Найти в Дзене
Top of the Rocks

"The Soft Parade" - самый недооцененный альбом группы The Doors

Среди фанатов The Doors, да и не только среди них, принято общее мнение, что четвертый студийный альбом является самым слабым у группы. Причины на то, естественно, есть. Выпустив "The Soft Parade", The Doors в значительной степени отошли от привычного для них психоделического звучания, и многими поклонниками и критиками это, очевидно, было воспринято в штыки. Соглашусь с одним: "The Soft Parade" не олицетворяет The Doors в привычном для всех понимании, и "эталонным" альбомом группы я бы его не назвал. Однако того шквала критики, что обрушился на него в свое время, он также в свою очередь не заслуживает. Как мне кажется, это вполне приличный и даже достойный альбом, который незаслуженно оказался принижен по сравнению с другими пластинками группы, хоть с течением времени мнение о нем и поменялось в лучшую сторону. Каковы же достоинства "The Soft Parade"? И почему сразу после выхода он подвергся критике? Рассмотрев историю создания альбома и проанализировав содержащиеся в нем песни, предл

Среди фанатов The Doors, да и не только среди них, принято общее мнение, что четвертый студийный альбом является самым слабым у группы. Причины на то, естественно, есть. Выпустив "The Soft Parade", The Doors в значительной степени отошли от привычного для них психоделического звучания, и многими поклонниками и критиками это, очевидно, было воспринято в штыки. Соглашусь с одним: "The Soft Parade" не олицетворяет The Doors в привычном для всех понимании, и "эталонным" альбомом группы я бы его не назвал.

The Doors, "The Soft Parade", 1969
The Doors, "The Soft Parade", 1969

Однако того шквала критики, что обрушился на него в свое время, он также в свою очередь не заслуживает. Как мне кажется, это вполне приличный и даже достойный альбом, который незаслуженно оказался принижен по сравнению с другими пластинками группы, хоть с течением времени мнение о нем и поменялось в лучшую сторону.

Каковы же достоинства "The Soft Parade"? И почему сразу после выхода он подвергся критике? Рассмотрев историю создания альбома и проанализировав содержащиеся в нем песни, предлагаю ответить на эти вопросы, а также просто вспомнить самую недооценённую, на мой взгляд, работу группы The Doors.

The Doors периода "The Soft Parade", 29 апреля 1969 г.
The Doors периода "The Soft Parade", 29 апреля 1969 г.

"The Soft Parade", вышедший в июле 1969 года, записывался в непростое для группы время. Работа над первой композицией для пластинки, песней "Wild Child", началась еще за год до выпуска диска, в июле 1968-го, как раз в тот период, когда фронтмен The Doors Джим Моррисон заявил об уходе из группы. Его, конечно, удалось остановить - клавишник Рэй Манзарек попросил Джима побыть в составе еще хотя бы 6 месяцев, и если его мнение не изменится, тогда он сможет уйти - однако состояние Моррисона оставалось все еще подавленным. В том же 68-м вышел их предыдущий альбом "Waiting for the Sun", который стал самым успешным за всю историю группы и вознес ее на пьедестал самого востребованного американского музыкального коллектива тех лет. Естественно, подобный коммерческий успех угнетал Джима, в душе остававшегося поэтом, которому чужды слава и влиятельность.

Однако основной этап записи начался в ноябре 1968-го, после европейских гастролей The Doors, состоявшихся в сентябре. Помимо того, что группа просто была банально вымотана концертами, у них не осталось времени для сочинения нового материала. Поэтому The Doors впервые за свою карьеру столкнулись с проблемой творческого кризиса и нехватки идей. Еще бы: их главный сочинитель песен и поэт Джим Моррисон был совершенно не настроен на создание новых произведений, и основная композиторская нагрузка легла на плечи гитариста Робби Кригера. В результате этого большую часть альбома приходилось придумывать в студии с нуля, что было крайне нехарактерно для The Doors, привыкших записывать уже готовые наработки.

Европейские гастроли не обошлись без инцидентов, вроде тех, когда Джим Моррисон ворвался пьяным на сцену во время выступления разогревавших The Doors Jefferson Airplane и после потерял сознание
Европейские гастроли не обошлись без инцидентов, вроде тех, когда Джим Моррисон ворвался пьяным на сцену во время выступления разогревавших The Doors Jefferson Airplane и после потерял сознание

Вернувшись из Лондона, Моррисон пребывал в особом мечтательно-романтическом состоянии. Музыка к тому времени отошла для него на второй план: он вовсю занимался съемками короткометражных фильмов и, конечно же, поэзией, его главным и любимым видом деятельности. Готовились к выпуску сразу два его сборника стихов, поэтому заинтересованность Джима в создании "The Soft Parade" была достаточно низкой. Подливал масла в огонь и извечный алкоголизм Моррисона.

Проблемы со спиртным сопровождали его еще при создании "Waiting for the Sun", когда Джим зачастую был просто не в состоянии петь, срывая тем самым запись. Однако в конце 1968 - начале 1969 годов алкогольный угар Моррисона достиг своего апогея. Практически всегда он приходил в студию пьяным, да еще вдобавок в сопровождении странных личностей и девушек-группи.

И, конечно же, венец творившейся в то время вакханалии - события, произошедшие 1 марта 1969 года, прямо в самый разгар работы над "The Soft Parade". Я имею ввиду скандально известное выступление в Майами, когда Джим опоздал на концерт, явился в стельку пьяным, затем переругивался с публикой и якобы прямо на сцене обнажил часть своего тела ниже пояса. Что было дальше многие знают: отмена больше половины концертов, нападки на группу со стороны властей и прессы и длительные судебные тяжбы, которые вогнали The Doors в кабалу выматывающих разбирательств на ближайшие полтора года.

Джим во время выступления в Майами, 1 марта 1969 г.
Джим во время выступления в Майами, 1 марта 1969 г.

Все это затянуло и так не самый простой и быстрый процесс записи пластинки, который в итоге длился целых 8 месяцев и потребовал рекордных для группы 86 000 долларов. Однако стоит отдать должное: The Doors работали над новым альбомом очень усердно и были сильно вовлечены в процесс его создания (разумеется, кроме Джима). Впоследствии музыканты заявляли, что "The Soft Parade" был их главным на тот момент детищем, а барабанщик Джон Денсмор вообще говорил, что они писали своего "Сержанта Пеппера". И тем обиднее для них всех было после стольких месяцев кропотливой работы столкнуться со столь явным и неприкрытым неприятием альбома.

Что касается музыкальной составляющей, то она больше всего претерпела значительные изменения. В "The Soft Parade" The Doors впервые практически полностью отошли от присущей их первым трем альбомам психоделии. Новое же звучание группы преимущественно состояло из струнных и духовых инструментов: для записи струнных партий привлекли музыкантов из оркестра филармонии Лос-Анджелеса, а для духовых - лучших местных сессионных джазменов.

Инициатором подобных изменений выступал прежде всего продюсер The Doors Пол Ротшильд, который хотел, чтобы его подопечные двигались в модном тогда музыкальном направлении (годом ранее отгремели пластинки The Beatles "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" и "Magical Mystery Tour", полные оркестровых изысков). Желание продюсера поддержал также Рэй Манзарек, который не хотел, чтобы группа из года в год штамповала один и тот же материал. Резко против использования струнных и духовых высказался только Джим Моррисон, однако его мнение, видимо, в то время особо не учитывалось.

В результате добрая половина аранжировок в "The Soft Parade" все-таки была облачена в джаз-роковую оболочку, что The Doors не делали никогда прежде. Это, собственно, и вызвало ярое недовольство фанатов и критиков. И их всех можно понять: думаю, для каждого The Doors - это в первую очередь психоделическая группа, и подобное звучание может рассматриваться как измена их собственному стилю. В чем группу неоднократно и обвиняли, апеллируя к приторности и неорганичности струнных и духовых секций и даже называя пластинку "The Rothchild Strings Play the Doors" ("Струнные Ротшильда играют The Doors").

Но спешу, наконец, вступиться за "The Soft Parade". Да, песни группы в исполнении оркестра звучат по меньшей мере необычно - ты словно видишь давно знакомую тебе группу с характерными для нее фишками, но вот одета она почему-то в другую одежду, в данном случае - парадную и довольно пеструю. Однако, на мой взгляд, подобное симфоническое "одеяние" как раз-таки вполне успешно легло на облик The Doors и органично вписалось в ее новое, экспериментальное творчество.

В конце концов, судите сами: до этого группа уже выпустила три замечательных психоделических альбома, венчал которые "Waiting for the Sun", где психоделия, по моему мнению, достигла своего пика. И вновь ожидать от The Doors чего-то подобного было бы странно - произошла бы предостерегаемая Рэем "штамповка" материала. Поэтому поиск новых путей развития выглядел вполне логичным.

Для кого-то, может, в самом деле такое звучание The Doors неприемлемо. Но лично мне безумно нравятся эти помпезные, слегка вычурные аранжировки, яркие струнные партии и гремящие духовые секции. И слушаю я "The Soft Parade" с не меньшим удовольствием, чем все остальные альбомы группы. Тем более, присущие The Doors особенности в нем никуда не делись. И Джим Моррисон все же сдулся не до конца, став автором половины песен на пластинке и в который раз блистательно продемонстрировав в них свой поэтический талант. Кроме того, его несколько плавная и романтичная манера исполнения на этом альбоме замечательно легла на оркестровую музыку и лично в моих глазах добавила еще несколько очков в пользу "The Soft Parade".

  • Наиболее известной и успешной песней с пластинки является песня "Touch Me", записанная еще в декабре 1968-го. И она прекрасна - в ней наиболее гармонично сплелись нежный вокал Моррисона, классические элементы The Doors в лице органа Манзарека и новые веяния в лице джаза, а именно яркого соло на саксофоне.
  • Однако есть на диске вещи и поинтересней. Это и моя любимая "Tell All the People", написанная Робби Кригером и ненавидимая Джимом Моррисоном, который отказывался петь строчки "бери свое оружие" и в итоге настоял на том, чтобы у всех песен указывался конкретный автор, а не просто The Doors, как было раньше, так как не хотел числиться среди создателей композиции. Но меня в ней цепляет как раз та самая особая помпезность оркестровой аранжировки.
  • А также великолепная "Shaman's Blues" с ее ритмичным гипнотическим звучанием и причудливыми запоминающимися строчками Моррисона "Холодные щелкающие челюсти медведя-гризли / Горячо дышат тебе в пятки".
  • Довольно необычны композиции "Do It" с ее повторяющимися, словно мантра, строчками "Слушайте меня, дети" и "Easy Ride", навеянная стилем кантри.
  • Также достаточно интересны блюз-роковая "Whild Child" и вновь одна из моих фавориток "Runnin' Blue", которая сочетает, казалось бы, несочетаемое: громоподобность духовых, простой проигрыш в стиле блюграсс, напористый вокал Джима Моррисона и пение Робби Кригера в припеве. Однако в конечном счете все это как нельзя лучше дополняет друг друга и делает композицию одной из лучших на пластинке.
  • Особого упоминания заслуживает песня "Wishful Sinful", снова авторства Робби Кригера. Помимо довольно загадочного и глубокого текста, она примечательна еще и тем, как ее исполняет Джим Моррисон. Делает он это, скорее, в манере Фрэнка Синатры, поклонником которого он всегда себя называл. В результате песня обретает особый лирический и обворожительный оттенок.
  • И, конечно же, финальная композиция - одноименная "The Soft Parade". Здесь вовсю проявились поэтические дарования Моррисона, который сочинил для нее длинный причудливый текст, больше напоминавший поток сознания. Сама же композиция представляет собой, скорее, рок-сюиту: она состоит из множества музыкальных кусков, совершенно разных по структуре, темпу, ритму и настроению: начиная от радостно-приподнятого и заканчивая мрачно-злорадным. Однако это именно тот случай, когда разноцветные лоскутки все же складываются в единое целое и звучат органично.

В заключение скажу, что альбом "The Soft Parade" стал переломным для группы. В период его выхода музыка The Doors достигла вершины своей экспериментальности, а после произошел своего рода откат назад, "возвращение к корням": последние два альбома при жизни Моррисона больше исследовали хард-роковое и блюз-роковое звучание. К тому же именно в 1969 году в результате инцидента в Майами репутация группы была сильно подмочена, а саморазрушение Джима Моррисона вышло на новый уровень, что, в конце концов, и свело его в могилу.

Оттого вышедший в действительно бурное время "The Soft Parade" нередко обвиняют во всех смертных грехах и считают его самой слабой пластинкой группы. Но надеюсь, мне удалось показать, этот альбом в самом деле сильно недооценен. Да, обстоятельства работали против The Doors. Однако они очень старательно и добросовестно подошли к созданию нового диска, вложили в него всю душу, да еще к тому же нашли силы на эксперименты в звучании. Очень жаль, что все эти старания по большей части не оправдались. Но я все же убежден, что The Doors удалось создать достойный и крепкий альбом, который ни в коем случае не выпадает из ряда остальных пластинок этой великой группы.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: