Говорят, что у каждого художника есть своя Муза. В творениях Франсиско Гойи часто появляется один и тот же образ темноволосой красавицы с изящной фигурой. Даже в чертах знаменитой “Махи обнажённой” можно заметить черты представительницы знатного кастильского рода - Марии Каэтаны де Сильва, герцогини Альба.
Её можно по праву назвать роковой женщиной, ведь в судьбе одного только Гойи она сыграла решающую роль. Об испанских страстях, что полыхали в их отношениях, не перестают говорить до сих пор. Но почему же Мария так и не вышла замуж за своего возлюбленного? Чем завершился роман с художником? И почему личность герцогини по-прежнему окутана флёром загадок и легенд?
Сирота с огромным приданым
Мария Каэтана де Сильва родилась в 1762 году в Мадриде, став продолжательницей одного из самых знатных родов Кастилии. Маленькая Каэтана рано потеряла родителей.
Её мать умерла вскоре после рождения малышки, а отец заболел чахоткой, когда дочери исполнилось всего восемь лет. Спасти жизнь герцога врачи не смогли. А после смерти своего деда хрупкая девушка и вовсе стала последней представительницей могущественного и старинного рода Альба.
Воспитанием Каэтаны занимались старшие родственники. Конечно, слишком желанной девочка в их доме не была, а потому уже в 12 лет её выдали замуж. В качестве супруга был выбран герцог Медина-Сидония.
Знакомство с Гойей
Сложно сказать, испытывала ли герцогиня к мужу особенно тёплые чувства, но, несомненно, их связывало общее увлечение. И Каэтана, и герцог увлекались искусством, в частности, живописью. Они оказывали покровительство многим талантливым художникам. Как вы уже догадались, среди таких был и Франсиско Гойя.
Как утверждают историки, живописец познакомился с герцогиней Альба, когда та была ещё совсем юной. В дальнейшем он был частым гостем во дворце Каэтаны и её супруга. Вряд ли тогда речь могла идти о каких-либо отношениях между ним и герцогиней. Она весьма ответственно относилась к своему браку, а в исторических источниках и воспоминаниях современниках нет и намёка на проявление особой симпатии к художнику.
Отношения с художником
Однако в 1796 году муж Каэтаны умирает, не дожив до 40-летнего возраста. Герцогиня становится самой богатой невестой Европы. Она не была обременена заботой о детях (брак её так и остался бездетным), являлась наследницей поистине огромного состояния, отличалась сияющей красотой.
Очаровательная вдова решает переехать в родовое поместье недалеко от Кадиса, куда приглашает и Гойю. Казалось бы, он должен был стать последним среди тех, кого герцогиня пожелает видеть в своём окружении. Художник был значительно старше Каэтаны, он страдал от глухоты и паралича, что так и не смог излечить. Несмотря на его недуги, герцогиня видела в нём прежде всего талант, которым искренне восхищалась.
Сказать наверняка, был ли роман между Каэтаной и Гойей, нельзя. История сохранила лишь туманные намёки на возможные отношения, хотя в общении этой пары нередко вспыхивали поистине испанские страсти. Конечно, в качестве претендента на роль второго супруга живописец не рассматривался. Он сам был женат, что, впрочем, не помешало ему долго гостить у герцогини.
Весьма откровенные портреты Каэтаны являются самыми красноречивыми намёками на отношения с художником. Одна из самых известных работ Гойи, “Маха обнажённая”, как предполагают исследователи, была написана с натуры, причём позировала для неё сама герцогиня Альба. И хотя наследники Каэтаны в дальнейшем опровергали эту гипотезу, черты черноволосой красавицы с пронзительным взглядом в “Махе” легко угадываются.
Не менее откровенным было и признание самого Франсиско Гойи. На первом своём позировании Каэтана попросила нанести ей макияж. Столь невинная просьба вызвала бурю эмоций живописца. Гойя писал:
“Ко мне вчера пришла в студию женщина Альба. Она хотела, чтобы я нарисовал ее лицо, и она добилась своего. Я, безусловно, наслаждаюсь этим больше, чем рисую на холсте”.
На портрете герцогини, облачённой в чёрное испанское платье, можно разглядеть два кольца, надетых на пальцы правой руки. На них явно виднеются надписи “Альба” и “Гойя”, что может указывать на романтические отношения в паре.
Последние годы
Вдохновляя Гойю, Каэтана не забывала о поисках нового возлюбленного. Ей нужен был состоятельный мужчина, а вовсе не художник, что переживал тогда не самые лучшие времена.
Отношения между ней и живописцем заметно охладели, герцогиня отдалилась от него, однако он всё равно продолжал писать её портреты. Вот только теперь Гойя не указывал, кто на них, изображая ведьм или падших женщин с лицом Каэтаны. Обида и отчаяние его бросались в глаза.
Когда Каэтане наскучили богатые воздыхатели, а дела Гойи пошли на лад, она возобновляет общение с художником. Сложно сказать, какой финал мог бы быть у их романа, но, к сожалению, в 1802 году герцогиню обнаружили мёртвой в собственном доме. Она нередко заявляла, что хотела бы уйти из жизни молодой, а, кроме того, ходили слухи, что последняя из рода Альба стала жертвой завистников.
С именами герцогини Альба и Франсиско Гойи связана и ещё одна история, что имеет несколько мистический оттенок. Уже после смерти художника и его вдохновительницы были начаты ремонтные работы в усыпальнице семейства Альба. После реставрации вышло так, что могила герцогини оказалась напротив захоронения Гойи. Поразительно, но даже после смерти эти двое так и остались рядом друг с другом.
О любви Франсиско Гойи к герцогине Альба написано немало книг, а их история до сих пор продолжает будоражить умы историков. Мария Каэтана сумела стать не просто покровительницей художника, а его верной Музой, с которой он не разлучался никогда. Она была действительно роковой женщиной, ураганом в жизни Гойи. Но без неё не появилось бы тех замечательных работ живописца, что и сегодня восхищают ценителей искусства.
Статья написана для канала «Мир истории», автор: Марина Завгородняя
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)