Творчество американской группы The Doors я бы классифицировал следующим образом: условно разделил бы его на классический период, состоящий из первых трех альбомов от "The Doors" до "Waiting For The Sun", некий промежуточный, представленный экспериментальной пластинкой "The Soft Parade", и период реакционный, включающий в себя последние два альбома с Джимом Моррисоном "Morrison Hotel" и "L.A. Woman" (можно еще, конечно, отдельно выделить два альбома без него, но речь сегодня не об этом).
Первый период был примечателен созданием фирменного психоделического звучания группы и многочисленными экспериментами, последний же ознаменовал упрощение музыки The Doors и ее возвращение к корням. Но если в "Morrison Hotel" уход к истокам был еще зачаточным и неполным, то на "L.A. Woman" стиль музыки The Doors изменился окончательно и бесповоротно. Коллектив записал потрясающий блюзовый альбом, который, несмотря на свою контрастность с классическими The Doors, стал одной из лучших работ группы.
Сегодня "L.A. Woman" исполняется ровно 50 лет - пластинка была выпущена 19 апреля 1971 года, незадолго до смерти Джима Моррисона. Так что это еще один повод вспомнить об этом замечательном альбоме и поговорить о его несомненных достоинствах.
В ноябре 1970-го, наконец, закончились судебные разбирательства по делу об инциденте в Майами, который все еще не давал покоя группе спустя 1,5 года. Джим Моррисон был признан виновным в сквернословии и появлении в общественном месте в непристойном виде и осужден на 6 месяцев тюрьмы. Однако он был освобожден под залог в 50 000 долларов, поэтому у группы вновь появилось время для создания нового материала.
В то время Джим был погружен в блюз. Группа джемовала, играя песни Джимми Рида, один раз выступила на сцене с Альбертом Кингом, в следствие чего и весь новый альбом было решено записать в едином ключе - чистого, сырого и мощного корневого блюза. The Doors даже откопали песню Джона Ли Хукера "Crawling King Snake", которую исполняли в самом начале своего музыкального пути и которая теперь пришлась как нельзя кстати.
Омрачало ситуацию лишь одно. После долгих судебных тяжб душевные силы группы были истощены. Больше всего это сказалось на Джиме Моррисоне. На последнем живом выступлении Doors в полном составе в Новом Орлеане он ближе к середине концерта безжизненно повис на микрофонной стойке, а потом и вовсе бросил ее в зал и вяло привалился к барабанной установке. Из него словно вытянули всю жизненную энергию.
Сильно пострадал и голос Джима. После долгих лет беспробудного пьянства и употребления наркотиков он превратился из бархатного глубокого баритона в надсаженный осипший хрип, который принадлежал 50-летнему мужчине, но никак не 27-летнему молодому человеку. Поэтому, услышав пробные записи к "L.A. Woman", продюсер Doors Пол Ротшильд справедливо заметил, что это будет последний альбом с Джимом.
Однако Ротшильда не устроило не только пение Моррисона. Ознакомившись с новым материалом коллектива он сказал: "мне впервые стало настолько скучно, что я чуть было не уснул" . В результате Ротшильд, который буквально выходил и выпестовал The Doors, отказался от дальнейшего сотрудничества с группой, и парни впервые в жизни были вынуждены продюсировать свой альбом сами.
Оглядываясь назад, понимаешь, как же он ошибался! Впрочем, Робби Кригер впоследствии говорил, что единственной причиной, по которой во время записи было столько веселья, являлось то, что ушел надзиратель. Пол Ротшильд всегда славился своим перфекционизмом и дотошным подходом к процессу создания музыки, и это серьезно бы помешало новому альбому The Doors.
Общее звучание "L.A. Woman" вышло намеренно сырым и как будто недоработанным. Группа устала от прежних вылизанных аранжировок и хотела противопоставить былым изыскам чистую энергию музыкальной экспрессии. Добиться подобного эффекта было решено новым подходом к записи.
"L.A. Woman" записывали не в изолированной студии, а в обычной комнате, где музыканты стояли рядом друг с другом. В результате на пластинке мы можем слышать почти что живой концертный звук, который был характерен для группы во времена ее выступлений где-нибудь в "London Fog" или "Whiskey a Go Go". The Doors впервые сплотились за последние годы и смогли запечатлеть на диске ту самую химию живого взаимодействия, несмотря на то, что "L.A. Woman" не концертный альбом.
Для записи вокала к некоторым песням Джиму Моррисону даже приходилось идти в ванну, чтобы достичь особого глухого, гулкого звука, как будто из бочки. Результат полностью оправдал себя: несмотря на кажущуюся допотопность и примитивность некоторых аспектов звучания, "L.A. Woman" вышел по-настоящему живым. Создавая его, The Doors вновь предстали единым неделимым организмом. Это напрямую сказалось на длительности процесса работы над ним: альбом был записан всего за пару месяцев с декабря 1970 по январь 1971.
На подъёме были все участники The Doors. Джим Моррисон покорил очередную поэтическую вершину и выдал несколько по-настоящему сильных текстов песен. В заглавном треке "L.A. Woman" он красочно описывает обратную сторону жизни в мегаполисе. В "Been Down So Long" делится болью душевных терзаний. В "Hyacinth House" нашел отражение случай, когда Джим пришел в гости к Робби Кригеру и удивился необычайно большим гиацинтам, растущим у него в саду, и ручной рыси Бобби, которая в песне была превращена во льва. А в "Riders on the Storm" мы вновь можем разглядеть отпечатки детских воспоминаний Моррисона.
В музыкальную обертку были снова облачены старые поэмы Джима. Так, песня "The WASP (Texas Radio And The Big Beat)" в виде декламации исполнялась еще в 1968 году.
Рэй Манзарек на "L.A. Woman" отказался от привычных для него продолжительных органных пассажей и представил довольно простой и стандартный звук пианино. Однако его клавишными на альбоме была проделана огромная работа. Например, бойкая и драйвовая "L.A. Woman" обязана своему зажигательному ритму практически только им. Вообще, я считаю данный трек идеальным примером длинной композиции с меняющимся темпом. Все части в ней настолько органично сочетаются между собой и логически вытекают одна из другой, что делают опыт прослушивания "L.A. Woman" незабываемым.
Также Рэй продемонстрировал мастерскую игру в "Riders on the Storm", когда перед ним встала задача сымитировать клавишными звук капель дождя.
Хотя без органа Хаммонд, естественно, не обошлось. Он присутствует в открывающей песне "The Changeling" , которая вместе с "Been Down So Long" составляет костяк самых мощных блюзовых номеров на пластинке. На последней, кстати, Манзарек вообще сыграл на ритм-гитаре, так как клавишные там отсутствовали.
Отличился также и гитарист Робби Кригер. Его заслуга - одна из лучших песен на альбоме "Love Her Madly" , для которой он сочинил мелодию и текст. В композиции крайне удачно сошлось всё: вокал, простая, почти дворовая гитара Кригера, игра Манзарека на электрооргане и даже небольшой привет от Моррисона - его знаменитая вставка о семи лошадях.
Как я уже говорил, голос Джима заметно изменился и сделался ниже, грубее. Так что если послушать самый первый и последний альбом The Doors, может показаться, что поют на нем два разных человека. И в целом прокуренный голос Моррисона на "L.A. Woman" везде одинаков: в последние месяцы жизни он пел с таким надрывом, что в самом деле, даже если бы он выжил, это мог бы стать его последний альбом.
Однако в размеренном блюзе "Cars Hiss by My Window" Моррисон выдал нетипичный для себя перформанс: исполнил вокализ, подражая звуку гитары и губной гармоники, причем самым высоким и пронзительным голосом.
Как единое произведение альбом "L.A. Woman" смотрится очень цельно и законченно. В отличие от предыдущей пластинки, каждая песня здесь дополняет другую и сливается в единый блюзовый поток, которым пронизана вся данная работа.
Выпадает из общего ряда, наверно, только одна песня. И это завершающая "Riders on the Storm" . На фоне общей массы крепко сбитых энергичных композиций, она резко выделяется своей загадочностью. Это была последняя песня, написанная Джимом Моррисоном и вышедшая последним синглом незадолго до его кончины, и на ней словно чувствуется дыхание смерти. Весь этот таинственный мотив, дождь, шепот, который вторит основной партии вокала... "Riders on the Storm" звучит уже не как обычная песня The Doors - она словно исполнена с того света.
Наверное, чувствовал приближение неумолимой судьбы сам Джим. Во время работы над "L.A. Woman" он торопился поскорее улететь в Париж, где намеревался заняться поэзией и восстановить душевные силы. В итоге, он даже не дождался сведения песен и, записав свой вокал, отправился во Францию, сказав остальным участникам, что они прекрасно справятся без него. Никто тогда не знал, что Джим больше не вернется...
На момент выхода "L.A. Woman" в конце апреля 1971-го Моррисон уже был в Париже. Сингл с "Love Her Madly", выпущенный в марте, а также весь альбом, показали неплохие результаты, оказавшись успешными. И Джим был заряжен на дальнейшую работу: как-то раз, разговаривая по телефону с Джоном Денсмором, он сказал, что уже вынашивает идеи для будущих песен и по возвращении из Парижа готов приступить к созданию следующего альбома. Остальные музыканты между тем тоже не теряли времени даром и, дожидаясь товарища, репетировали новый материал, который позже стал частью альбома "Other Voices" .
Все случилось довольно неожиданно. Рано утром 3 июля 1971 года Джим Моррисон был найден мертвым в ванной своих парижских апартаментов... Следующего альбома с ним так и не случилось, и "L.A. Woman" так и остался его последней прижизненной записью.
Какой бы в итоге получился этот альбом, приходится только гадать. Однако последний залп The Doors с Джимом Моррисоном вышел невероятно впечатляющим. Он показал, что группа еще сильна, едина, как в былые времена, и способна на новые свершения. Но вышло так, что "L.A. Woman" поставил точку в ее творчестве в полном составе, завершив его на приятной блюзовой ноте.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: