Чайки, пальмы, переполненный пляж, санаторное обслуживание или привольная жизнь в кемпинге - месячный праздник жизни советского человека в отпуске. Ради него стоило остальные одиннадцать месяцев поднапрячься с подработками и сверхурочными.
Позднее стали доступны, хоть и не каждый год, путёвки - частично оплаченные предприятием курортные направления для трудящихся. Теперь такая роскошь для очень маленького процента сотрудников. Да и многие санатории-профилактории так обветшали и отстали от реалий, что не представляют интереса...
1920-е
В первое десятилетие после образования Советского государства санатории использовали как площадки для просветительства. Туда могли ездить только граждане рабочего сословия. Существенную часть стоимости путёвки на такой культурный отдых оплачивали предприятия.
Кроме отдыха, оздоровления морским воздухом и морскими купаниями, люди посещали там лекции. Лекторы рассказывали о правильной гигиене, о пользе зарядки, о нюансах питания.
Также трудящимся предлагали посещать кружки и библиотеки, участвовать в викторинах.
1930-е
А во второй половине 1930-х этот вид отдыха стали популяризировать, увидев в нём стимул граждан не жалеть время и силы на труд. Страна нуждалась в ускоренном темпе строительства, развитии всех отраслей производства.
И правительство приняло новый курс в этой теме.
Путёвки стали доставаться не столько людям, нуждающимся в восстановлении здоровья после перенесённой болезни, сколько передовикам производства. Это было поощрение за хороший труд в течение одиннадцати месяцев.
Теперь санатории были полны стахановцами самых разных индустрий, а также самыми сознательными колхозниками.
А курортный отдых перестал восприниматься как отдел больницы или место для воспитания культуры. Аскетизм сменился претензией на роскошь. Это отразилось даже на зданиях новых санаториев, которые возводили в стиле "сталинского ампира".
Также в это время ткацкая отрасль и швейная промышленность предлагали модные ткани и фасоны одежды. Даже руководители страны переоделись из военных френчей в белые костюмы а ля "хочу в Рио-де-Жанейро". А за ними и всё прогрессивное население. Костюмы олицетворяли мечты, перспективы, доступность образа жизни не хуже, чем у буржуев.
И полностью такому образу жизни отдавались, конечно, на курорте.
Экскурсии, аттракционы, танцевальные веранды, южные фрукты, шампанское!.. На курортах круговорот денег начался небывалый!
Этим цель была достигнута - устоять перед месяцем райской жизни мало кто мог, люди перестали слишком уж осторожничать, откладывая все трудовые копейки на чёрный день.
Тратить их можно стало и дома по выходным.
Например, комсомолок перестали порицать за макияж. Ведь теперь городских барышень заманивали рекламой в кафетерии и даже рестораны. А там - своя атмосфера, красивый бокал с искристым напитком не сочетается с красной косынкой, образно говоря.
На продукты питания вообще была большая ставка. Изголодавшиеся за переломный исторический период люди охотно тратили 80% зарплаты на съедобную невидаль. В продажу стали давать крабов, много икры, сгущённое молоко, восхитительные торты.