В жизни людей иногда случается момент, когда они решают приобрести фотокамеру посерьезнеё, чем их старая "мыльница" или телефон. Причина проста – или качество фотографий не устраивает, или человек хочет "учиться фотографировать", что, как мы увидим дальше, является ложным посылом.
Предыдущие части: Портретный объектив, Бокэ, Как мыльницы стали круче зеркалок, Глубина резкости, Почему айфон не заменит фотокамеру, Почему зеркалки круче мыльниц, Влияние размера кадра на выбор объектива, 8 параметров качества объектива, Объективы и зум, Линзовый фокус и гиперфокал, Фокус, Гистограмма, Экспокоррекция, P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться
Если не просто купить новую камеру с витрины, а немного покопаться в информации, которую предоставляет интернет, то быстро выяснится, что дна у этой информации нет.
Фотокамеру можно выбрать с учётом буквально сотен разных параметров и возможностей. И если уж расставаться с (большими) деньгами, то отдача от них должна быть максимальной. Что только усугубляет. Появляются варианты "по пять, но большие" или "по три, но маленькие".
Если человек не осиливает всего объёма информации, он может обратиться на фотофорум, где тусуются эксперты, и попросить подобрать ему камеру. Но от этого становится только хуже. Эксперты быстро объясняют, что всё, что человек навыбирал – полная дрянь, и денег нужно в пять раз больше. Плюс специальный рюкзак и карбоновый штатив.
Цель
Как правило, человек перед выбором камеры внятно или невнятно ставит перед собой цель – чего он хочет добиться, заимев такую камеру.
Но часто эта цель является лишь декларируемой. Поcмотрим на примере. Человек рассуждает так:
- у меня есть дети – я буду фотографировать детей, как они играют
- хочу снимать всё в отпуске
- хочу научиться снимать красивые портреты
К этой цели "на сдачу", исходя из соображений "доплачу 5 рублей, зато возможностей получу на 10", набираются другие полезные фишки. Например:
- астрофотография (надо попробовать)
- таймлапс-съёмка (надо попробовать)
- водозащищённость (полезно)
- само собой, фоторюкзак и штатив (и футлярчик для SD-карты)
Результат
После долгого и вдумчивого изучения всех возможностей покупается камера: непромокаемая, с быстрым автофокусом, с хорошей чувствительностью в темноте, с мощной батареей и т.д.
Как она используется?
- детей по-прежнему фотографируем на телефон, так как это проще, чем каждый раз доставать камеру, плюс в телефоне есть вацап и прочее социальное
- брать камеру в отпуск стало вообще лень, потому это целый лишний рюкзак
- снят один портрет с ресницами в резкости, что дальше – непонятно
- чтобы снимать астрофото, надо жить не в Москве, а хотя бы в Рязани (и ещё докупить объектив тысяч за 80)
- таймлапсы отнимают очень много времени
- непромокаемость камеры может пригодиться, только если попасть под тропический ливень, но такая возможность всё никак не подворачивается
Как можно понять, цели поставлены, но не выполнены. Камера фактически простаивает, у неё просто нет шанса. И это не потому что мы такие плохие – просто мы руководствуемся лучшими ожиданиями, а в жизни получается не так.
Неснятые кадры
Цель выбора новой камеры можно переформулировать так:
Снимать больше кадров, чем с текущей камерой.
То есть мы исходим из того, что обучение фотографии стопорится из-за отсутствия технических возможностей. Очевидно, что какие-то кадры действительно нельзя снять:
- Выдержка 1/8000 даёт больше возможностей, чем 1/1000
- Светлый объектив даёт больше возможностей, чем тёмный
- Размытие фона зависит от размера сенсора
- Быстрая камера даёт больше шансов, чем медленная
- Кратеры на Луне нельзя снять объективом с фокусным расстоянием 28 мм
Переход на камеру классом выше откроет вам новое множество кадров, которые раньше были недоступны.
Но в то же время есть неснятые кадры, которые от камеры никак не зависят. Это различные ситуации, сюжеты, ракурсы, это композиционные и цветовые решения, которые можно снять чем угодно. И это тоже фотография, и это тоже обучение.
Проблема лишь в том, чтобы
- Быть в нужное время в нужном месте
- Видеть эти кадры
Как им это удаётся?
Некоторое время я с удивлением следил за некоторыми фотографами. Дело в том, что они стабильно выдают отличные снимки, которые кажутся случайными. Вот, например, работа небезызвестного Димы Зверева:
Я смотрю на неё и думаю – почему я езжу в метро 20 лет, но мне никогда не попадалась такая сцена? Что толку с моей камеры, если я не могу снять ничего подобного? Ему просто повезло!
Потом смотрю другую работу того же автора:
И здесь мне уже нечего сказать. За 20 лет в метро я точно мог бы снять что-то подобное, но не снял. Это не везение, это система, осознанность и настойчивость.
Боль
Правда заключается в том, что нас всегда, везде, окружает бесконечное количество неснятых кадров. Если бы могли видеть эти кадры, нам никогда не пришлось бы менять свою камеру.
Каждый раз, снимая кадр, мы должны понимать, что кроме этого кадра есть бесконечность других, которых мы не снимем. Просто потому что у нас ограниченный ресурс. А значит, можно не жалеть о каком-то конкретном невозможном кадре – нужно просто увидеть другой, не хуже.
Поэтому какая камера – в общем-то неважно. Гораздо важней уметь видеть окружающие нас кадры. Вот чему надо реально учиться.
Автор, расскажи уже, как выбрать камеру!
Что ж, закончим с философией и ответим на основной вопрос. Я расскажу лишь свои личные соображения, потому что ничем не отличаюсь от тех "экспертов" с фотофорумов, которые посоветуют вам что-то своё.
Итак, вот моё мнение, основанное в том числе на личном опыте.
1. Камера должна быть с вами
Неважно, какая она, если её нет с собой. В идеале – в кармане.
2. Зеркалка или беззеркалка
Будет камера зеркальной или нет – всё равно. Главное, что требуется:
- Вменяемый размер сенсора – начиная от кропа 2 и до фуллфрейма. Причём, вопреки распространённому мнению, фуллфрейм не обязательно лучше, а его отсутствие абсолютно не смертельно. Переходя с мыльницы / телефона, вы в любом случае получите качественный скачок.
- Сменные обективы. Это, пожалуй, главное требование, так как камера одна, а объективов море, и работать с разными объективами очень интересно.
- Учтите, что на беззеркалку при прочих равных встанет больше "неродных" объективов через переходник.
3. Плохих камер нет
Начиная примерно с 2010 года вы уже не сможете купить "плохую" зеркалку или беззеркалку. Вам, конечно, будут рассказывать про автофокус хуже/лучше, про шумы выше/ниже, пикселей больше/меньше и т.д., но не ведитесь, это не играет никакой заметной роли.
Общий уровень камер уже давно обеспечивает нормальное качество снимков, если не залезать в крайности.
4. Видоискатель / Поворотный экран
У зеркалки всегда есть видоискатель, а вот для беззеркалки очень желательно иметь одно из двух. Причина проста: яркий солнечный свет сильно мешает видеть изображение на экране. Электронный видоискатель решает проблему.
Поворотный экран служит для двух целей: во-первых, тоже спасение от солнечного света, а во-вторых, возможность съёмки "от пуза", сверху или снизу, что гораздо полезнее. Так что рекомендуется и для зеркалок.
5. Стабилизация изображения
Снижает смаз изображения от сотрясений камеры, которую держат в руках. Полезная вещь, особенно при съёмке видео (для фото в целом можно перебиться). Бывает двух типов: в объективе (стабилизируется блок линз) и в самой камере (стабилизируется сенсор). Очевидно, стабилизация сенсора выгоднее, так как может работать с любым объективом.
6. Кайф от камеры
Это важно. Если вам сильно нравится какая-то камера (внешний вид, размеры, кнопочки, вы подержали её в руках), то это ваша камера. Она, хотя бы на ближайшее время, даст вам вдохновение делать больше снимков, вы будете её "выгуливать" и т.д.
Что и где покупать?
- Не старше ~2010 года
- Зеркалка/беззеркалка со сменными объективами
- Кроп от 2 до фуллфрейма
- Электронный видоискатель / поворотный экран
- Стабилизация изображения
Вот всё, что может принести вам ощутимую пользу. Причём жить можно и без последних двух пунктов.
Немаловажно и то, сколько это стоит. Я не сторонник покупки камер за 100500 тысяч рублей и последние несколько камер покупал (а потом и обратно продавал) на Авито.
Вы можете поискать следующие варианты беззеркалок:
- Panasonic GF2, GF3, GF5... (кроп 2) – до 5 000 рублей
- Panasonic GM1, GM5, G6, Olympus Pen, Olympus E-M10 || (кроп 2) – до 20 000 рублей
- Sony a5xxx, a6xxx (кроп 1.6) – до 30 000 рублей
- Sony A7 (фуллфрейм) – до 40 000 рублей
С зеркалками всё проще, можно брать любую, которая посвежее и вписывается в бюджет.
Как быть с объективами?
Вы можете приобрести камеру с "китовым" объективом или купить его отдельно (kit – значит "набор"). "Китовые" объективы стоят недорого – от 1000 до 5000 руб, то есть в целом у вас есть возможность, если повезёт, заполучить нормальную камеру класса Panasоnic GF3 за 5 тысяч (цена очень дешёвого смартфона).
Недостаток китового объектива – он темноват, но это не играет большой роли. Зато он даёт удобный диапазон фокусных расстояний типа 28-80 мм и часто имеет стабилизацию.
Что до остальных объективов – если вы хотите оставаться в бюджете, то есть большой выбор старых механических объективов за 800-8000 руб, а также новых китайских (тоже механических). Китайского качества можно уже не бояться. Объективы от Meike, 7artisans, TTartisan, Laowa вполне себе хорошие (продаются на алиэкспрессе).
С механическими объективами вам придётся устанавливать фокус вручную, но это единственный недостаток. Однако, он может оказаться проблемой для зеркалки, если у неё нет возможности фокусироваться по экрану. В оптическом видоискателе вы не сможете увидеть тонких различий в фокусе.
Безусловно, с ручным фокусом вы успеете сделать меньше снимков, чем с автофокусом. Но как раз это заставит вас вспомнить, что снимков вокруг – бесконечное множество, и поэтому спешить некуда.