В августе 1975 года, после мирового концертного тура в поддержку альбома "The Lamb Lies Down on Broadway", группу покинул её фронтмен, вокалист и автор текстов, Питер Гэбриел. Он написал открытое письмо для прессы, назвав его "Out, Angels Out", в котором подробно изложил причины своего ухода. Гэбриел разослал текст в ведущие музыкальные издания, с условием, либо опубликовать его слово в слово, либо не публиковать совсем:
- " Коллектив, созданный нами, чтобы служить нашей музыке, одержал над нами верх и заточил в тюрьму собственного успеха. Из-за этого изменилось отношение к работе и сама атмосфера в группе. Музыка не иссякла, а наше взаимное уважение не стало меньше, но наши роли стали слишком жестко расписанными. Вовлечь этот "Звёздный Genesis" в новую идею стоило теперь чудовищных усилий. Переход от восторженного энтузиазма новичков к профессионализму никому не дается просто.
- Думаю, что в работе со звуком и визуальными эффектами можно добиться большего, чем мы уже сделали. Но при наших нынешних масштабах для этого требовалось единое ясное и последовательное руководство, которого не смогла обеспечить псевдодемократическая система нашей группы.
- Как художник, я хотел быть открытым для всех возможных влияний - но как увязать творческий процесс, построенный на интуиции и вдохновении, с долгосрочным планированием, в котором нуждалась группа? Я чувствовал потребность наблюдать, изучать и развивать свои творческие способности и пробовать себя в других видах деятельности, помимо музыки. Даже ранее неизвестные мне прелести садоводства и сельской жизни начали вдруг раскрываться для меня. Но, конечно, я не мог рассчитывать, что группа станет увязывать свой рабочий график с моим садово-огородным календарём. Останься я - и растущее количество денег и власти намертво привязало бы меня к сцене. А для меня было очень важно проводить больше времени с семьёй и наконец в полной мере ощутить себя отцом. Хотя я многое увидел и многому научился за последние семь лет, я обнаружил, что начинаю смотреть на вещи как "знаменитый Гэбриел", несмотря на мои попытки скрывать свой статус и род занятий, когда только возможно. Я начал мыслить категориями бизнеса - немалый прогресс для некогда застенчивого и подвергавшегося нападкам музыканта, - но это же заставило меня смотреть на музыку и аудиторию как источник денег, и такое отношение отдаляло меня от них. Выступления перестали вызывать тот особенный трепет."
Нечего и говорить, потеря Питера Гэбриела нанесла Genesis сильнейший урон, так что группа чуть было не распалась. Её участники, клавишник Тони Бэнкс и гитарист Стив Хакетт занялись сольным творчеством, причём второй довёл дело до конца, выпустив с гитаристом / басистом Майком Резерфордом и барабанщиком Филом Коллинзом альбом "Voyage of the Acolyte" всё в том же, 1975, году.
Однако, центростремительные тенденции оказались сильнее, и музыканты решили и дальше работать вместе под маркой Genesis, но уже без Питера Гэбриела. Бэнкс и Резерфорд были особенно заинтересованы в скорейшей записи нового материала, чтобы критики и поклонники приняли группу в "сокращённом" составе. Музыканты начали репетиции в подвальной студии в Актоне, и быстро написали новый материал. использовав, в частности, наброски Тони Бэнкса к несостоявшемуся сольному альбому.
Однако, по прежнему остро стоял вопрос с новым вокалистом. Было дано анонимное объявление в музыкальную газету Melody Maker, для "певца группы типа Genesis", на которое отозвалось около 400 человек. Некоторые кандидаты присылали свои фотографии в костюмах и масках, как это делал Габриэль на сцене. Через несколько недель после начала репетиций Melody Maker удалось узнать о том, что Габриэль покидает группу, и их история попала на первую полосу номера от 16 августа, где журналист Крис Уэлч объявил Genesis мертвым. Группа обратилась к музыкальным газетам, чтобы объяснить, что они не расстаются, и объяснила, что у них готов материал для нового альбома, ожидающий записи.
Запись началась в студии Trident Studios в октябре 1975 года с продюсером Дэвидом Хентшелем. Фил Коллинз считал, что группа может играть чисто инструментальную музыку, но другие чувствовали, что без вокала будет скучно. Группа все еще не определилась с заменой певца, поэтому они решили начать записывать "минуса", и прослушивать претендентов по мере их поступления. Габриэль посетил группу в студии, прослушал рабочий материал, и решил, что оставшимся музыкантам удалось доказать, что они "целая, сильная группа и без меня". Он знал, что они могут написать сильный материал, но его удивило то, как мало усилий для этого потребовалось.
В процессе работы над альбомом проблема с вокалистом была решена, причём неожиданным образом: им стал барабанщик группы, Фил Коллинз! Отчаявшись найти подходящего певца, Коллинз сам попробовал спеть песню "Squonk". Его выступление было хорошо воспринято группой, и они решили, что он должен стать их новым вокалистом. Затем Коллинз спел на оставшихся треках. Поскольку Филу было сложно одновременно петь и играть на барабанах, в студии эти партии записывали раздельно, а на будущих концертах предполагалось использовать сессионных барабанщиков.
"A Trick of the Tail" был выпущен в феврале 1976 года и имел коммерческий успех. Альбом достиг № 3 в Великобритании и № 31 в США. Заглавный трек был выпущен как сингл, хотя и не попал в чарты. В июне альбом был сертифицирован британским фонографическим Институтом золотым, за продажу более 100 000 копий. "A Trick of the Tail" был положительно воспринят музыкальными критиками, которые были впечатлены тем, что группа смогла не только пережить потерю Габриэля, но и выпустить хороший альбом.
Фил Коллинз - вокал, бэк-вокал, ударные.
Стив Хэкетт - гитара, ударные, бэк-вокал.
Майк Резерфорд - бас-гитара, 12-струнная гитара.
Тони Бэнкс - орган, синтезаторы, меллотрон, 12-струнная гитара, бэк-вокал.
1. "Dance on a Volcano" - первая песня, написанная для "A Trick Of The Tail". Резерфорд считал, что в отличие от материала предыдущего альбома, её было легко написать, и она была предназначена для того, чтобы показать, как Genesis будет двигаться дальше.
2. "Entangled" - композиция выросла из пьесы Стива Хакетта, которая особенно понравилась Тони Бэнксу, и он написал хорал и заключительное соло на синтезаторе. Хаккет придумал к ней текст, который, по мнению Резерфорда, был похож на "Мэри Поппинс".
3. "Squonk" - песня основана на североамериканской сказке о Сквонке, который, будучи схвачен, растворяется в луже слез. Он описан в книге Уильяма Т. Кокса "Внушающие страх существа лесов и некоторые звери пустынь и гор" 1910 года. Композиция сочетает в себе основную тему, написанную Резерфордом, и среднюю часть, написанную Бэнксом. Она была разработана так, чтобы звучать как "Kashmir" Led Zeppelin.
4. "Mad Man Moon" - нежная композиция от Тони Бэнкса, с красивым, "воздушным" фортепианным соло.
5. "Robbery, Assault and Battery" - песня была написана Бэнксом в попытке воспроизвести юмор, который присутствовал в некоторых текстах Габриэля. Коллинз, который также участвовал в написании текста, спел песню в образе Искусного Доджера, персонажа, которого он когда-то играл в театре.
6. "Ripples" - композиция представляет собой комбинацию пьесы для 12-струнной гитары, написанной Резерфордом, и средней части, с солирующим фортепиано, написанной Бэнксом.
7. "A Trick of the Tail" - эта песня Бэнкса придумана за несколько лет до того, как группа записала её. Она был вдохновлена чтением романа Уильяма Голдинга "Наследники", и рассказывает об инопланетяне, посетившем Землю.
8. "Los Endos" - композиция была написана всей группой. Коллинз придумал базовую ритмическую структуру, вдохновленную его работой в сторонних проектах Brand X и "Promise of a Fisherman" Santana, желая перенести более свободный стиль игры в Genesis. Бэнкс и Хакетт написали основные темы, в том числе репризы "Dance on a Volcano" и "Squonk" а Коллинз спел несколько строк из "Supper's Ready" (из альбома 1972 года ''Foxtrot''), как дань уважения Габриэлю.
"Trick of the Tail" - это настоящая классика прог-рока, со всеми присущими этому жанру атрибутами. Изысканный, прозрачный, лёгкий, местами до "невесомости", и мелодичный альбом.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Genesis вы можете прочитать у меня здесь:
''From Genesis To Revelation'',1969
’’Selling England by the Pound’’, 1973
''The Lamb Lies Down on Broadway'', 1974
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.