Найти тему
LOVELYтература

Писатели-предатели: «стукачи» среди литературной интеллигенции

Оглавление

Доносить на своих товарищей нехорошо, это даже ребенок знает. Но в трудные времена, когда стукачество было нормой, этим не гнушались даже представители творческой интеллигенции. Делали это, потому что боялись за свою жизнь или из идейных побуждений. В СССР и на Западе находились люди, которые докладывали представителям власти о литературной и политической деятельности своих коллег.

Расскажем о некоторых известных литераторах, которые занимались «стукачеством».

«Кляузник» 1953 Фаттахов Л.А.
«Кляузник» 1953 Фаттахов Л.А.

1. Джордж Оруэлл

Британский писатель, подаривший миру антиутопический роман «1984» и сатирическую повесть «Скотный двор», придерживался политических идей «демократического социализма». Он резко осуждал тоталитарный режим и коммунизм, в частности, разочаровался в Советском Союзе, который – по его мнению, предал революцию. Рассуждая о политических взглядах интеллигенции, писатель сетовал на недостаток патриотизма и национализма. В своих эссе он упоминал людей, которые слишком громко заявляли о равенстве, а потом начал вести тайный список, где называл людей, которые, по его мнению, были коммунистами. В записях упоминались известные личности, например:

  • Бернард Шоу «занимает явно прорусскую позицию по всем основным вопросам»;
  • Джон Стейнбек — «фальшивый, псевдонаивный писатель»;
  • поэт Стивен Спендер «очень ненадежный и подвержен чужому влиянию», имеет «гомосексуальные наклонности».
  • актер Майкл Редгрейв, «вероятно, коммунист»;
  • писатель Джон Бойнтон Пристли «антиамерикански настроен», «делает большие деньги в СССР».

Из литературного произведения эти записи превратились в обычный донос. Оруэлл отправил список в Секретную службу с припиской «Не доверяйте этим людям». Таким образом борец с тоталитаризмом сам стал стукачом.

2. Александр Фадеев

Писатель Александр Фадеев был членом Союза писателей, в частности, его руководителем. В то время он претворял в жизнь правительственные решения по отношению к литераторам, подвергавшимся цензуре. По приказу Сталина он был обязан визировать и одобрять расправы над коллегами: Платоновым, Ахматовой, Зощенко и другими. Одновременно с этим он хлопотал об их здоровье и благополучии, участвовал в судьбе ущемленных Гумилева, Пастернака, Заболоцкого. Но на документах стояла его подпись: «С арестом согласен…», так что фактически он был участником этих репрессий. Биографы утверждают, что такое двуличное поведение вынуждало Фадеева страдать. Он уходил в запои, впадал в депрессию, а потом искупил свою вину смертью, совершив самоубийство.

А. Фадеев
А. Фадеев
Все советские писатели делятся на три категории: первая — те, что стучат на машинках, вторая — те, что стучат на коллег, и третья — те, что перестукиваются.
Анекдот советского времени

3. Владимир Киршон

Неоднозначную славу имел поэт и драматург Владимир Киршон, автор знаменитой песни «Я спросил у ясеня». Долгое время он считался «любимчиком» Сталина, пачками писал доносы, начиная их словами «Я считаю обязанным сообщить Вам…». Киршон был очень молод, когда занял руководящую должность во Всероссийской ассоциации пролетарских писателей. И он сделал доносы своим призванием. «Лицо классового врага» Киршон видел в Булгакове, упоминал в своих кляузах Каверина, Пришвина, Зощенко и других. По иронии судьбы сам драматург был обвинен в осуществлении контрреволюционных действий, и в 1938 году его расстреляли. Напрасно находящийся под арестом молодой литератор писал письма Сталину, моля о помиловании. Без ответа остались его просьбы:

Ведь я еще много могу сделать для Партии и Родины. Товарищ Сталин, родной, помогите мне. Ваш В. Киршон…

4. Константин Седых и Иван Молчанов

Автор романов «Даурия», за которую удостоился Сталинской премии, писатель Константин Седых жил в одном доме с Иваном Молчановым (Молчанов-Сибирский), который был уполномоченным Союза писателей в Иркутске. В 1937 году Седых написал заявление, адресованное Молчанову, в котором рассказывал о встрече с поэтом И.И. Трухиным. Как утверждал писатель, гость заявился к нему на квартиру в пьяном виде, продолжал выпивать и вести разговоры о политике. По словам бдительного доносчика Трухин:

… допустил гнусный контрреволюционный выпад против товарища Сталина.

Такие слова Седых не мог оставить без ответа и пожаловался на Трухина, которого называл «враждебным человеком». В свою очередь Молчанов направил заявление в НКВД, добавив немного «от себя»: его доносы касались прозы П.И. Короба и нескольких студенческих пьес с «идейной вредностью». Благодаря его активной деятельности были исключены из писательского союза и арестованы некоторые литераторы. У руля остались лишь верные ленинцы Седых и Молчанов.

Доносчик
Доносчик

5. Эрвин Штриттматтер

Один из крупнейших писателей ГДР, автор юношеского романа «Тинко», в своих произведениях говорил о формировании нового человека, который жертвует для других собственным благополучием. Он сам был выходцем из села, жил скромно, интервью давал неохотно. А после смерти писателя начали изучать его биографию и выяснили, что Штриттматтер в годы войны в составе батальона СС учинял расправы над партизанами и работал осведомителем в министерстве госбезопасности «штази». Доносчиков в Германии того периода, действительно, было очень много…

6. Фаддей Булгарин

Известная фигура XIX века, Булгарин имел репутацию стукача и предателя. В первую очередь потому, что жизнь его была очень запутана. Сначала он служил под предводительством князя Константина Павловича в Уланском полку, воевал с французами и участвовал в шведской кампании. А когда Наполеон пообещал вернуть Польше независимость, вступил в его армию и дошел до России. В 1814-м Булгарина взяли в плен и простили ему войну на стороне Франции, как и всем полякам. Но припоминали всю жизнь эту кампанию. Трудно доверять человеку, который не знает, на чьей стороне ему воевать.

Когда он перебрался в Петербург и занялся журналистской деятельностью (это у Булгарина прекрасно получалось), он завел себе друзей в литературных кругах. Но появились и недруги. С Пушкиным отношения были ровными до того момента, как Булгарин после восстания на Сенатской площади описал декабриста Кюхельбекере, близкого товарища поэта. Потом писатель вступил в тайную полицию – Третье отделение – и заделался осведомителем. Многим он помогал, например, Грибоедову и Рылееву, но с Пушкиным они так и остались врагами.

Читайте наш канал и любите литературу!