Найти тему

Как спасали фрески из взорванного монастыря

Конец 1930-х гг. В самом разгаре реализация правительственной программы по строительству Рыбинской ГЭС. А это значит, что все архитектурные объекты, входящие в предполагаемую зону затопления, подлежат разбору и уничтожению.

Рисунки Троице-Макарьева монастыря
Рисунки Троице-Макарьева монастыря

Одним из таких важных исторических мест, подлежащих полному уничтожению, оказался Троице-Макарьев монастырь в Калязине.

Макарьевский монастырь был в то время одним из крупнейших и известнейших монастырей России. Он был основан в 1434 году Макарием Калязинским. Обители всегда особое внимание уделяли царские особы. Это способствовало ее развитию и богатству.

Фрески Троицкого собора
Фрески Троицкого собора

Фрески Троицкого собора датируются 1654 годом. Это подтверждено в летописи, помещённой по периметру всего собора. В ней также расписана вся история обители с момента ее основания.

На фото видна часть летописи монастыря - длинная полоса с буквами внутри в чёрной рамке
На фото видна часть летописи монастыря - длинная полоса с буквами внутри в чёрной рамке

Конец 1930-х...

Когда архитекторы, историки и реставраторы поняли, что такой уникальный памятник архитектуры скоро будет полностью уничтожен, была собрана исследовательская группа. Ее целью было произвести замеры всех зданий, а также демонтаж некоторых архитектурных фрагментов.

Участники экспедиции в Калязин, спасавшие фрески
Участники экспедиции в Калязин, спасавшие фрески

Командой этих учёных было принято решение снять со стен монастыря часть фресок. Однако, это было не так просто сделать, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, делать это нужно было в кратчайшие сроки - за 2 месяца. Причём, это были самые жёсткие по погодным условиям месяца - январь-февраль 1940 г.

Макет Троицкого собора, выполненный в соотношении 1:50
Макет Троицкого собора, выполненный в соотношении 1:50

Во-вторых, не хватало материалов.

А в третьих, технологии переноса фресок со стен тогда ещё не было изобретено. Приходилось придумывать ее прямо на ходу.

Вот какую технику использовали ученые в то время:

  • по периметру выбранной композиции пробивалась глубокая борозда около 6-8 см шириной
  • фреску с лицевой стороны заклеивали несколькими слоями марли - от 2 до 5 (это зависело от площади фрески; чем больше площадь, тем больше слоев)
Фрески из Троицкого монастыря в Калязине
Фрески из Троицкого монастыря в Калязине
  • затем отделяли штукатурку от кладки длинными тонкими ножами, начиная снизу и с боков
  • когда фреска оставалась висеть на узкой верхней не отделенной от стены полосе штукатурки, снаружи на неё накладывали деревянный щит и отделяли последнюю полосу от стены
Один из спасённых фрагментов фресок Троицкого собора
Один из спасённых фрагментов фресок Троицкого собора

Снятие фресок происходило, как я уже сказала выше, в жесточайших условиях. Это была особенно суровая зима, морозы порой доходили до -35 градусов! А весь Троицкий собор зиял раскрытыми проемами.

Все снятые фрески затем транспортировались в здание Богоявленском церкви на другом берегу Волги, где сейчас размещается Краеведческий музей Калязина.

Вот здесь видна толщина снятых фресок
Вот здесь видна толщина снятых фресок

Таким образом, учёным удалось спасти более 100 фрагментов настенной живописи Троицкого собора. И сегодня их можно увидеть на выставке «Калязин. Фрески затопленного монастыря» в музее Архитектуры им. Щусева.

А вот тут можно посмотреть, что сейчас осталось от монастыря - «Монастырь, которого больше нет...»