"...1941 год? Умница! Почему, детка, Кутузов? А ещё какие имена помнишь? Наполеон?!" Тут простительно. Девочка только в четвёртом классе, перепутала с войной 1812 года. Она маленькая и счастливая. У неё всё есть: еда, одежда, гаджеты, репетиторы (это я). Она, к счастью, не знает, что такое война...
В канун великого праздника Победы провела опрос среди школьников 4-9 классов. Цель опроса:
- Установить, насколько хорошо (или плохо) ребята знают историю своей страны.
- Определить наличие (или отсутствие) связи поколений.
- Оценить способность к эмпатии (сопереживанию).
Я постараюсь быть предельно холодной и объективной, хотя и даётся мне это с большим трудом. Всего мною было опрошено 24 школьника с 4-го по 9-й классы.
Когда началась Великая Отечественная Война?
Девятый класс: четверо из шести правильный ответ.
Восьмой класс: 2 из 2 – неправильный ответ.
Седьмой класс: 4 из 4 – "не знаю".
Шестой класс: 3 из 5 – правильный ответ.
Пятый класс: 3 из 3 – "не знаю".
Четвёртый класс: 3 – "не знаю", 1– неправильный ответ.
Назови песню о войне
15 из 24 – "Катюша". Остальные – "не знаю".
Что такое Освенцим?
23 из 24 – "не знаю". 1 – "город в Венгрии".
Назови имя, связанное с войной
Сталин – 2, немецкий лидер – 15 (не хочу печатать его имя), Рокоссовский – 1, Наполеон – 1, Кутузов – 1. Остальные – "не знаю".
Что будешь делать девятого мая?
"Пойду в кино, пойду гулять, буду играть, поеду на дачу" – 23.
"Родители заставляют военные фильмы смотреть. Буду смотреть" – 1.
Вот так выглядит представление современных школьников о Великой Отечественной Войне. Должна сказать огромное и искреннее спасибо всем ребятам, кто принял участие в опросе. Вы большие молодцы.
Итог
По первому пункту: историю почти не знают. Обрывочные, неполные или неверные сведения.
По второму пункту: связь есть. Это не совсем то, на что я рассчитывала, но она есть.
По третьему пункту: здесь всё очень слабо. Не чувствуют они того же, что испытывала я, глядя в пустые бабушкины глаза, когда она рассказывала мне о своих двух братьях, сгинувших на войне. У этих славных детей не может быть такого же восприятия. Это ход времени. Всё так, всё так...
Но пока я, учитель и могу связно передавать свои мысли, считаю своим долгом повторять эти даты и заставлять заучивать эти имена. Наизусть. Чтобы помнили.
Вопросы к читателям:
- Как вы считаете, нужна ли последующим поколениям память о войне?
- Как вы считаете, хорошая ли идея дать взрослым ученикам посмотреть документальный фильм о войне? Его название в первом закреплённом комментарии.
Выкладываю фотографию своего деда:
Предлагаю вспомнить своих героев. Присылайте имена и фотографии. Буду гордиться вместе с вами.
P. S.: Рассказала девятому классу про Освенцим. Я готовилась и сработало. Это был шок, но он необходим как прививка от равнодушия, чёрствости и разъединения. Я довольна результатом. Моя совесть чиста.