В окрестностях Петербурга расположилось несколько летних императорских резиденций. Самой поэтичной и лирической из них является Павловск.
Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Так писала об этом удивительном месте Анна Андреевна Ахматова.
Резиденция принадлежала сыну Екатерины II, правнуку Петра Великого, Павлу Петровичу. Отношения императрицы с сыном были очень напряженными. Причиной тому было отсутствие у Екатерины прав на российский престол и ее нежелание делить власть даже с собственным сыном. Когда у Павла родился сын-первенец Александр, это событие настолько обрадовало бабушку, что она делает супругам щедрый подарок в виде обширных земельных угодий в долине реки Славянки. Помимо этого, императрица предоставила Павлу своего любимого архитектора Чарльза Камерона, который представлял только появившийся в России стиль классицизм.
Этим шагом Екатерина преследовала еще и скрытую цель - изолировать сына от двора, чтобы у него было меньше возможностей вмешиваться в государственные дела. Супруге Павла Марии Федоровне этот подарок дал замечательную возможность создать уютное семейное «гнездо» подальше от властной свекрови. Здесь она в полной мере смогла реализовать свою художественную одаренность и прекрасный вкус.
Павловский дворец производит неизгладимое впечатление изысканностью оформления. Во время длительного путешествия по Европе Павел Петрович и Мария Федоровна посещали мастерские художников, скульпторов, резчиков по камню и приобретали произведения искусства для строящегося дворца. В резиденции и сейчас можно увидеть многие предметы из этой коллекции.
C северной стороны дворца, выходящей к берегу реки Славянки, находится галерея, в которой размещалась летняя столовая. Стены, полы и плафон “Светлой галереи” были расписаны фресками с реалистичными изображениями уходящих вдаль иллюзорных коридоров, лестниц, колоннад, украшенных лепниной, скульптурой.
Росписи наполнены воздухом и светом. Итальянский художник-декоратор Пьетро Гонзаго использовал весьма оригинальный для своего времени метод, с помощью которого создаваемые им изображения производили на зрителей впечатление реально существующих объектов. По воспоминаниям современников, обман зрения был настолько правдоподобным, что в несуществующую галерею то и дело пытались залететь птицы и забежать животные. Полы галереи также были расписаны ”под камень”.
Парк в пейзажном стиле создавал все тот же архитектор Камерон под чутким руководством самой хозяйки. Это один из самых больших парков, его площадь насчитывает более 600 гектаров. В нем находится много построек, характерных для пейзажного парка: павильоны, руины, мосты, башни.
Недалеко от дворца в окружении зелени уютно расположился павильон Вольер. В переводе с французского Вольер означает Птичник, и первоначально павильон строился как помещение для певчих птиц, что являлось модной тенденцией XVIII столетия. Одна из галерей использовалась для развлечений, танцев, обедов и ужинов, другая служила большой клеткой для птиц. В конце XVIII в. здесь содержались соловьи, малиновки, чижи и щеглы, однако лесные птицы не приживались в Вольере, и вскоре павильон превратился в приятное место отдыха.
Самым известным павильоном парка является Храм Дружбы. Размещенный Камероном на маленьком полуострове, образованном излучиной Славянки, он является неотъемлемой частью пейзажа, подчеркивая гармонию архитектуры и природы. Это одно из первых сооружений Камерона, которое он проектирует вскоре после приезда в Россию. Храм Дружбы предназначался для устройства семейных обедов и небольших концертов.
Название павильона несет в себе определенный подтекст. Он был посвящен Екатерине II. Над дверями была сделана надпись из бронзовых золоченых букв: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». Внутри павильона напротив входа была установлена статуя Екатерины. Мария Федоровна была мудрой женщиной. С помощью этой постройки она хотела угодить императрице, пытаясь хотя бы немного сгладить сложные отношения между матерью и сыном.
Одним из шедевров парковой архитектуры считается колоннада Аполлона. Величественный открытый храм-колоннада, наполненный светом и воздухом, посвящен Аполлону, своеобразному покровителю Павловска. Находясь в заграничном путешествии, Мария Федоровна писала управляющему К.И. Кюхельбекеру из Италии: «Колоннада и Храм в Павловске мне дороже всех красот Италии».
От Колоннады к Славянке был устроен каскад, который спускался к реке по каменным уступам и перед впадением в нее бурно пенился под горбатым каменным мостиком. В соответствии с античным мифом колоннада должна была олицетворять гору Парнас, где обитали Аполлон и музы, а каскад - Кастальский ключ, служивший источником творческого вдохновения.
Однако в 1817 г. во время сильной грозы произошел неожиданный инцидент: основание Колоннады над каскадом было подмыто, и несколько колонн и часть антаблемента обрушились. Владельцами было решено оставить сооружение в таком виде, поскольку природа как будто сама создала вид живописной руины, что придало этому пейзажу еще более романтический характер.
Одно из самых поэтичных сооружений Павловского парка - Розовый павильон. Архитектор Воронихин создает легкую и изящную деревянную постройку в классическом вкусе. Вокруг павильона были проложены дорожки и разбит розарий, отчего он получил название «Розового». На главном фасаде под фронтоном появляется надпись по-французски, набранная из бронзовых золоченых букв «Pavillon des Roses». Розовый павильон стал любимым местом отдыха Марии Федоровны, здесь бывали знаменитые литераторы и музыканты.
Летом 1814 г. к павильону пристраивается большой танцевальный зал, так как хозяйка задумала устроить здесь праздник, посвященный торжественному возвращению Александра I после победы над Наполеоном. Во время празднования перед павильоном на фоне иллюзорной декорации, написанной Гонзаго, которая изображала русскую деревню, выступали хоры, исполнявшие гимны и оды в честь царя-победителя. В спектакле участвовали артисты императорских театров, стихи и музыка были написаны лучшими поэтами и композиторами.
Конечно, это далеко не все красоты, которые можно увидеть во время прогулки по Павловскому парку. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Пейзажный парк требует неспешного осмотра в кампании приятных людей. Павловский парк хорош в любое время года. Стоит позвать с собой старого задушевного друга и отправиться в небольшое путешествие в гости к императрице Марии Федоровне.
Всех, кто интересуется историей, культурой Санкт-Петербурга, садово-парковым искусством, литературой, рада приветствовать в качестве своих единомышленников на этом канале. Присоединяйтесь!
Ссылки:
1. Галерея автора о любимом дворце Петра Великого – Монплезире: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/dvorec-monplezir--liubimyi-dvorec-petra-i-v-sozdanii-kotorogo-on-prinimal-neposredstvennoe-uchastie-francuzskii-posol-kampredon-pisal-608af07654f59b65753c26d7
2. Статья автора о парке Петергофа: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/zavorajivaiuscaia-magiia-petergofskih-fontanov-60811869a681cc260056bec9
3. Галерея автора о петергофских фонтанах: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/petergof-priznan-mirovoi-fontannoi-stolicei-on-byl-sozdan-petrom-velikim-kak-letniaia-paradnaia-rezidenciia-s-celiu-proslavleniia-pobed-rossii-607fc9a52d9af14dc6ba248a
4. Галереи автора о царскосельсих парках: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/v-legkoi-dymke-vesennego-peterburgskogo-vechera-paradnye-vorota-bolshogo-ekaterininskogo-carskoselskogo-dvorca-vygliadiat-kak-portal-v-607a9967efdbbb14a20d2290
5. Статья автора об английских пейзажных парках: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/iazyk-simvolov-angliiskogo-parka-606ac595608d5c2073d47df2
6. Статья автора о Елагиноостровском парке: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/pora-na-vesenniuiu-progulku-v-park-6068518cdae78e3f286f96d7