Среди фанатов The Doors, да и не только среди них, принято общее мнение, что четвертый студийный альбом является самым слабым у группы. Причины на то, естественно, есть. Выпустив "The Soft Parade", The Doors в значительной степени отошли от привычного для них психоделического звучания, и многими поклонниками и критиками это, очевидно, было воспринято в штыки. Соглашусь с одним: "The Soft Parade" не олицетворяет The Doors в привычном для всех понимании, и "эталонным" альбомом группы я бы его не назвал.
Однако того шквала критики, что обрушился на него в свое время, он также в свою очередь не заслуживает. Как мне кажется, это вполне приличный и даже достойный альбом, который незаслуженно оказался принижен по сравнению с другими пластинками группы, хоть с течением времени мнение о нем и поменялось в лучшую сторону.
Каковы же достоинства "The Soft Parade"? И почему сразу после выхода он подвергся критике? Рассмотрев историю создания альбома и проанализировав содержащиеся в нем песни, предлагаю ответить на эти вопросы, а также просто вспомнить самую недооценённую, на мой взгляд, работу группы The Doors.
"The Soft Parade", вышедший в июле 1969 года, записывался в непростое для группы время. Работа над первой композицией для пластинки, песней "Wild Child", началась еще за год до выпуска диска, в июле 1968-го, как раз в тот период, когда фронтмен The Doors Джим Моррисон заявил об уходе из группы. Его, конечно, удалось остановить - клавишник Рэй Манзарек попросил Джима побыть в составе еще хотя бы 6 месяцев, и если его мнение не изменится, тогда он сможет уйти - однако состояние Моррисона оставалось все еще подавленным. В том же 68-м вышел их предыдущий альбом "Waiting for the Sun", который стал самым успешным за всю историю группы и вознес ее на пьедестал самого востребованного американского музыкального коллектива тех лет. Естественно, подобный коммерческий успех угнетал Джима, в душе остававшегося поэтом, которому чужды слава и влиятельность.
Однако основной этап записи начался в ноябре 1968-го, после европейских гастролей The Doors, состоявшихся в сентябре. Помимо того, что группа просто была банально вымотана концертами, у них не осталось времени для сочинения нового материала. Поэтому The Doors впервые за свою карьеру столкнулись с проблемой творческого кризиса и нехватки идей. Еще бы: их главный сочинитель песен и поэт Джим Моррисон был совершенно не настроен на создание новых произведений, и основная композиторская нагрузка легла на плечи гитариста Робби Кригера. В результате этого большую часть альбома приходилось придумывать в студии с нуля, что было крайне нехарактерно для The Doors, привыкших записывать уже готовые наработки.
Вернувшись из Лондона, Моррисон пребывал в особом мечтательно-романтическом состоянии. Музыка к тому времени отошла для него на второй план: он вовсю занимался съемками короткометражных фильмов и, конечно же, поэзией, его главным и любимым видом деятельности. Готовились к выпуску сразу два его сборника стихов, поэтому заинтересованность Джима в создании "The Soft Parade" была достаточно низкой. Подливал масла в огонь и извечный алкоголизм Моррисона.
Проблемы со спиртным сопровождали его еще при создании "Waiting for the Sun", когда Джим зачастую был просто не в состоянии петь, срывая тем самым запись. Однако в конце 1968 - начале 1969 годов алкогольный угар Моррисона достиг своего апогея. Практически всегда он приходил в студию пьяным, да еще вдобавок в сопровождении странных личностей и девушек-группи.
И, конечно же, венец творившейся в то время вакханалии - события, произошедшие 1 марта 1969 года, прямо в самый разгар работы над "The Soft Parade". Я имею ввиду скандально известное выступление в Майами, когда Джим опоздал на концерт, явился в стельку пьяным, затем переругивался с публикой и якобы прямо на сцене обнажил часть своего тела ниже пояса. Что было дальше многие знают: отмена больше половины концертов, нападки на группу со стороны властей и прессы и длительные судебные тяжбы, которые вогнали The Doors в кабалу выматывающих разбирательств на ближайшие полтора года.
Все это затянуло и так не самый простой и быстрый процесс записи пластинки, который в итоге длился целых 8 месяцев и потребовал рекордных для группы 86 000 долларов. Однако стоит отдать должное: The Doors работали над новым альбомом очень усердно и были сильно вовлечены в процесс его создания (разумеется, кроме Джима). Впоследствии музыканты заявляли, что "The Soft Parade" был их главным на тот момент детищем, а барабанщик Джон Денсмор вообще говорил, что они писали своего "Сержанта Пеппера". И тем обиднее для них всех было после стольких месяцев кропотливой работы столкнуться со столь явным и неприкрытым неприятием альбома.
Что касается музыкальной составляющей, то она больше всего претерпела значительные изменения. В "The Soft Parade" The Doors впервые практически полностью отошли от присущей их первым трем альбомам психоделии. Новое же звучание группы преимущественно состояло из струнных и духовых инструментов: для записи струнных партий привлекли музыкантов из оркестра филармонии Лос-Анджелеса, а для духовых - лучших местных сессионных джазменов.
Инициатором подобных изменений выступал прежде всего продюсер The Doors Пол Ротшильд, который хотел, чтобы его подопечные двигались в модном тогда музыкальном направлении (годом ранее отгремели пластинки The Beatles "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" и "Magical Mystery Tour", полные оркестровых изысков). Желание продюсера поддержал также Рэй Манзарек, который не хотел, чтобы группа из года в год штамповала один и тот же материал. Резко против использования струнных и духовых высказался только Джим Моррисон, однако его мнение, видимо, в то время особо не учитывалось.
В результате добрая половина аранжировок в "The Soft Parade" все-таки была облачена в джаз-роковую оболочку, что The Doors не делали никогда прежде. Это, собственно, и вызвало ярое недовольство фанатов и критиков. И их всех можно понять: думаю, для каждого The Doors - это в первую очередь психоделическая группа, и подобное звучание может рассматриваться как измена их собственному стилю. В чем группу неоднократно и обвиняли, апеллируя к приторности и неорганичности струнных и духовых секций и даже называя пластинку "The Rothchild Strings Play the Doors" ("Струнные Ротшильда играют The Doors").
Но спешу, наконец, вступиться за "The Soft Parade". Да, песни группы в исполнении оркестра звучат по меньшей мере необычно - ты словно видишь давно знакомую тебе группу с характерными для нее фишками, но вот одета она почему-то в другую одежду, в данном случае - парадную и довольно пеструю. Однако, на мой взгляд, подобное симфоническое "одеяние" как раз-таки вполне успешно легло на облик The Doors и органично вписалось в ее новое, экспериментальное творчество.
В конце концов, судите сами: до этого группа уже выпустила три замечательных психоделических альбома, венчал которые "Waiting for the Sun", где психоделия, по моему мнению, достигла своего пика. И вновь ожидать от The Doors чего-то подобного было бы странно - произошла бы предостерегаемая Рэем "штамповка" материала. Поэтому поиск новых путей развития выглядел вполне логичным.
Для кого-то, может, в самом деле такое звучание The Doors неприемлемо. Но лично мне безумно нравятся эти помпезные, слегка вычурные аранжировки, яркие струнные партии и гремящие духовые секции. И слушаю я "The Soft Parade" с не меньшим удовольствием, чем все остальные альбомы группы. Тем более, присущие The Doors особенности в нем никуда не делись. И Джим Моррисон все же сдулся не до конца, став автором половины песен на пластинке и в который раз блистательно продемонстрировав в них свой поэтический талант. Кроме того, его несколько плавная и романтичная манера исполнения на этом альбоме замечательно легла на оркестровую музыку и лично в моих глазах добавила еще несколько очков в пользу "The Soft Parade".
- Наиболее известной и успешной песней с пластинки является песня "Touch Me", записанная еще в декабре 1968-го. И она прекрасна - в ней наиболее гармонично сплелись нежный вокал Моррисона, классические элементы The Doors в лице органа Манзарека и новые веяния в лице джаза, а именно яркого соло на саксофоне.
- Однако есть на диске вещи и поинтересней. Это и моя любимая "Tell All the People", написанная Робби Кригером и ненавидимая Джимом Моррисоном, который отказывался петь строчки "бери свое оружие" и в итоге настоял на том, чтобы у всех песен указывался конкретный автор, а не просто The Doors, как было раньше, так как не хотел числиться среди создателей композиции. Но меня в ней цепляет как раз та самая особая помпезность оркестровой аранжировки.
- А также великолепная "Shaman's Blues" с ее ритмичным гипнотическим звучанием и причудливыми запоминающимися строчками Моррисона "Холодные щелкающие челюсти медведя-гризли / Горячо дышат тебе в пятки".
- Довольно необычны композиции "Do It" с ее повторяющимися, словно мантра, строчками "Слушайте меня, дети" и "Easy Ride", навеянная стилем кантри.
- Также достаточно интересны блюз-роковая "Whild Child" и вновь одна из моих фавориток "Runnin' Blue", которая сочетает, казалось бы, несочетаемое: громоподобность духовых, простой проигрыш в стиле блюграсс, напористый вокал Джима Моррисона и пение Робби Кригера в припеве. Однако в конечном счете все это как нельзя лучше дополняет друг друга и делает композицию одной из лучших на пластинке.
- Особого упоминания заслуживает песня "Wishful Sinful", снова авторства Робби Кригера. Помимо довольно загадочного и глубокого текста, она примечательна еще и тем, как ее исполняет Джим Моррисон. Делает он это, скорее, в манере Фрэнка Синатры, поклонником которого он всегда себя называл. В результате песня обретает особый лирический и обворожительный оттенок.
- И, конечно же, финальная композиция - одноименная "The Soft Parade". Здесь вовсю проявились поэтические дарования Моррисона, который сочинил для нее длинный причудливый текст, больше напоминавший поток сознания. Сама же композиция представляет собой, скорее, рок-сюиту: она состоит из множества музыкальных кусков, совершенно разных по структуре, темпу, ритму и настроению: начиная от радостно-приподнятого и заканчивая мрачно-злорадным. Однако это именно тот случай, когда разноцветные лоскутки все же складываются в единое целое и звучат органично.
В заключение скажу, что альбом "The Soft Parade" стал переломным для группы. В период его выхода музыка The Doors достигла вершины своей экспериментальности, а после произошел своего рода откат назад, "возвращение к корням": последние два альбома при жизни Моррисона больше исследовали хард-роковое и блюз-роковое звучание. К тому же именно в 1969 году в результате инцидента в Майами репутация группы была сильно подмочена, а саморазрушение Джима Моррисона вышло на новый уровень, что, в конце концов, и свело его в могилу.
Оттого вышедший в действительно бурное время "The Soft Parade" нередко обвиняют во всех смертных грехах и считают его самой слабой пластинкой группы. Но надеюсь, мне удалось показать, этот альбом в самом деле сильно недооценен. Да, обстоятельства работали против The Doors. Однако они очень старательно и добросовестно подошли к созданию нового диска, вложили в него всю душу, да еще к тому же нашли силы на эксперименты в звучании. Очень жаль, что все эти старания по большей части не оправдались. Но я все же убежден, что The Doors удалось создать достойный и крепкий альбом, который ни в коем случае не выпадает из ряда остальных пластинок этой великой группы.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: