Изначально я использовал другой вариант перевода названия этого замечательного альбома - "Заклание агнца на Бродвее", тем более, что именно его использует русская Википедия. Однако, поскольку такой вариант перевода мало соответствует содержанию альбома, я решил оставить более точное - "Ягнёнок ложится на Бродвее". Однако, есть мнение, что и этот вариант "неправильный". Что бы положить конец спорам, я просто оставлю тот вариант, который предлагает переводчик Гугл - "Агнец лежит на Бродвее". Всех, кому и этот вариант не подходит, с легким сердцем отсылаю непосредственно к Гуглу, пускай с ним и спорят.
Запись шестого альбома Genesis, ''The Lamb Lies Down on Broadway'', сопровождалась определёнными трудностями, и ростом напряжённости внутри группы.
Гэбриел временно ушел работать на какой-то проект с режиссером Уильямом Фридкином. Кроме того, он нуждался во времени, чтобы быть со своей семьей.
Личная жизнь музыкантов начала влиять на настроение в группе, вызывая осложнения в её работе. Хакетт говорил: "У каждого была своя программа. Кто-то из нас был женат, у кого-то были дети, кто-то разводился, и мы все еще пытались наладить отношения. Позднее Бэнкс считал этот период времени самым плохим из всех, что он провел в Genesis.
На ''The Lamb Lies Down on Broadway'' стало меньше той волшебной созерцательной музыки, которой славилась группа. Звучит, в основном, как бы американизированный рок с элементами прогрессива. Однако, тексты для этого эпичнейшего концептуального двойного альбом, которые написал Питер Гэбриел, с лихвой компенсируют некоторое упрощение музыкальной составляющей.
Музыка для большинства песен была написана участниками Genesis во время джем-сейшенов, и была записана с помощью передвижной студии Glaspant Manor - для записи материала использовали два 24-трековых магнитофона. Происходило это в здании бывшей богадельни в Хедли, Восточный Хэмпшир, которое группа сняла в июне 1974 года.
Питер Гэбриел экспериментировал с различными вокальными эффектами, включая запись в коровнике в двух милях от их местоположения, и в ванной комнате. Резерфорд думал, что звук альбома был улучшением по сравнению с предыдущими альбомами Genesis, поскольку он не был записан в профессиональной студии, что давало необычный эффект при записи барабанов. Коллинз сравнил звучание альбома с записями Нила Янга, сделанными в его сарае, "не студийном, не звуконепроницаемом, а обычном деревянном". Как бы звучал альбом, будучи записан в нормальной студии, а не “на коленке”, можно только догадываться…
В конце концов, Гэбриел записал свой вокал в студии Island Studios, где альбом был сведён в течение ряда смен, поскольку группа изо всех сил пыталась завершить работу к намеченной дате его выхода в ноябре 1974 года. Коллинз вспоминал: "Я занимался сведением материала всю ночь, а потом приходили Тони и Майк и пересводили то, что я сделал, потому что к этому моменту я потерял всякое чувство реальности".
Что касается содержательной стороны песен, составляющих ''The Lamb Lies Down on Broadway'', то тут всё очень не просто: хотя к альбому прилагался пояснительный текст, он дает слушателю лишь возможность более четко следить за сюжетной линией, однако никаких объяснений символов и аллюзий не дает.
История, составляющая канву альбома, это аллюзия к истории “Путь пилигрима” (классическое произведение английской литературы, написанное Джоном Баньяном в 1678 году). Вся книга представлена как последовательность сновидений, рассказанная всеведущим рассказчиком. Главный герой аллегории, Христианин, является обычным персонажем, и сюжет сосредотачивается на его путешествии из его родного города, "Города Разрушения" ("этот мир"), в "Небесный город" ("то, что должно прийти": Небеса) на вершине горы Сион. Это путешествие, в котором у человека появляется возможность лучше понять самого себя.
Кроме того, в текстах ''The Lamb Lies Down on Broadway'' присутствуют аллюзии на Библию, в т.ч. на Евангелие, и писателей-классиков: Данте, Кафку, Джойса и др. Питер придумал для своего героя имя Раэль (Rael), чтобы оно напоминало испанское имя Рауль (Raoul) и в то же время подразумевало реальность этого персонажа (Rael – real). Кроме того, в обратном прочтении это имя становится “Lear”(всем известный король Лир), а в фразе “is Rael” читается “Израиль”, т.е. “богоборец”.
В результате, история Раэля оказалась полной различных метафор и аллюзий, невероятно сложных даже для начитанных и высокообразованных слушателей, не говоря о не слишком продвинутых "простых американцах", и, тем более, людях, для которых английский язык не является родным.
Сразу после выхода на лейбле Charisma 18 ноября 1974 года, альбом получил неоднозначную реакцию музыкальных критиков, но через некоторое время обрёл признание и стал культовым.
Песни "Counting Out Time" и "The Carpet Crawlers" были выпущены как синглы в Великобритании в 1974 и 1975 годах соответственно; оба не попали в чарты. Сингл "The Lamb Lies Down on Broadway" был выпущен в США. Genesis продвигали альбом в своем турне 1974-75 годов по Северной Америке и Европе, играя его полностью. ''The Lamb Lies Down on Broadway'' получил золотую сертификацию в Великобритании и США.
Питер Гэбриел - ведущий вокал, флейта.
Стив Хакетт - электро и акустические гитары.
Тони Бэнкс - клавишные.
Майк Резерфорд - бас-гитара, 12-струнная гитара.
Фил Коллинз - барабаны, перкуссия, вибрафон, бэк-вокал.
Брайан Ино – звуковые эффекты (обработка вокала) на "In the Cage" и "The Grand Parade of Lifeless Packaging".
Диск 1
1. “The Lamb Lies Down on Broadway” - отличное начало для этакого детектива на метафизической основе. Однажды утром в Нью-Йорке некий Раэль идёт по Бродвею, держа баллончик с краской, исполненный ненавистью к окружающим. Внезапно он видит ягненка, лежащего на Бродвее, что оказывает на него сильное впечатление. Начинается трек с очень хорошо сыгранного фортепианного вступления от Тони Бэнкса, а далее идёт такой, своеобразный, поп-рок. Возможно, первая песня должна была стать одной из самых доступных на альбоме, чтобы не оттолкнуть новых слушателей.
2. “Fly on a Windshield”. Триумфальное вступление сменяется медитативной вещью с клавишным фоном и задумчивым вокалом. Идя по улице, Раэль видит, как облако пыли принимает форму киноэкрана и медленно движется к нему, пока он не оказывается внутри.
3. “Broadway Melody of 1974”. Волшебная музыка, похожая на тему из музыкальной шкатулки, продолжительностью около 30 секунд.
4. “Cuckoo Cocoon" - спокойная песня с красивыми гитарными переборами, фортепьянными вкраплениями и ненавязчивой флейтой. Раэль просыпается в какой-то пещере и снова засыпает.
5. “In the Cage” - тревожный рифф бас-гитары в начале, постепенное нагнетание атмосферы и центральная музыкальная фраза клавишных будоражат воображение. Раэль просыпается и обнаруживает себя запертым в клетке из сталактитов и сталагмитов, которые медленно приближаются к нему. Пытаясь убежать, он видит много других людей во многих других клетках, прежде чем замечает своего брата Джона снаружи. Раэль зовет его, но Джон уходит, и клетка внезапно исчезает.
6. “The Grand Parade of Lifeless Packaging”. Шепчущий вокал Гэбриэла постепенно обретает силу так же, как и музыка. Теперь Раэль оказывается на какой-то фабрике, с людьми на конвейерной ленте с номерами на лбу. Раэль замечает старых членов своей нью-йоркской банды, а также Джона с номером "9". Опасаясь за свою жизнь, Раэль бежит в коридор.
7. “Back in N.Y.C.”- вокал здесь грубоват и болезненно эмоционален. Раэль подробно воспоминает о возвращении из налёта его банды в Нью-Йорке. Музыка, построенная, в основном, на характером звуке синтезаторов, отчётливо напоминает стиль "Новой волны", который в те годы только-только зарождался.
8. “Hairless Heart” - инструментальная композиция посвящёна “лысому сердцу”, что бы это не значило.
9. “Counting out Time” - вокал Гэбриэла, повествующий о первом сексуальном опыте задорен, а элементы музыки в стиле скиффл, с характерными забавными звуками, так и вовсе уносят далеко от драматической истории Раэля.
10. “The Carpet Crawlers” - волшебные переливы клавишных и гармоничные вокальные партии создают превосходную релаксирующую атмосферу. Воспоминания Раэля заканчиваются, и он оказывается в длинном, покрытом красным ковром коридоре, где люди, как гусеницы, ползут к деревянной двери. Раэль пробегает мимо них и выходит к винтовой лестнице.
11. “The Chamber of 32 Doors”. Ностальгически солирующая гитара Хакетта и,вокал Гэбриела придают этой вещи особенно глубокий драматизм. Раэль входит в камеру с 32 дверями, окруженный людьми и неспособный сосредоточиться. Ситуация определённо восходит к романам Ф.Кафки ("Процесс" и "Замок"). На этом первая часть альбома заканчивается.
Диск 2
1. “Lilywhite Lilith”. Открывает вторую пластинку относительно легкая и веселая музыка в духе The Beatles. Раэль находит слепую женщину, которая выводит его из комнаты в другую пещеру.
2. “The Waiting Room”. Инструментальный номер Звон колокольчиков, шорохи, скрипы, утробные завывания - все погружает в таинственную и мистическую атмосферу.
3. “Anyway”. - песня с запоминающимся вокалом, драматическим фортепьяно и эмоциональным гитарным соло Хэккетта, где Раэль попадает в ловушку падающих камней.
4. “Here Comes the Supernatural Anaesthetist” - Раэль сталкивается со Смертью и убегает из пещеры. Присутствует яркая гитарная работа Хэккетта.
5. “The Lamia”. спокойные пассажи рояля, иногда драматичный вокал. примерно с 3-ей минуты фортепьянные проигрыши становятся совсем меланхоличными. Раэль оказывается в другой комнате с Ламией, трехголовой женщиной-змеей, которая ласкает его некоторое время, а затем начинает пытаться его съесть, но кровь Раэля убивает Ламию, и он съедает её сам.
6. “Silent Sorrow in Empty Boats”. Этакий реквием. Огорчённый гибелью Ламии, Раэль покидает бассейн в лодке.
7. “The Colony of Slipperman” - оригинальная трехчастная вещь, вобравшая в себя всю театральную мощь Genesis вообще и Гэбриэла в частности. Раэль оказывается в группе Скользких людей, искаженных, гротескных персонажей, которые все имели один и тот же опыт с Ламиями, и обнаруживает, что он стал одним из них . Раэль находит Джона среди Скользких людей, который показывает, что единственный способ снова стать человеком - это посетить доктора Дайпера и быть кастрированным. В результате, оба кастрированы и держат свои удаленные пенисы в контейнерах на шее. Контейнер Раэля забирает ворон, и он гонится за ним, оставляя Джона позади. В конце концов, ворон сбрасывает контейнер Раэля в овраг, в стремительную подземную реку.
8. “Ravine” - чистый эмбиент.
9. “The Light Dies Down on Broadway” - это реприза заглавного трека. Здесь Раэль видит ворота, которые ведут обратно на улицы Нью-Йорка.
10. “Riding The Scree” - получив возможностью вернуться домой, Раэль видит Джона в реке, изо всех сил пытающегося удержаться на плаву. Несмотря на то, что Джон дважды бросал его, Раэль ныряет, чтобы спасти его, и ворота в Нью-Йорк исчезают.
11. “In the Rapids” - Раэль спасает Джона, тащит его тело к берегу реки и переворачивает, чтобы посмотреть на его лицо, но вместо лица Джона видит своё собственное отражение.
12. “It” - музыка открыта и бесхитростна, название лаконичное, а вопросов к развязке этой истории может быть великое множество (если кому-то не лень их задавать). Сознание Раэля дрейфует между обоими телами, и он видит, как окружающий пейзаж тает в дымке. Оба тела растворяются, и дух Раэля становится единым со всем, что его окружает.
Эту своеобразную рок-оперу от Genesis, ''The Lamb Lies Down on Broadway'', можно воспринимать двояко: можно, как упражнения в комбинаторных возможностях английского языка, выполненное Питером Габриэлем в условиях острой нехватки времени, а можно, как мистическое откровение. Что касается как самой музыки на альбоме, так и её технической реализации, то, на мой взгляд, они уступают предыдущим работам Genesis (исключая первый альбом). Но это только моё, личное мнение.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Genesis вы можете прочитать у меня здесь:
''From Genesis To Revelation'',1969
’’Selling England by the Pound’’, 1973
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.