Конвент, который под угрозой пушек санкюлотов принял решение об аресте жирондистов, не был заинтересован в надлежащем исполнении этого решения. Поэтому жирондистов до их домов сопровождали жандармы в количестве 1 (!) на человека. Тому, что вскоре эти депутаты сбежали из города, никто не удивился.
Бежали не только арестованные депутаты, даже не только жирондисты. Многие представители Болота вернулись в свои департаменты чтобы пожаловаться избирателям на жестокое обращение со стороны парижского плебса. И избиратели услышали своих представителей. Департаменты, один за другим, начинали формирование собственных вооружённых сил и отказывались подчинятся Парижу. В стране с новой силой разгоралась гражданская война.
Эр (Нормандия), Кальвадос, бретонские департаменты, Бордо, Марсель, Тулуза, Тулон уже охвачены пламенем восстания. В Кане жирондисты устраивают штаб восстания и собирают вооружённые силы. Там же молодая дворянка Шарлотта Корде обращается к Барбару с просьбой восстановить пенсию своей подруги. Барбару даст ей рекомендательное письмо и отправит к своему товарищу в Париж.
Но, как оказалось, письмо и ходатайство о пенсии подруги, были лишь поводом для прибытия Шарлотты в Париж. Там она настойчиво ищет встречи с другом народа Маратом. Спросив у парижан, где можно услышать выступление народного трибуна, Шарлотта узнает, что Марат болен и не покидает собственного дома. Корде встретится с депутатом Дюперре, передаст ему бумаги от Барбару и изложит просьбу своей подруги о восстановлении пенсии. Депутат попытается помочь, но безуспешно. Тогда Шарлотта несколько раз настоятельно попросит его уехать из Парижа в Кан, чтобы примкнуть к мятежным жирондистам. Но Дюперре откажется, он ещё не представляет, чего ему будет стоить этот отказ!
Шарлотта безуспешно пытается попасть на приём к Марату, передаст несколько писем через супругу друга народа Симону Эрвар. Содержание писем явно должно было его заинтересовать, но всё тщетно, Корде не получает ответа. 13 июля, за день до годовщины Революции, Шарлотта, купив на рынке кухонный нож, всё-таки попадёт в дом Марата, и начнёт намеренно громко объяснять Симоне Эрвар, что она прибыла из Кана чтобы рассказать другу народа о готовящемся заговоре. Хозяйка уже собиралась выпроводить незваную гостью. Но вдруг Марат подзовёт её и попросит впустить Шарлотту.
Трибун страдал кожной болезнью и лежал в ванной. И тут главная загадка. Шарлотта Корде и Марат беседовали полчаса. Полчаса девушка не решалась занести нож и нанести удар. Мы никогда точно не узнаем содержание того разговора, но мы знаем точно, что набравшись решительности, Шарлотта всё-таки убьёт друга народа одним точным ударом ножом! Она, разумеется, тут же будет арестована, предана суду и вскоре казнена. За ней последует и депутат Дюперре, который пытался помочь восстановить пенсию её подруги. Конвенту всё проще и проще обосновывать необходимость террора.
Несмотря на то, что судьи пытались найти нити заговора, тут их похоже попросту не было. Сколько не указывал трибунал на возраст и пол Шарлотты, она повторяла в ответ: "Я всё задумала и сделала сама. Убила одного человека, чтобы спасти сотню тысяч" (своеобразная цитата Марата, который призывал ранее парижан пролить ручьи крови, чтобы не допустить пролития рек).
Тело же Марата забальзамируют и выставят для того, чтобы все желающие могли проститься с другом народа. Но бальзамирование прошло не слишком удачно, и тело пришлось захоронить раньше, чем планировалось. Но это не помешало парижанам превратить Марата в объект культа. Без статуэтки с его изображением вскоре не останется ни один дом верного патриота. В его честь переименуют Монмартр, несколько улиц в других городах. Что уж говорить, до сих пор, бродя по центру Санкт-Петербурга, вы можете найти улицу Марата, так далеко дошёл культ этого друга народа.
Автор - Александр Штефанов