Что творилось в голландской живописи XVII века на "мужской стороне".
А творилось там то, что много позже искусствоведы назовут Золотым веком голландской искусства. И среди множества живописцев отдельной строкой красуется имя удивительного портретиста, чьё творчество изучали последующие гении кисти и мольберта, которому подражали даже столетие спустя, а в начале ХХ века в Лувре из-за одного полотна даже разразился громкий скандал, потому что оказалось...
Впрочем, всё по порядку.
Год и место рождения Франса Хальса историки доподлинно не могут определить до сегодняшнего дня. Известно лишь то, что в раннем
детстве родители будущего живописца переехали в Харлем, и из этого голландского городка Хальс выезжал только однажды - в Амстердам,
где начал писать по заказу групповой портрет, но заканчивал работу уже другой мастер.
Но это случится позже.
А пока имя молодого портретиста ещё никому знакомо не было.
Так было до того дня, пока Хальс не закончил групповой портрет, прославивший имя художника, - "Банкет офицеров стрелковой роты
св. Георгия", 1616 г.
Теперь каждое событие в жизни живописца фиксировалось бумагами - заказами на портреты, расписками об оплате выполненной работы, записями в мэрии о женитьбе, рождении детей и т.п.
Появились заказы - появились деньги.
Франс Хальс был нарасхват. Богатые жители Харлема становились
в очередь на заказ портретов, где повторялось одно и то же построение композиции - два отдельных полотна с изображением главы семьи (обязательно слева) и его супруги (справа).
И только на одной работе Франса Хальса супружеская чета вместе - "Семейный портрет Исаака Массы и его жены", 1622 г.
У Франса Хальса есть ряд полотен улыбающихся людей. И если Рембрандт обладал проницательностью, считывая с портретируемого весь спектр его характера и пережитого жизненного опыта, то Хальсу удавалось поймать
и запечатлеть мимолётные эмоции человека. Например, ту же улыбку -
по-детски искреннюю, едва заметную, полуироничную и даже дурацкую ухмылку.
А работу из собрания Уоллеса на фото ниже сами лондонцы с гордостью называют "Наша Мадонна" - "Улыбающийся кавалер", 1624 г. В правом верхнем углу картины Франс Хальс отметил год написания полотна и для чего-то указал возраст молодого человека - 26 лет. Это единственная деталь, что мы знаем о незнакомце на портрете.
И, кстати, обратите внимание на рукав кавалера, богато расшитого золотыми нитками. Контраст элементов горячего жёлтого, золотистого
и красного создают поразительное ощущение выпуклости вышивки на тёмном камзоле. Каждая деталь кружева выписана Хальсом настолько тщательно, что передаёт нежность и пышность ручной работы.
А лихо заломленная шляпа, подкрученные усы и щеголеватые воротник
и манжеты выдают в нём самого настоящего дамского угодника😉
Но как это нередко бывает, в жизни человека наступает чёрная полоса.
Наступила такая полоса и у Франса Хальса.
После незавершённого заказа в Амстердаме, о котором я писала выше, художника начали преследовать неудачи, количество заказов пошло
на убыль, да и денег особых они не приносили. Теперь Хальс мог довольствоваться лишь самыми дешёвыми оттенками масляных красок - чёрной и белой.
Но даже в бедности художник из Харлема добился необыкновенных высот
в живописи, а его чёрный цвет, по оценке Винсента ван Гога, насчитывал 27 оттенков!
Судите сами. Для этого достаточно посмотреть всего на два полотна Халса.
Два столетия спустя молодые и амбициозные художники - Клод Моне, Эдуард Мане, Густав Курбе и другие - специально поедут в Харлем,
чтобы изучить стиль и манеру написания портретов Франсом Хальсом
и рассмотреть каждый мазок великого мастера.
А после посещения Харлема человечество удивится новому направлению в живописи - импрессионизму, дорогу которому подсказал голландский художник-портретист XVII века.
Интересно, сколько дополнительных оттенков чёрного получил мир?
Сегодня я рассказала вам о том, что творилось в голландской живописи
на "мужской половине". В следующей статье я раскрою тайны женской.
И начну я... со скандала.
Так что не расходитесь - ПРОДОЛЖЕНИЕ
P.S. А так как я собираюсь перейти к женским секретам, то и предлагаемый фильм будет биографический - о жизни итальянской художницы Артемизии Джентилески, творившей в начале XVII века. Приятного просмотра!