Мария Каллас – греческая и американская певица, одна из величайших оперных певиц XX века. В Италии, в Вероне она познакомилась с местным промышленником Джованни Баттистой Менегини, вдвое старше неё, страстным любителем оперы. Вскоре Джованни признаётся в любви Марии, полностью продаёт свой бизнес и посвящает себя Каллас.
Долгое время возлюбленные вели переписку. Мы публикуем письмо Марии Джованни из книги издательства «АСТ» – «Мария Каллас. Дневники. Письма»:
«Буэнос-Айрес, 22 июня 1949
Моя обожаемая и божественная любовь, именно сегодня, в день твоих именин, я получила 2 твоих прекрасных письма, даже самых лучших! Я должна попросить у тебя прощения, я зря обвиняла тебя, что ты пишешь мало. Но сейчас я тебе скажу! Эти два, что пришли сегодня, от 30 и 31 мая! После того как я получила твое последнее от 18 июня, ты можешь поверить! Кто знает, где они затерялись. С ума можно сойти!
Любовь моя, они так прекрасны, твои письма! Я уже прочла их 3 раза, я получила их в 1 час, а сейчас 2 часа пополудни. Я поела. Серафины тебя целуют, они часто говорят о тебе, и меня просто разрывает от счастья и гордости. Во время “Нормы” они только и говорили: “Ах, если бы здесь был Баттиста!” Дорогой, они тебя любят просто невероятно! Одержимы тобой!
Она, после «Каста дива» на генеральной пришла за кулисы, плача от радости и удовлетворения за меня. Потому что люди были против меня, и они просто умирали. И маэстро тоже, после первого акта, на премьере, я подошла к нему в коридоре и увидела, что он плачет. Представляешь, как они меня любят. Ты знаешь, как он учит меня, правда? Ты слышал у него в Риме “Парсифаля”!
Наши души связаны, его и моя, потому что я отвечаю ему музыкально. Так вот, он страдал, как будто это был он сам.
Вчера Ригаль в последний раз пела “Аиду”. В следующей буду петь я. Представь, как любит меня Маэстро, он бился насмерть со всеми, кто был против меня, и вчера ликовал, потому что Ригаль имела несчастье сбиться на стелле! Она правда дрогнула в “Cieli azzurri”. Ее лучшая нота. Только она у нее и есть! И как раз в последнем представлении. А эстафету принимаю я.
Еще вчера Пиччинато и Маэстро сказали мне, что хор и все остальные говорят: “Странно, Ригаль больше не нравится”.
Видишь, милый, Бог велик. Надо только уметь ждать и не делать плохого. Представь себе, Серафин сегодня утром сам пришел проверить мои костюмы к “Аиде”! Я очень тронута его привязанностью и верой в меня. Есть за что быть благодарной! Я обязана им всем, правда?
Так что молись, чтобы я хорошо спела “Аиду”, и я оставлю им еще одну визитную карточку, которая должна их всех поразить! Благодари Бога, мой Титта, Он хранит меня, как никого другого!
Сегодня вечером мы празднуем. Я пригласила дорогих друзей на ужин по случаю твоих именин, мой дорогой и обожаемый супруг перед Богом! Ты не знаешь, как бесконечно я тебя люблю. Если бы я могла отдать жизнь, чтобы выказать хотя бы половину моей любви к тебе, я бы не задумываясь это сделала!
Я тебя обожаю! Я тебя призываю! И умоляю тебя любить меня! Я живу для тебя!
Вечер
После ужина мы много раз чокались за тебя, много говорили о тебе, я запечатываю это длинное письмо, еще раз повторяя тебе: я не могу и не знаю, как тебе сказать, до чего я тебя люблю и что я живу и существую только для тебя! Великий Боже, сколько во мне любви к тебе. Иногда мне кажется, что я теряю сознание, так сильна во мне потребность в тебе и так я хочу тебе это высказать, если не словами, которых я не умею говорить, как мне хотелось бы, то глазами, в которых ты так хорошо умеешь читать. Мой дорогой, представь, уже через 20 дней я буду с тобой, если будет Богу угодно! Дорогой, дорогой, обожаемый мой, ждешь ли ты меня?
Думаешь ли еще обо мне? Желаешь ли меня? Я — просто до смерти! Твоя, твоя до безумия — твоя, целующая тебя… как ты знаешь, Мария».
Прочитать отрывок или купить книгу в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a00075t/
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)