Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как Испания и Морокко в 2002 году воевали из-за Петрушки?

Так уж повелось с незапамятных времён, что частенько короли и королевства ссорились и конфликтовали по самым пустяковым поводам. Быстроногая бродячая собака дала королю Греции повод ввести войска в Болгарию, отрезанное ухо капитана Дженкинса вызвало трёхлетнюю войну между Англией и Испанией, а булочки кондитера Ремонтеля едва не привели к французскому вторжению в Мексику. Но это события давних времён, когда нравы были проще и порох в пороховницах всегда был сух. Однако, и в ХХI веке короли остаются королями и не перестают искать повода для драки – ведь одержать победу над другим королём – честь для любого монарха.

Король Марокко Мухаммед VI взошёл на престол летом 1999 года в возрасте 35 лет. Он был молод, имел прогрессивные взгляды и твёрдые намерения продолжать либеральные реформы, начатые его отцом Хасаном II. Уже в первый год правления король изменил семейный кодекс – отныне у женщин стало куда больше прав. Более того – он упразднил Королевский гарем! Король освободил политзаключённых и позволил политэмигрантам вернуться в страну. Обладая статусом главы марокканских мусульман, Мухаммед VI взял курс на смягчение религиозного давления на общество. И народ был доволен.
Но вот когда разговор заходил о территории королевства, о землях – монарх был твёрд и непреклонен как горы Атласа. Если какие-либо земли король Марокко считал своими, разубедить его в этом не мог даже Международный суд.

Настала пора королю создать семью и в 2002 году он попросил руки обычной девушки Сальмы, IT-инженера из Рабата, столицы королевства. Всю страну облетела радостная весть – король женится! Руководители всех рангов лихорадочно готовили подарки обожаемому монарху.

Вот тут-то и появляется Петрушка.
Крохотный необитаемый островок в Гибралтарском проливе в 200 метрах от побережья и в восьми километрах от Сеуты.
В давние времена испанцы назвали этот клочок земли Isla Perejil – Остров Петрушка, но мы во избежание путаницы будем именовать его просто – Перехиль. Чуть меньше четырнадцати гектар каменистой земли, покрытой кустарником и зарослями петрушки. Население – несколько десятков диких коз.

Марокко и Испания давно вели спор о территориях в районе Сеуты, испанского анклава на африканском берегу Гибралтарского пролива, практически со времён обретения магрибской монархией независимости. Несмотря на то, что в 1991 году страны заключили договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве, территориальные споры остались неразрешёнными. В 1994 году в ходе обсуждения проекта устава Сеуты разгорелся скандал – включение острова Перехиль в состав автономии возмутило власти Марокко и упоминание о нём убрали из окончательной редакции устава. Однако конфликт не был исчерпан, марокканские власти неоднократно заявляли, что островок могут использовать в своих целях контрабандисты, наркоторговцы или даже международные террористы. Король Испании Хуан Карлос де Бурбон не придавал этим заявлениям значения.

Напряжённость вокруг Перехиля достигла апогея в тот момент, когда марокканские генералы решили преподнести свадебный подарок Мухаммеду VI. А какой подарок лучше прочих потешит сердце короля? Конечно же – новые земли. И за день до свадьбы, 11 июля 2002 года, на остров высадились семеро смелых марокканских королевских жандармов во главе с капитаном III ранга Саидом Гурнари. По другим данным их было куда больше – аж двенадцать. Они поставили палатку и гордо подняли над островком красный флаг со звездой.

Флаг заметили с проходившего мимо катера испанской гвардии. Возмущению испанцев не было предела. Высадившись на берег, солдаты Guardia Civil натолкнулись на недобрые взгляды быстро обживавшихся на Перехиле марокканцев, а серьёзности ситуации придавало то, что взгляды эти были поверх прицелов автоматов. Марокканские солдаты заявили, что на своей, марокканской земле, на своём, марокканском, острове Лейла они проводят операцию по борьбе с наркоторговцами и потребовали от испанских гвардейцев не путаться под ногами и уматывать подобру-поздорову. Испанцы ушли, но пообещали вернуться.

Испания требует объяснений! Но пресс-секретарь правительства Марокко, Мохаммед Ашаари заявил испанской прессе: остров Лейла – территория Марокко и на нём отныне будет находиться пост жандармерии для предотвращения контрабанды.
Дипломаты обеих стран, не выпуская из рук телефонных трубок, начали искать выход из сложившейся нехорошей ситуации. Европейский Союз признал эту высадку посягательством на суверенитет Испании и выказал оскорблённым потомкам идальго полную поддержку. Лига Арабских Государств, напротив, выразила полный респект Марокко. Лишь огромный сосед королевства, Алжир, наотрез отказал марокканцам в поддержке. Аукнулись давние противоречия между двумя главными странами Магриба, навязшие в зубах как песок Западной Сахары.

Пока дипломаты судили-рядили, пока глава Еврокомиссии Романо Проди клещами вытаскивал из марокканского премьера Абдеррахмана Юсуфи обещание не допустить эскалации конфликта, испанские военные не дремали.

Уже 12 июля, через сутки после высадки марокканцев на Перехиль, контингент испанских военных в Сеуте и Мелилье вырос в несколько раз, достигнув семи тысяч солдат и офицеров. Испанский флот направил из Роты и Картахены в район острова несколько эсминцев и пару подлодок.

Несмотря на заявления министра иностранных дел Испании Аны Паласио о том, что конфликт будет разрешён исключительно дипломатическим путём, генштаб Испании лихорадочно готовил десантную операцию под кодовым названием «Ромео-Сьерра». План утвердил сам глава Штаба Обороны Испании – генерал-адмирал Антонио Морено Барбера. Разведка оценивала силы марокканцев на острове примерно в 20 человек, поэтому для проведения зачистки решено было выделить почти две сотни служащих Командования Специальных Операций (Mando de Operaciones Especiales). Чтоб уж наверняка.

Начало было запланировано на 14 июля, но погода, как часто бывает, внесла свои коррективы – сильный ветер мог помешать десанту. Решено было подождать три дня.

В это время марокканцам был предъявлен ультиматум – очистить остров Перехиль до двух часов ночи 17 июля 2002 г. Ответом было гордое молчание. Королевские жандармы, пробыв на островке пять дней, покинули его 16 июля, но им на смену прибыли шесть морпехов-кадетов марокканских ВМС. И, ранним утром 17 июля, едва ветер немного стих, события понеслись с быстротой лавины. Операция «Ромео-Сьерра» началась.

Передовой отряд десанта вылетел с базы в городе Фасинас за два часа до восхода солнца. Он состоял из двадцати трёх спецназовцев и пяти морских пехотинцев, среди которых был военврач и медсестра. Шесть военных вертолётов – три несли десантников, два обеспечивали боевую поддержку, один отвлекал. Эскадрилье предстояло преодолеть сорок километров в предрассветных сумерках. Лететь испанцы решили на высоте 15 метров, чтобы максимально затруднить обнаружение вертолётов марокканскими РЛС. Совсем небезопасный полёт, если учитывать ветер, высокие волны и мачты идущих по Гибралтарскому проливу судов.

Первым шёл вертолёт без десантников. На его борту находился переводчик, который должен был предложить марокканцам сдаться без кровопролития. На этом настаивал премьер-министр Испании. Десантникам было разрешено открывать огонь лишь в случае возникновения угрозы их жизни. Пилот отвлекающего вертолёта вспоминал позже: «Мы первыми пролетели над островом, сделали полный круг, действуя как приманка. Мы старались выяснить точки расположения марокканцев и определить их количество. Обнаружили палатку, в которой спали неприятельские солдаты и заметили троих снаружи. Они занимали оборонительную позицию».

Переводчик предложил островитянам сдаться и они сложили оружие. В это время в приборы ночного видения вертолётчики неожиданно увидели на земле три десятка быстро приближающихся целей. Казалось, сейчас начнётся бой, но через мгновение испанцы облегчённо выдохнули – "атакующий отряд" оказался всего лишь стадом диких коз.

Началась высадка десанта с вертолётов. Поверхность острова покрыта крупными валунами, порывистый ветер временами достигает сорока узлов, солнце ещё не взошло. В таких условиях посадка вертолётов могла быть рискованной, поэтому вооружённые спецназовцы просто прыгали с зависших вертолётов вниз, в темноту, на камни с высоты двух-трёх метров.

Несколько спецназовцев при приземлении получили лёгкие травмы, а один травмировался серьёзно – сломал ногу. Один из вертолётов получил повреждение лопасти, но сумел уйти на базу. Высадившиеся испанцы прочесали островок, но смогли обнаружить лишь ещё троих марокканских морпехов, которые сопротивления не оказали. Через час всё было кончено – над Петрушкой снова взвился испанский флаг. Ещё до полудня спецназовцы вместе с пленёнными марокканцами покинули остров. Они отправились в Сеуту, где пленных освободили и передали на марокканскую сторону, а на смену доблестным десантникам на остров прибыли солдаты Испанского Легиона в количестве 75 человек. Испанцы могли торжествовать – реконкиста XXI века удалась, контроль над клочком африканской земли был взят и удержан без единого выстрела.

В тот же день начались переговоры, посредником в которых выступил глава Госдепартамента США генерал Колин Пауэлл. Уже 20 июля министрами иностранных дел обеих сторон было подписано соглашение, согласно которому спорный клочок суши возвращался в состояние «status quo ante bellum», а войска Испании покинули остров и всё вернулось «к довоенному состоянию».

Подведение итогов операции «Ромео-Сьерра» вызвало споры на тему «а стоило ли оно того?» Предрассветные полёты над гибралтарскими волнами и прыжки в темноту обошлись казне в миллион евро, а преференций во внешней политике эта «победа» не сулила, разве что могла гордость испанскую потешить.. Однако, через полтора года после операции, испанский премьер-министр Аснар наградил её участников орденом «военно-морской крест за заслуги с красным знаком». Семьдесят два креста нашли своих героев.

А что же короли? Один из них после 16 лет брака развёлся с супругой, перенёс операцию на сердце и продолжает успешно править королевством. Быть может, он иногда со вздохом вспоминает Королевский гарем, но... Время гаремов ушло, кажется, безвозвратно.
Второй же через 12 лет после триумфального «возвращения Петрушки» влип в неприглядную историю с германской принцессой, отрёкся от престола и, обвиняемый в коррупции, покинул свою страну.

Автор - Олег Головин