Найти в Дзене
Круто об искусстве

Первый, кто начал писать автопортреты.

Альбрехт Дюрер "Автопортрет", 1498. Национальный музей Прадо, Мадрид.
Альбрехт Дюрер "Автопортрет", 1498. Национальный музей Прадо, Мадрид.

Первым в истории германской живописи он начал писать автопортреты (до Рембрандта в западноевропейском искусстве ничего подобного не будет).

И, кажется, нет персон для Германии важнее, чем великий Гете и небожитель АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (эпоху Возрождения немцы предпочитают звать "эпохой Дюрера", а с 1815 года там ежегодно празднуют "День Дюрера").

Свой первый автопортрет художник создал в 13 лет: пухлые губы, мягкие, плавно очерченные, щеки и пытливый, совсем не детский, взгляд.

Альбрехт Дюрер "Автопортрет в возрасте 13 лет", 1484.  Галерея Альбертина, Вена.
Альбрехт Дюрер "Автопортрет в возрасте 13 лет", 1484.  Галерея Альбертина, Вена.

В юношеском дневнике его читаем: "Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется по старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью вдаль".

А на другом автопортрете читаем: "Das malt ich nach meiner gestalt. Ich war sex und zwenzig Jor alt. Albrecht Dürer (Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер).

Альбрехт Дюрер "Автопортрет", 1498. Национальный музей Прадо, Мадрид.
Альбрехт Дюрер "Автопортрет", 1498. Национальный музей Прадо, Мадрид.

Нет-нет, это не мания величия, хотя излишней скромностью художник не отличался. Дюрер принимал себя абсолютно серьезно и абсолютно в духе нового, ренессансного, времени - ОН ХУДОЖНИК, А ЗНАЧИТ БОЖИЙ ИЗБРАННИК.

Автопортрет 1498 года - поворотный в творчестве Дюрера. К этому моменту он уже успел побывать в Италии и прославиться (цикл гравюр "Апокалипсис" снискал ему должную славу).

А еще ощутить себя личностью универсальной и уникальной: он больше не ремесленник. Хотя, в родном Нюрнберге, как, впрочем, и во всей Германии (да что уж в Германии, во всех северных странах), художников все еще продолжают считать представителями ремесленного сословия.

Именно поэтому жена и мать прятали его итальянские роскошные наряды поглубже в сундук, ибо не пристало ремесленнику носить сие изыски.

"Ну, ремесленнику, может, и не подобает, но при чем тут я?!" - думает Дюрер и изображает себя в изысканном и дорогом наряде с золотым шитьем, щегольской бородкой, которая, кажется, все еще пахнет венецианскими духами, и этими золотыми кудрявыми локонами, вызывающими насмешки соотечественников.

Отныне у него иной социальный статус, символом которого становятся перчатки.

Потому что именно руками работает ремесленник. И руки эти полны порезов, ссадин, пятен краски. И вот эти честные натруженные руки, одетые в лайковые перчатки тонкой выделки (тоже сувенир из Италии), становятся не просто руками ремесленника, а человека, социальная иерархия которого значительно выше и почетнее.

Поэтому здесь будет очень мало гордыни, но очень много достоинства. Горделивого достоинства, но это, все же, думается немного другое, ведь правда?!

Дюрер вполне уверенно мог бы сказать о себе словами Иисуса Христа из 10-й главы Евангелия от Иоанна: "Аз есмь дверь".

В общем-то он так и скажет в 1500 году, когда создаст свой главный автопортрет.

Альбрехт Дюрер "Автопортрет", 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Альбрехт Дюрер "Автопортрет", 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Будет немного не верно утверждать, что Дюрер изобразил себя в образе Христа (суждения, заполонившие просторы интернета и всевозможные массовые издания про художника).

Дело в том, что Дюрер был ревностным христианином, добродетельным и богобоязненным. И писать себя в виде Христа он бы не стал. Но создать образ, более чем явно напоминающий именно Спасителя - это как раз в духе нашего сегодняшнего героя.

В эпоху Возрождения человек заново себя открывает и первое, что он в себе находит - это Бога. И тут с особенной ясностью звучит известная богословская истина, согласно которой Бог стал человеком, чтобы каждый из людей стал богом. Т.е в каждом из нас есть Бог (очень важная мысль, особенно для современного человека, который, кажется, об этом забыл напрочь, но это уже совсем другая история).

Итак, в каждом из нас есть Бог.

Поэтому Дюрер пишет себя фронтально - так на тот момент изображали только святых и никогда светские портреты.

Нет, Дюрер не сравнивает себя с Христом, он с ним соотносится, ибо уподобиться Иисусу для истинного христианина его времени есть не просто смысл жизни, но долг. Более того, он также, как и Христос, несет миру весть, он тоже создатель и творец.

И у этого творца удивительно любопытный взгляд - Дюрер с автопортрета смотрит с наивысшим христианским смирением, неколибимо и прямо (он же несет весть): одним глазом на нас, другим - в вечность. Почему?

Потому что художник не может позволить себе полностью устранить коммуникацию со зрителем, ибо тогда выйдет икона на самого себя - богохульство, кощунство и костер.

Не может он и только коммуницировать, ибо тогда исчезнет весь пафос работы, на которой золотом выведена надпись: "Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, написал себя вечными красками в возрасте 28 лет".

А рядом стоит год: "1500". Именно в этом году ожидался конец света. И в этом контексте по-особенному звучат складывающиеся пальцы художника - это ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ.

И это БЛАГОСЛОВЕНИЕ. Благословение и утешение всех нас, ибо он БОГОИЗБРАН - ОН ХУДОЖНИК.

Этот абсолютный шедевр Дюрера новаторский во всех отношениях: портрет в анфас, руки, которые находятся в движении и этот свет (что-то подобное мы увидим много позже у Караваджо).

Дюрер - автопортреты ⬇️

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14

Дюрер - автопортреты в картинах ⬇️

-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28