“Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске, пришёл ко мне и, подойдя, сказал мне: «Брат Савл, прозри!» И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: «Бог отцов наших избрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем перед всеми людьми в том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса»” (Деян. 22:12-16).
Преображение человека во время обращения — одно из самых чудесных преобразований, производимых евангелием Христа. Процесс обращения имеет своим результатом совершенно “новую” личность (2 Кор. 5:17). Этот результат можно проиллюстрировать одним римским обычаем. Всякий раз, когда свергали тирана, ему разбивали голову, показывая этим, что теперь правит совершенно новый князь. То же можно сказать и о Божьем царстве благодати. Когда свергают тирана греха, наступает “всё новое”. Грех побеждён, и в нас начинает биться новое сердце; мы служим новому главе, новой власти. В момент обращения мы получаем новое имя и отныне считаемся новым творением. Эта возможность начать снова в качестве “нового творения” —потрясающая весть евангелия Христа!
В Деян. 22:12-16 наше внимание сосредоточено на одной из самых влиятельных фигур новозаветной церкви — апостоле Павле. Текст приводит защитительную речь Павла на ступенях римской крепости. Павел обращается к иудеям, устроившим в храме беспорядки. Он вспоминает своё обращение и объясняет конкретные подробности процесса обращения. Изучив этот отрывок, мы будем чётко представлять себе этот процесс! Новый Завет даёт яркий портрет Павла до обращения. Он крайне предвзято относился к Господу и церкви (Деян. 7:58—8:3). Позже Павел сам признавался в том, с какой яростью он преследовал церковь:
“Правда, я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса... я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос... мучил их, и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах” (Деян. 26:9-11; см. также 1 Тим. 1:13).
Вот человек, который свою исступлённую ненависть выражал при каждом удобном случае. Ненависть Павла к Господней церкви была такой лютой, что владевшая им ослепляющая страсть искала любые средства, чтобы только устроить гонения. Портрет Павла до обращения вовсе не из приятных!
В этом уроке мы рассмотрим драматическую перемену в Павле. Это история о полной, радикальнейшей перемене. “Первый из грешников” (1 Тим. 1:15) становится главным благовестником!
В этой драматической перемене Павел получает новое сердце, нового главу и новое имя, потому что отныне он “новая тварь”. Давайте рассмотрим следующие мысли, связанные с этой радикальной переменой в жизни Павла.
ЧТО ЕМУ НУЖНО БЫЛО ОСТАВИТЬ
За это “обновление” было заплачено. Благословения и блага Божьего спасения были добыты для человека ценой крови Христа, и он должен их принять, заплатив за них своей непреклонной верностью (Лк. 9:23). Всякий, кто ищет “обновления” в Божьем спасении, должен продемонстрировать готовность отказаться от дорогих сердцу привязанностей. В обращении Павла мы видим, что ради спасения ему пришлось оставить следующее.
Своё предубеждение
У Павла было предубеждение к Господу и церкви, которое мешало ему повиноваться Богу. Чтобы обрести спасение, он должен был отказаться от этого предубеждения. Многие сегодня предвзято относятся к новозаветному христианству. Эти люди не желают, как и Павел, честно взглянуть на Божьи истины. Такая предвзятость описана во 2 Кор. 4:3, 4; это слепота по отношению к Божьей воле. Пока человек не готов отбросить своё предубеждение к Христу и Его церкви, об обращении не может быть и речи! Такое предубеждение разрывает Божье сердце. Всемогущий Отец бессилен перед лицом фанатичной слепоты. Его воля встречает препятствие, и драгоценные души остаются в сетях сатаны (Лк. 13:34).
Традиции своих предков
Как говорил сам Павел, он был “чрезмерным ревнителем” религиозных традиций своей семьи (см. Гал. 1:13, 14; Фил. 3:5-7). Он почитал своих “отцов” и верил, что они исполняли Божью волю. Но отцы Павла ошибались, и Павлу пришлось признать это.
Многим получить благословения обращения препятствует то, что эти люди не хотят расстаться с религиозными традициями своих семей. Религиозные традиции незаметно ослепляют человека и ограничивают его понимание Библии (Мф. 15:7-9). Многим традициям позволяют существовать, потому что люди не хотят сопоставить свои дорогие сердцу традиции и обряды с Новым Заветом, и попытаться установить, действительно ли они соответствуют Божьей воле! Павел с готовностью оставил традиции и верования, которые противоречили Божьему Слову. Это требовало мужества, но если он хотел обратиться, это было необходимо!
Религию своего отца
Хотя мы не располагаем конкретными ссылками, можно понять, что отец Павла был искренним и старательно наставлял своего сына в религиозных вопросах. Он сделал всё, чтобы его сын получил образование (Деян. 22:3). Но религия отца была не вполне хорошей! Если Павел собирался исполнить Божью волю и обратиться в соответствии с учением Христа, ему было необходимо оставить религию отца. Это самый трудный выбор. Мы горячо любим своих родителей, и потому бывает трудно допустить, что некоторые их религиозные убеждения ошибочны. Как бы это ни было трудно, но когда семейная религия противоречит Божьей воле, от такой религии нужно отказаться (Мф. 10:34-37).
Свою власть
Павел занимал высокое положение в иудаизме. Он был “восходящей звездой” среди иудеев (Деян. 9:14; 26:10; Гал. 1:14). Можете себе представить, как мысль о том, что надо отказаться от этой важной роли, должна была препятствовать желанию повиноваться иному учению. Но он с готовностью пожертвовал авторитетом, престижем и властью, чтобы последовать за Иисусом. Печально видеть, как многие в нашем обществе не хотят жертвовать всем этим ради спасения. Подлинное обращение требует готовности к жертве (Лк. 9:23).
Закон Моисея
Это сделать было трудней всего. Ревностный фарисей, Павел был верен закону, как ничему другому. В законе он был наставлен с раннего детства — для него это был объект самой глубокой преданности. Но он с готовностью отказался от старого закона ради нового. Многие не делают этого. Они стремятся исполнять одновременно оба закона, но в результате не исполняют ни тот, ни другой! Некоторые верят в новозаветное учение о Божьей благодати для спасения, а практику поклонения берут из ветхозаветных учений. Такое невозможно делать с Божьего одобрения! Ветхий Завет устранён, и нашим авторитетом является Новый Завет. Всякий, кто хочет оправдываться Ветхим Заветом, окажется на пути, на котором невозможно обрести Божью благодать (Гал. 5:4).
Прежде чем обратиться в новозаветное христианство, Павел должен был оставить эти пять особенностей своей жизни, хотя это были очень сильные привычки, которые были с ним всю его жизнь. Если мужчины и женщины не хотят последовать примеру Павла и с готовностью отказаться от определённых вещей, то обращение в новозаветное христианство для них невозможно!
ВАЖНЫЕ ВЕЩИ В ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ НЕ СПАСЛИ ЕГО
В жизни Павла до обращения мы видим важные, похвальные вещи, которых всё равно было недостаточно для спасения.
Добрая совесть
Павел особо подчёркивал свою “добрую” совесть при противлении Богу (Деян. 23:1). Его искренность не вызывала сомнений (Деян. 26:9). Но, хотя он имел добрую совесть и искренность, он всё равно был погибшим грешником!
Мы слышим по отношению к религиозным вопросам: “Руководствуйтесь своей совестью”. Такому совету следовал и Павел, но это не вело его к спасению! Совесть человека действует ровно в той мере, в какой его воспитание позволило её развить. Многие живут аморально, совершают преступления, участвуют во многих грехах и делают это без всяких угрызений совести. А всё потому, что их совесть не была воспитана в соответствии с правильными стандартами. То же самое можно сказать и о религиозных вопросах. Если совесть человека воспитана на основании заблуждения, то и действия его будут определяться заблуждением. Если человек верит лжи и практикует её, то совесть его может быть чиста, но душа будет проклята (см. 2 Фес. 2:11, 12). То, что Павел имел добрую совесть, было похвально, но она не спасала его!
Личный религиозный опыт
У Павла был потрясающий религиозный опыт (Деян. 9:3-9). Он видел воскресшего Господа и слышал Его голос. Ослепительный свет подтверждали и те, кто шёл вместе с Павлом. Несмотря на эти фантастические события, он оставался погибшим, потому что в его жизни по-прежнему присутствовал грех! Этот факт сегодня многие игнорируют. Они считают, что мистический эмоциональный опыт — это всё, что нужно человеку для спасения. Сказать больше, некоторые церкви даже не станут считать человека “спасённым”, если он не может рассказать о своём “опыте”. Ситуация Павла опровергает подобное убеждение. Несмотря на самый замечательный религиозный опыт из всех когда-либо описанных, Павел по-прежнему был погибшим.
Пост и молитва
Три дня Павел постился и молился (Деян. 9:9, 11). Но когда к нему пришёл Анания, Павел по-прежнему был погибшим! С этим никак нельзя примирить концепцию “отмаливания спасения”. Некоторые учат, что человек такой большой грешник, что ничего не может сделать для своего спасения. В таком состоянии погибший должен ждать, когда Бог “призовёт” его. Грешнику велят молиться и просить Бога открыть Своё действие благодати для утешения его души. Согласно этому учению Бог услышит молитву кающегося и мистическим образом “призовёт” его к спасению через личный духовный опыт (например, некое теплое чувство, общий душевный подъём, благоприятные события в жизни и т.д.).
Веря в это заблуждение, многие проводят в слезах долгие часы на “скамье плача”, прося Бога послать Своё действие благодати в их сердца. По прошествии этих часов они встают без мистического свидетельства и думают, что они навечно прокляты! Но обращение Павла отвечает на подобное заблуждение. Ему было сказано перестать молиться, если он хочет спастись (Деян. 22:16). Хотя похвально, когда грешник молится, это не сделает его христианином.
Чудо исцеления
Подойдя к Павлу, Анания сотворил чудо его прозрения (Деян. 22:13). Но тот оставался погибшим! Некоторые учат сегодня, что если Бог совершает “чудо”, то это указывает на спасение. Такая мысль ошибочна в нескольких отношениях. Она допускает наличие чудес в наши дни. Писания учат, что время чудес давно миновало (1 Кор. 13:8-13). Она допускает небиблейский вывод, что все, кто стал объектом чудес, спасены. Хромой человек у дверей храма, называвшихся Красивыми (Деян. 3:1 и дал.), был объектом чуда, и всё же оно не спасло его. Эта мысль также содержит допущение, что человек не может спастись, если нет “чуда”. Спасение приходит через евангелие (Рим. 10:17). Бог призывает людей к спасению через проповедуемую евангельскую весть (2 Фес. 2:14).
Всё это были выдающиеся события в жизни Павла, и всё же он оставался погибшим! Это обстоятельство требует, чтобы мы спасение своей души основывали на чём-то ином, нежели добрая совесть, личный религиозный опыт или молитва и пост. Спасение души основывается на объективном стандарте, который в равной степени применим ко всем людям. Этот объективный стандарт мы видим в обращении Павла, и он годится для всех сегодня. Чтобы спастись, как был спасён Павел, человек должен услышать евангелие, уверовать в евангельскую весть, покаяться, исповедать божественность Христа и креститься полным погружением в воду для прощения грехов. Просто повиновавшись Божьему евангелию, все могут иметь гарантию спасения (1 Ин. 5:13).
ПРОСТЫЕ ФАКТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБРАЩЕНИЯ
На примере жизни Павла мы можем понять три простые истины о процессе обращения. Они неоспоримы, если понимать новозаветные учения.
Во-первых, грешники не могут спастись, пока не познают волю Христа и не повинуются ей. Только когда мы будем послушны Христу, Он может стать для нас “виновником спасения вечного” (Евр. 5:9). Это повиновение приходит в результате слышания (изучения) евангельской вести.
Во-вторых, как только человек понимает основную весть евангелия, возникает логический вопрос: “Что мне делать, Господи?” (Деян. 22:10). Как только мы поймём, насколько чудесны евангельские благословения, мы будем стремиться делать всё, чтобы только получить их.
В-третьих, ответ на этот вопрос естественным образом ведёт человека к крещению (Деян. 22:16). Как Авраам не оправдался, пока не возложил на жертвенник Исаака (Иак. 2:21), точно так и Павел не был оправдан, пока не исполнил Божье повеление креститься.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А вы жаждете “обновления”, начала новой жизни? Рассказ об обращении Павла учит всех “труждающихся и обременённых” подчиниться Господней воле. Не полагайтесь на ненадёжную человеческую силу. Последуйте примеру Павла и всецело покоритесь Божьей воле. Поймите, что грешник может спастись, только всецело покорившись Его воле (1 Ин. 2:3, 4).
Последуйте примеру Павла. Свергните тиранию греха, чтобы пришло “всё новое”. Повиновавшись в вере, вы можете быть благословлены новым сердцем, новым главой и новым именем, потому что вы — новое творение!