особенности китайских боевых искусств? Китайские техники настолько разнообразные, что четко классифицировать их сложно. Но, тем не менее, можно выделить некоторые элементы, которые нашли свое отражение в окинавских школах. Во-первых, это «размеренный» ритм тренировок при небольшом количестве учеников, который позволяет вдумчиво и осознанно выполнять приемы. Во-вторых, акцент делается на силе и мощи каждого действия, которые при этом представляют из себя некий последовательный, непрерывный атакующий поток, подобно приливной волне цунами. В третьих, в окинавских стилях было много приемов цинь-на: захватов, заломов, возможно бросков и т.п. А еще сюда можно добавить использование техники пальцев, и фаланг пальцев. Ну и, конечно, наличие «мягких», округлых движений.

В общем, была масса атрибутов китайских школ. По сути, окинавские стили можно считать какими-то вариантами китайских стилей. Но Окинава – не Китай. И здесь стили кулачного искусства претерпели некие изменения. Появилась резкость движений, основанная на «волне» тела. Боец создавал волну в теле – это движение в чем-то похоже на то, как собака отряхивает с себя воду, выбравшись из пруда. Эта волна передается в руку, которая с максимальной резкостью и жесткостью наносит удар или делает блок.

Нельзя сказать, что в китайских боевых искусствах нет подобных практик. Скорее наоборот. Но в окинавских стилях этот подход стал «визитной карточкой», что ли. Он стал «пронизывать» очень много приемов, в некоторых окинавских стилях, вообще, стал основным.

Нам же важно, что такой подход был и есть, и в некоторых стилях Окинавы он основной. И в итоге есть очень важный вопрос: «Насколько окинавские стили далеки от китайских? Можно ли считать их уникальными и совершенно отдельными от других видов боевых искусств?»

В свое время у слова «каратэ» отобрали принадлежность к Китаю, и придали значение «пустой руки». Это была некая попытка отделить боевые искусства Японии от Китая. Так вот, насколько Окинава-тэ, соответствует новому значению слова «каратэ»? На мой взгляд не очень…

Но есть и «положительные» моменты. Окинава-тэ во многом сохранило принцип «примитивизма». Многие стили у-шу активно развивались и усложнялись в количестве приемов, а Окинава-тэ по многим пунктам осталось на прежнем уровне, сохранив простоту внешней техники.

Шотокан: рев Тигра на вершине Фудзиямы

Отношение к Шотокану в целом совершенно неоднозначное. Фанаты этого стиля считают его лучшим каратэ. Противники – танцами, спортом, чем угодно, только не боевым искусством. А если посмотреть не предвзято?

Много лет назад мне попалась очень умная книга, написанная не любителем, а каким-то научным специалистом. К сожалению, я тогда не записал не названия, ни автора. Но в ней во всех подробностях разбирались аспекты боевых искусств в контексте исторических (именно исторических) фактов и событий. И в ней, в частности, говорилось о том, что японской «военной машине» накануне планируемых войн в 20-м веке были нужны подготовленные новобранцы, которые бы были сильны моральным духом и телом. В плане морального духа задача была как-то решена. Шла активная пропаганда самурайского духа, бушидо, верности служению господину и т.п. По этому поводу даже «реанимировали» самурайские мечи, которые раздали офицерам в качестве холодного оружия. Об их качестве никто тогда не задумывался. И еще никто не обращал внимания на то, что в настоящие самурайские времена так называемый самурайский дух, дух бушидо, отнюдь не были в «абсолютном фаворе» у воинского сословия в былые времена, любителей чтить кодекс бушидо и делать себе харакири было не так много.

А во времена самурайского «застоя», перед революцией Мейдзы, многие самураи вообще не могли толком обращаться с мечом, и основное время уделяли чайной церемонии и другим вещам, помогающим двигаться по карьерной лестнице поближе к власти и деньгам. Но в 20-е, 30-е годы такие нюансы никого не интересовали. Нужно было воспитывать воинов, бойцов, готовых умирать за какие-то там цели. Поэтому приукрашиванием и изменением истории никто не брезговал.

На этом фоне в поле зрения военных попали новобранцы из Окинавы, многие из которых имели хорошую физическую форму. Так, возник интерес к каратэ как к системе подготовки новобранцев.

Многие считают Фунакоши плохим мастером, создателем неудачного стиля, плохим специалистом в области каратэ и т.п. Другие считают его выдающейся личностью, великим мастером, создавшим великий стиль. Вот это нас в данном случае интересует меньше всего. Надо понимать простую вещь. В итоге перед Фунакоши была поставлена государственная задача – организовать подготовку будущих новобранцев. Если кто сможет, вдумайтесь в масштаб. Это не узкоклубные занятия Окинава-тэ. Тут масштаб, размах, сложность организационных задач, тут многое надо было начинать с нуля.

И важно даже не то, что начал и организовал Фунакоши, и каким образом, важно то, что получилось в итоге. А в итоге у Фунакоши образовалась уникальная команда соратников во главе с его сыном Гиго Фунакоши. Один Шигеру Эгами чего стоил. Эта команда, упражняясь с утра до вечера и думая головой (что совсем не маловажно), постепенно формировала новый стиль с чисто японской «окраской». В результате была выработана методика подготовки для больших масс учеников. Причем эта подготовка в отличие от Окинава-тэ имела армейский, воинский подход. В чем выражался военный подход?

Дисциплина, работа в строю, деление на высших, старших и младших, униформа, поклоны. А еще интенсивная физподготовка и жесткий регламент выполнения приемов (четкие требования к технике движений). И кроме того, были введены соревнования, свободные поединки по определенным правилам. В общем, если эту методику копнуть, то все будет довольно серьезно.

И еще. Обучение можно было разбивать на законченные, конкретные ступени. Не надо было тратить всю жизнь и долгие годы на обучение. Не случайно, Шотокан был выбран основным стилем, по которому обучались разведчики.

В итоге Шотокан впитал в себя военный подход обучения и «японскую окраску». С военным мы уже кое-как разобрались, а что такое «японская окраска»?

Гора Фужзияма – вот где надо искать ответ. Опять вынужден вспомнить одну книгу, в которой (это уже становится привычкой) не помню ни названия, ни автора. Зато помню суть вопроса. В ней проводится параллель между различными культурами, боевыми искусствами с ландшафтом страны, климатом и т.п., то есть с характеристиками места проживания. В Китае, например, большие площади заняты «округлым», плавным ландшафтом, и стили боевых искусств во многом пластичные и непрерывные. В Таиланде много остроносых гор, которые торчат пиками в небо. И у Будды а Таиланде на голове такой же пик, а в тайском боксе острые удары локтями, коленями и клинч.

В Японии суровый климат, одна, выделяющая среди всех остальных гора-вулкан. В японском языке даже мягкой буквы «л» нет. И эмоции японцы выражают резко и всплеском как возвышающийся вулкан Фудзияма. Ну и главное – принцип кимэ (бесповоротная решительность). Я не уверен, что кимэ правильно отражает суть вопроса, но направление правильное.

И что там в конце этого направления-«туннеля», куда указывает кимэ? Это принцип всплеска, вспышки! Не просто вспышки. Самурайское воспитание самурайского духа – самопожертвование ради господина, ради кого-то, ради чего-то. Возможность и священное право отдать жизнь за это. И самопожертвование не только как таковое, а именно в момент боя. Выхватить меч и броситься на противника в одном рывке. И при этом в этот рывок, в эту атаку надо вложить всю свою жизнь без остатка. Для самурая – это и должно быть правдой всей жизни, истинным Путем. Неумение отдавать всего себя без остатка служению, сражению – это не путь самурая.

А это уже речь идет не просто о кимэ, это тотальное состояние сражения, тотальное самопожертвование. Это вспышка сверхновой звезды, в результате чего эта звезда гибнет.

Если в окинава-тэ в удар вкладывают всю силу, то в японском каратэ в удар вкладывают всю жизнь (должны вкладывать). Окинава-тэ похоже на стрельбу из автоматической винтовки – один смертельный выстрел за другим. А японское каратэ – это или выстрел из дробовика или одиночный выстрел из мощной снайперской винтовки, или выстрел из гранатомета.

Вот то, что я только что описал, Японии не присуще. Парадокс! Японцы предпочитают ограничиваться кимэ. Но есть такое понятие как предельная техника, предельные состояния, за гранью которых уже ничего нет. И вот стремление к этому пределу и есть путь самурая и каратэиста. Но человеческая природа слаба. Самое сильное чувство – это страх, рожденный инстинктом самосохранения. А самый большой порок – алчность (власть и деньги). Поэтому достичь предельных техник под силу единицам…

Ну и возвращаясь к Шотокану. Еще одной особенностью японского каратэ стало абсолютное доминирование техники ударов и блоков в переходах их стойки в стойку над любой другой техникой. К этому еще стоит добавить то, что бой стал начинаться с длинной дистанции, как это было в сражении на мечах.

Ну и Шотокан сохранил принцип «примитивизма», в чем-то даже «развил» его, убрав из техники многие элементы цинь-на и борьбы.

Окинавский «разлом»: каратэ – это стиль или система?

Окинава-тэ начиналось с различных направлений, видов китайского кулачного искусства. С течением времени эта разделенность не стерлась, а только усугубилась. Согласно «восточной традиции» каждый выдающийся ученик не столько соблюдал традиции своего учителя, сколько привносил собственное видение в боевые искусства, изменяя изученный стиль под свое понимание. А затем окинавские стили перекочевали в Японию, и там «обрели» новые модификации.

Так что же нам понимать под словом «каратэ» сегодня? Есть такие понятия как у-шу, кунг-фу, которые объединяют в себе бесконечное разнообразие китайских стилей. Соответственно, и понятие каратэ объединяет объединяет в себе массу окинавских и японских стилей, которые к тому же еще стали спортивными, прикладными и т.п.

Мы должны констатировать факт, что ни окинавцам, ни японцам не удалось создать синтезированную, единую систему рукопашного боя. И под словом каратэ сегодня каждый понимает определенный стиль. А стили-то очень разные. Мало того, что есть существенные отличия между японскими и окинавскими стилями, так еще и внутри их куча разделений.

В обсуждениях с разными последователями каратэ не раз приходилось слышать, что в каратэ есть ВСЕ! Все – относится к техническим и боевым возможностям. И в этом я сними согласен. Почему? Каждый стиль боевого искусства, единоборства - ограничен. Ограничен в силу того, что это стиль, в нем что-то можно, что-то правильно, а что-то нельзя, потому что это неправильно. Но при этом каждый патриарх стиля в конце концов понимает ограниченность своего стиля, и пытается его «растянуть» до универсальных возможностей. Иначе он выпадет из тренда, иначе его коммерческой школе придет финансовый конец, так сказать. Это логично, это правильно. Поэтому стили разрастаются и технически, и в вопросах применения. Это как елка, на которую можно навесить массу новогодних игрушек.

И вот здесь хочу сослаться на книгу Д.Ф.Гилби «Секретные боевые искусства мира». В ней он описывает встречу с одним индийским боксером, великим мастером, который всю жизнь отрабатывал один единственный прямой удар кулаком по металлическому листу (толстому). И когда Гилби спросил у него, почему он не тренирует другие удары, другую технику, тот ответил: «Если бы я был плохим боксером, я бы изучал что-то еще».

Так вот, хороший стиль, это не тот, в котором все есть. Это тот – в котором нет ничего, что не соответствует цели стиля. Да, у каждого стиля должна быть своя цель, своя задача. Только тогда он по-настоящему опасен и эффективен. Когда в стиле есть все – это уже не стиль, а «солянка». «Солянка» тоже имеет право на жизнь, и многим людям может принести много пользы, но это не стиль.

Если бы окинавские и японские стили были СТИЛЯМИ, их можно было бы объединить в одну систему. А так… А так разбираться в лабиринтах существующих стилей и их историй можно, но большого смысла нет. Потому что стили «пересекаются», повторяются, противоречат и т.п. А главное, цели-то нет. Призрачная идея самообороны – не является целью. Конечно, цель – такое понятие, которое потребует отдельного рассмотрения. И рамках данной статьи мы пока пройдем «мимо».

И вернемся к системе. Что такое система? Это набор принципов, законов, методов, объединенных общими задачами, одним направлением. Система может состоять из нескольких стилей, более того, она позволяет объединять или создавать стили в рамках системы. Но вот окинавские и японские стили РЮ и ДО в систему лечь не смогут. Вернее смогут, но для этого их придется разрушить, разделив на «запчасти».

Итак, выше я определил принцип «минуса» или «вычета», когда из любого стиля надо вычитать не соответствующие ему техники, а не складывать в одну корзину «грибы и ягоды». Тогда можно говорить о системе.

И японский подход к каратэ настолько уникален и самобытен, что имеет смысл попробовать построить на нем систему, поскольку она будет отличаться от других систем рукопашного боя.

Каратэ – становление системы

Что такое стиль? Это базовая специальная физподготовка, базовая техника, приемы с противником и т.п. А что такое система? В первую очередь – это концепция ведения боя, основная идея, суть, главное значение.

Многие считают, что главная суть каратэ – это поражение противника с одного удара. И вот это является большой ошибкой. Почему? Во-первых, поразить противника с одного удара – цель большинства стилей боевых искусств и единоборств, каратэ в этом не оригинально. А, кроме того, в выражении «победить с одного удара» ничего не понятно о том, какой должен быть удар и как его исполнять, поскольку методов очень много. И о каратэ это ничего не говорит.

Есть еще такое понятие как «достижение превосходства над противником в минимальный отрезок времени», высказанное одним из хороших практиков каратэ. Такое определение уже гораздо лучше, но опять-таки не понятно, за счет чего и как должно быть реализовано это превосходство и почему в минимальный отрезок времени. Хотя направление правильное.

Чтобы лучше понять, давайте разложим каратэ на «запчасти» и посмотрим, что к чему?

1) Стойка. Если внимательно посмотреть на всяких сэнсэев, но будет заметно, что они стоят как вкопанные, и вообще выглядят как монолиты. И пробить этот монолит будет очень большой проблемой. Боюсь, что они выдержат практически любой удар. Вот лично я не хотел бы проводить «испытания». Из всех боевых искусств и единоборств, только некоторые стили у-шу могут похвастаться аналогичным уровнем.

2) Блоки. Вот всякие мягкие блоки – да их целая куча в разных других стилях. Вряд ли каратэ в этом интересно. А вот жесткими блоками могут похвастаться совсем немного стилей. К тому же принцип примитивизма эти блоки делает простыми и понятными, упрощенная система подхода избавляет от всяких блочных вариантов у-шу, зато конкретизирует задачу и применение.

3) Перемещения. Вот по перемещениям, передвижениям каратэ совсем не может конкурировать с другими стилями и направлениями. Зато в рывке вперед, «фехтовальном выпаде» оно даст фору всем остальным.

4) Удары. Вот как раз в ударах принцип примитивизма очень мешает. И в японском варианте – это даже не столько принцип «примитивизма», сколько «регламентизма». Удары в каратэ очень серьезные¸ поставленные, отточенные, а главное – смертельные. Среди них выделяются удары ребром ладони (кулака). Но вот часто возникает вопрос, а можно ли применить эти удары в свободном бою, когда надо бить не стационарную мишень, а двигающегося противника? Тем более, что метод нанесения ударов требует близкой или как минимум средней дистанции. И еще – очень напрягают удары от бедра в то время, когда удары от плеча гораздо сильнее и проще.

5) Захваты, болевые, броски. А вот нужно ли это каратэ? Ответ будет ниже.

И что из этих запчастей нам может понадобиться? Во-первых, конечно, стойка. Стойка, которая в своей основе уже несет жесткую технику, твердое положении тела и принцип «железной рубашки». Во-вторых, блоки, идея построения защиты на блоках. Железная стойка с железными блоками создает железный занавес, крепостную стену, через которую никто не пройдет.

Передвижения, уклоны? Вот передвижения и уклоны особенно как раз будут вредить и железной стойке и железным блокам. Поэтому уклоны и всяческие двигательные функции надо убрать или минимизировать. Зато остаются переходы из стойки в стойку, из одного «железного» положения в другое. Не нужны всякие лишние передвижения в каратэ и уклоны!

Удары. Вот удары – это да. Уж если мы минимизировали защиту, то без эффективной атакующей техники нам никак. И тут сразу проблема, как поразить противника с одного удара? Ответ прост – никак! Не надо нам поражать противника с одного удара. Потому что это слишком рискованно и опасно для нас, в первую очередь, а не для него. Нужны опасные, поражающие удары. Но ставка на один удар - ошибочна! Потому как не попал или не дотянулся – и все! Лови контратаку в беззащитном состоянии. Автомат более практичен, чем дробовик. Нам нужен автомат, который стреляет очередью. Нужна возможность создавать серию ударов по разным уровням в разных направлениях, и чтобы каждый был опасен.

Захваты, броски, болевые? Вот не надо нам это все. Если у нас в руках автомат, не надо его бросать на землю. Надо стрелять!

И что получим в итоге? Каратэист стоит в жесткой стойке и просто расстреливает ударами все, что движется, все, что приближается. На любые удары в своей адрес он реагирует жесткими блоками. Если надо, перемещается по площадке переходами их стойку в стойку. Но эти переходы минимизированы. Главное – «стрелять и стрелять», а не расхаживать туда-сюда.

Такая тактика очень интересна и «самобытна». Я бы сказал. Но найдется целая куча разных деятелей в боевых искусствах, которые быстро начнут искать методы как это все «завалить» и разрушить. И это правильно. Тактика действий-то ограничена. А потому можно найти немало методов, как завалить «лихого» каратэиста с его стойками и «расстрелом» ударов.

И вот тут на помощь каратэисту приходит концепция, о которой мы забыли в «пылу борьбы». У каратэ какая концепция? Поражение противника с одного удара не проходит. Превосходство над противником тоже под вопросом. Что делать?

А надо вернуться к КИМЭ. Не просто вернуться, а пройти дальше к предельному состоянию, о чем шла речь в предыдущем разделе. Одной вспышкой, одним взрывом вложить в свои действия всю жизнь. А как это сделать? Для того, чтобы высвободить энергию, надо сначала эту энергию собрать, а чтобы ее высвободить взрывом, надо ее сконцентрировать до «взрывоподобного» состояния. И тогда противник наткнется не просто на какую-то технику, он наткнется на взрывную волну повышенной плотности…

Что такое каратэ?

Чтобы сократить всякие мысленные «блуждания» по поводу формирования системы каратэ, можно сразу перейти к результату.

Что такое каратэ? Каратэ – это взрывное высвобождение сконцентрированной энергии для поражения противника взрывной волной и излучением, возникшими в результате взрыва. Что-то отдает какой-то физикой и чем-то заумным. Забудем об этом и спустимся с небес на землю.

Итак, каратэ – это концентрация, концентрация и еще раз концентрация. Концентрация сознания, концентрация энергии, концентрация сил, концентрация всего, чего угодно. Каратэ – это сжатая до нельзя пружина.

Каратэ – это метод поражения противника за счет высвобождения концентрации. Это может быть квантами (порциями), а это расстрел ударами, или может быть единым взрывом - это вообще сложная конфигурация из блоков и ударов.

Каратэ – это удар, удар и еще раз удар. Противник поражается ударами, ударами и еще раз ударами. Любое отступление от ударов – это уже не каратэ.

Каратэ – это блоки, блоки, и еще раз боки. Блоки, которые перемалывают, «пускают на фарш» любую атаку противника. Блоки помогают ударам, блоки служат ударам, блоки… (а вот тут пока остановлюсь).

И еще. В каратэ должен быть сохранен принцип примитивизма. Стойки, передвижения в них, блоки и удары должны быть простыми и понятными. Но при этом предъявляются повышенные требования к качеству движений, к их внутреннему наполнению.

Каратэ – оружие

Многие говорят о том, что традиционное, классическое каратэ – это оружие. Какое оружие? Просто оружие? Кто и что под этим понимает?

А если действительно попытаться создать из каратэ оружие? Как это?

Начнем с простого, с первого шага. Если это оружие, то только холодное и не метательное. Ну не будем же мы отрывать себе руки и кидать и в противника. А какое оружие не метательное.

Основное холодное оружие пехоты – копье! Самое эффективное, самое простое. Как бьют копьем? От бедра, в основном, держа его двумя руками. Вот вам и первый прием каратэ. Левая рука на уровне живота впереди, правая рука у бедра. Имитируем удар копьем. Чтобы он был сильным надо бить правой рукой, которая в «заряде». Это есть удар тсуки. Но копье длинное, а руки короткие. Чтобы как-то «дойти» до длины копья, надо сделать шаг вперед к противнику, выпад, и нанести гиаку-тсуки или ой-тсуки. Все просто. Ну и удар-копье можно бить кулаком, полукулаком, пальцами…

Какое второе оружие пехоты? Меч! И вот тут японцы недоработали. Есть ли в каратэ прием под названием рука-меч? Вроде как есть. И это удар ребром ладони. Но какой же меч из ребра ладони? Ладонь – это так, ножик кухонный. А мечи у японцев были длинные, короткие и ножики тоже были. Улавливаете суть? Рука-меч – это очень хитрая, очень эффективная техника, но и очень непростая в плане понимания и исполнения.

Подробности этой техники раскрывать пока не буду. Но обращу внимание на короткий меч. Короткий меч – это рука от локтевого сустава до кончиков пальцев. Что это такое? Как-то мне звонок в дверь полпервого ночи (еще в 80-х). Открываю дверь, стоит дружбан с сияющими глазами. Говорит: «Смотри, я японский меч сделал». И достает из-под куртки палку толстую, на конце которой лезвие толстое. И начинает лезвие вращать со всем старанием (лезвие, не палку). А потом как-то на инструктаже мне показывали стойки из каратэ с «вращающимся лезвием». Ну, это я так, типа задачки для ума – может кто сможет найти правильный ответ, о чем речь.

Третье оружие пехоты – алебрада. Алебарда более тяжелая, может всадников с коня сшибать. Это техника ног, в которой не последнюю роль играет ребро стопы (лезвие алебарды).

А еще у пехоты должны быть латы. Ну латы – это «железная рубашка», чего уж проще.

А еще у пехоты должен быть щит. А вот щит – это блоки. Не просто блоки, а блоки, которые позволяют щит построить. И вот в этом с традиционным стилями каратэ будет проблема. Блоки традиционного каратэ лично я называю «дырявыми». Почему? Во-первых, каждый блок ставится на конкретный удар, ну или конкретный вид ударов. Во-вторых, техника выполнения разных блоков разная. Все это крайне усложняет использование техники блоков, в результате чего все время остаются неприкрытые сектора. Я хорошо помню, как мой кореш, победивший в начале 90-х черного пояса в боях «без правил» говорил, блоки ставить нельзя, только сделаешь сото-уке, сразу поймаешь удар в челюсть и все. И я понимаю, что он был прав (а он был очень серьезный боец с недетскими победами). Так вот, блоки блокам рознь! Блоки нужны рабочие!

В принципе, идею каратэ-оружия можно развивать и конкретизировать дальше, но идею я посеял, пусть пока прорастает… Подождем…

Каратэ – зверь (змея в тени тигра)

Вот тут самый раз вспомнить о всяких звериных стилях у-шу и забыть о них, как страшный сон. Но не до конца… В у-шу есть некая идея о том, что многие стили создавались на основе подражания движениям животных. Вот уж что точно, что не следует делать, так это подражать движениям животных. Человек – не животное, не надо ему никому подражать, он и так опасен. Это с одной стороны.

А с другой стороны. Уровень вербализации увел человека от природы, от природных инстинктов. Сейчас главный инстинкт – не потерять и не забыть смартфон. А для того, чтобы сражаться нужны звериные инстинкты, звериная психология. И звериная тактика…

Символом Шотокана является Тигр. Действительно, бойцы бросаются друг на друга как разъяренные тигры. А атакуют… А вот атакуют они как змеи. Как атакует змея? Сжимается как пружина, или становится в стойку как кобра – и делает резкий бросок вперед. Резкий бросок вперед с атакующим одним ударом. Вот визитная карточка Шотокана. Но это метод Змеи, а не Тигра. И если уж идти дальше, то несоответствие Тигра и Змеи – глобальная проблема Шотокана. Стиль можно значительно улучшить, если отказаться от Тигра в пользу Змеи.

Каратэ-зверь – это использование психологии и тактики зверя, но не подражание движениям. Например, удар тигра. Тигр наносит удар по траектории сверху-вниз и снаружи-вовнутрь. В каратэ не надо делать из ладони «лапу тигра» с растопыренными пальцами. Можно бить основанием кулака или ребром ладони. Главное выразить характер Тигра (силовой, всплесковый удар хищника по жертве, не терпящий «возражений»).

Система каратэ – от Миямото Мусаси до Брюса Ли

Итак, мы пришли к итогу рассуждений. Система каратэ – это не стиль каратэ. Система многогранна и разнообразна. Она не требует выполнения регламентированной техники. Она требует соблюдения принципов и главной концепции. Вместо внешнего разнообразия приемов здесь качество движений. Вместо регламентированной техники – выполнение тактической задачи при помощи концентрации. Если в Японии говорят: «Каратэ начинается с поклонов», то мы говорим: «Каратэ начинается с концентрации».

Основателем «нашего» каратэ является средневековый японский мастер меча Миямото Мусаси. Именно он основал концептуальный, а не технический подход к воинскому искусству. Именно он заложил, рассказал, обосновал основные принципы, которыми должен руководствоваться воин. Именно он объяснил основы победы.

Брюс Ли – последователь Миямото Мусаси как приверженец концептуального, не формального подхода к боевым искусствам. Именно Брюс Ли довел свою технику до такого совершенства, что она может служить наилучшим примером реализации каратэ. Здесь и абсолютная концентрация, и абсолютное качество движений. Именно Брюс Ли должен служить примером для всех последователей каратэ.

(И еще… Зарядка для ума. Брюс Ли стал продолжателем и основателем (парадокс, но это не просто так) очень интересного и выдающегося стиля в боевых искусствах. Вопрос – какого? (И это не Джит кундо)).

Правда каратэ

Сегодня разные сэнсэи спрятали каратэ за бесконечным шлифованием техники, сложными приемами, идеями какого-то духовного совершенства, традициями, скрытыми смыслами и т.п. Но в этих ли элементах истинная сила каратэ?

В определенном смысле идеалом честности и правдивости является Миямото Мусаси. С его послужным списком он мог бы стать величайшим учителем и основателем выдающейся школы фехтования на длинных мечах. Но вместо всего этого он предпочел правду. Правду о том, что нет никакой школы, нет никакого стиля фехтования. Но есть принципы, законы войны, и есть дух воина, который начинается с готовности умереть.

И возможно, именно каратэ сегодня больше всех нуждается в правде. Правде о том, что многие техники безвозвратно устарели и не действуют в современных условиях. Правде о том, что каратэ постепенно превращается в аналог кикбоксинга или джиу-джитсу, правде о том, что за поясами, терминами и кимоно стоит только бесполезная пустота.

Правде о том, что каратэ идет изнутри, и никто не знает, какой вид оно примет снаружи…

Чтобы обрести силу, нужна правда… Чтобы обрести каратэ, нужна правда…