На юго-западном углу старого мономахова города,
на самом выгодном месте в панораме Владимира (которое хорошо просматривалось отовсюду)
в 1158 г.
"Заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8, в день святого апостола Родиона, во вторник; и да ей много именья и вободы купленыя и з даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый".
Уже через два года, в 1160 г., третья каменная церковь Владимира (после храмов Спаса и Георгия),ставшая центральным храмом Владимирского княжества, была богато обустроена:
"Князь же Андрей... доспе церковь камену сборную святыя Богородица пречюдну велми и всеми различными виды украси ю от злата и сребра... каменьемь дорогымь и жемчюгом украси ю многоценьным и всякыми узорочьи удиви ю; и многими поникаделы золотыми и серебряными просвети церковь, а онъбон от злата и серебра устрои, а служебных суд и рипидьи и всего строенья церковнаго златомъ и каменьемъ драгимь и жемчюгом великим велми много; а трие ерусалими велми велици иже от злата чиста, от каменья многоценьна устрои, и висми виды и устроеньемь подобна быста удивлению Соломонове святая святых".
Напомним, что Андрей Боголюбский пытался сделать из Владимира новую столицу Руси, а по сему на новый Успенский собор он выделял весьма щедрые княжеские пожертвования и вскоре храм стал настоящей сокровищницей, которая не могла остаться без внимания "дружелюбных соседей".
Первыми на чужое добро покусились Ростиславичи, которые в 1176 г. (через два года после убийства Андрея Боголюбского) учинили настоящий погром в храме, забрав из него все ценности, среди которых было много золотых и серебряных вещей. Церковь начала понемногу восстанавливаться после этого "нашествия", но в 1185 г. случился большой городской пожар, который почти что полностью уничтожил 32 храма города, в числе которых оказался и Успенский собор.
В 1185-1189 гг. Всеволод III осуществил "реконструкцию" храма, которая фактически вылилась в строительство нового собора: стены старого собора были укреплены приложенными вновь пилонами, связанными арками со стенами всеволодских галерей. В них (в стенах) были сделаны арочные проемы, в результате чего появились "столбы" нового здания. Аспиды андреевского собора сломали и заменили новой алтарной частью. На углах галерей (сооружены ниже старого здания) были установлены 4 малых главы, которые вместе со средней главой старого храма образовали пятиглавый верх нового здания дошедшего до наших дней (после многократных ремонтов и реставраций).
Строители собора в лице князей Андрея Боголюбского и его брата Всеволода III были захоронены в специальных нишах в северной галереи храма. Позднее к ним присоединились и другие представители великокняжеского дома.
В феврале 1238 г. Владимир был захвачен татарами. В это время в стенах Успенского храма заперлись епископ и княжеское семейство (княгиня Агафия Всеволодовна, ее дочери и сноха).
"Татарове же силою выломиша двери церковныя и наволочиша леса в церковь и около церкви, и тако без милости запалиша огнем",
Впоследствии все погибшие были канонизированы как владимирские мученики.
Успенский собор после этого долгое время находился в плачевном состоянии, но в 1257 г. его при причт вместе со всем духовенством были освобождены от татарской дани. Таким образом подготавливалась почва для перенесения центра русской православной церкви во Владимир и к 1280 г. будущий храм митрополита "всея Руси" был приведен в надлежащий вид. Однако, "чудо" не свершилось - в 1293 г. собор был снова вместе с городом разграблен татарами.
В 1408 г., по повелению великого князя Василия Дмитриевича, были начаты работы по росписи храма, в которых приняли участие выдающиеся мастера Данило Иконник и Андрей Рублев.
В июле 1410 г. опять наступила черная полоса в истории храма: отряд нижегородского князя Даниила Борисовича вместе с конным отрядом татар Талыча захватывают Владимир. Успенский собор снова пострадал, однако, благодаря ключарю попу Патрикию (который спрятал все церковные ценности в одном из тайных помещений храма и не рассказал о нем под пытками) храмовые святыни были спасены.
В 70-х годах XV века на владимирский Успенский собор обратил внимание митрополит Филипп, который по его образу и подобию решил построить московский вариант одноименного храма. Для этого во Владимир были отправлены русские и итальянские мастера, которые досконально изучали и измеряли творение Андрея Боголюбского и Всеволода III.
На протяжении последующих двух столетий Успенский храм находился в "тени" истории. О нем заговорили только в начале XVIII века, когда начались крупные реставрационные работы на средства стольника Племянникова. В 1767 г. Екатерина Великая посетила Владимир, после чего издала распоряжение "о воссоздания благолепия древнего храма", выделив на эти цели 14 тысяч рублей. К началу XIX века Успенский собор уже выглядел следующим образом.
Возле северо-западной части храма возвышалась шатровая колокольня. Однако, ей не суждено было долго находиться в ансамбле Успенского храма: в 1806 г. она была повреждена молнией и разобрана и в 1810 г. (по проекту архитектора Вершинского) была построена новая четырехъярусная 70-ти метровая колокольня в стиле классицизма.
Позднее, в 1862 г., между колокольней и храмом по проекту губернского архитектора Артлебена была пристроена теплая Георгиевская церковь.
В 1871 г. Успенский собор едва не исчез со страниц российской истории: владимирский архиепископ Антоний ("великий ценитель русского благолепия") выступил с ходатайством о сносе древнего здания собора и постройки из старого камня нового (современного) храма. Императорская Археологическая комиссия, в составе которой были и настоящие знатоки старины и ценители русской истории, сумела дать достойный отпор этому варварскому проекту местного священника - храм удалось отстоять.
После 1917 г. гробницы владимирских князей были вскрыты, ценности изъяты, имущество описано. В 1927 г. храм был окончательно закрыт для богослужения и на его площадях обосновался один из отделов Владимирского исторического музея. Колокольню в 1936 г. приспособили под парашютную вышку. В 1944 г. при храме возникла церковная община, а сразу в послевоенные годы начались крупные реставрационные работы, которые продолжались на протяжении нескольких десятков лет.
В настоящее время Успенский храм,
выдающийся памятник белокаменного зодчества, является объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и продолжает радовать своей красотой и изяществом многочисленных туристов, посещающих древний город Владимир.
Подписывайтесь на наш канал и Вы не пропустите наши новые публикации, посвященные историческим местам Владимира.
Источники информации:
1. Зодчество северо-восточной Руси. Н.Н. Воронин, т.1, 1961 г.
2. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории. С.В. Заграевский.