Найти тему

Хопёр. Легенды и были славной реки.

Оглавление
Старик Хопёр, скульптура Андрея Смелого. Фото из открытых источников.
Старик Хопёр, скульптура Андрея Смелого. Фото из открытых источников.

Неподалёку от села Кучки Пензенского района Пензенской области находится исток одной из самых чистых рек в Европе – Хопра. Отсюда и держит она свой путь через Саратовскую, Воронежскую и Волгоградскую области к месту впадения в Дон близ станицы Усть-Хопёрской. Одна из легенд о самой чистой реке в Европе рассказывает о любви славянского юноши Хопра и дочери половецкого хана прекрасной Вороны. В давние времена, когда по ковыльным степям кочевали племена с бесчисленными стадами, а в густых лесах скрывались мордовские селения, была у половецкого хана Токая дочь, прекрасная Ворона. Стремительная, ловкая, красивая, стройная с иссиня черными волосами Ворона часто снилась половецким и мордовским юношам. Но вот с востока пришла беда. Напали на землю половецкие злые татары, перебили храбрых юношей половецких, разграбили половецкие вежи, взяли в плен молодых и старых. Лишь одна Ворона сумела убежать. Но погнались за ней татарские воины Чембар, Важдя и Карай. Бросилась Ворона на север в густые леса, поближе к красавцу Буртасу. Хотел Буртас броситься ей навстречу, но, увидев погоню, повернул на север и ушел в темные мордовские леса. А погоня все ближе… И устремилась тогда Ворона на запад, к мордовскому силачу Ломовису Большому. Давно заглядывался на красивую Ворону Ломовис Большой и не прочь был взять ее в жены, но, испугавшись погони, юркнул в непроходимые дебри мордовских лесов. Увидел Ворону ловкий и смелый юноша Хопер из славянского племени вятичей. На всем скаку подхватил он ее, усадил на коня и помчался к седому Дону, ища защиты. А преследователи все ближе и ближе. Седой Дон взмахнул речным покрывалом и превратил беглецов и преследователей в речки.

Еще одна легенда рассказывает о том, как давным-давно жил в Попереченской степи старик по имени Хопер. Однажды он набрел на холм, из подножия которого били более десятка ключей прозрачной холодной воды и разбегались в разные стороны. Старик соединил русла ручейков в один, построил небольшую мельницу и молол зерно для крестьян из окрестных деревень; говорят, вкусный был хлеб из этой муки. Народ назвал эту речушку по имени ее первооткрывателя – Хопром. На этом месте, где родники соединяются в одну речушку, сидит на камне под сенью дубов дед Хопер и река стекает с его бороды.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Мало кто сегодня может поверить в то, что с середины XIX века Хопер был судоходным и обеспечивал доставку зерна и муки в область Войска Донского. Чем дальше на юг, тем полноводнее становится река. Это приметил в олжский купец Превратихин, ранее занимавшийся судоходством на р. Медведице. В 1836 году он решил сплавить два лесных плота из села Волынщина Сердобского уезда к Дону. Плавание по реке, изобилующей мельничными плотинами, было не приспособлено к пропуску плотов и лодок и было делом небезопасным. Один из плотов застрял, не достигнув Балашова, а второй несколько раз разобранный был прогнан купцом на Дон и с выгодой продан казакам. После этого Превратухин стал хлопотать о строительстве на Хопре мельниц с вешняками, удобными для сплава плотов и барок. В первые годы предписания властей игнорировались мельниками, но лесопромышленник продолжал вести сплав и только в 1840 году впервые провел барку с мукой до Ростова. В 1842 году по Хопру прошло 12 барок, в 1845 - 18, уже с 1847 по 1850 ежегодно собиралось от 30 до 40 барок

Барки начали строить в с. Волынщина, но вскоре отказались от этого и начали закупать их на Волге и в разобранном виде доставляют в Балашов, Турки где находятся главные пристани. Кроме того сбор и загрузка барок проводилась Чирикове, Красном Яре, Аркадаке, Завьялове, Большой Грязнухе, Еременихе, Лопатине и Пинеровке. Последние три пристани располагались уже за Балашовом и сбор барок здесь производился очень редко. Загрузка хлебом проводится на всех пристанях, но еще и в Старохопёрском, Инясеве, Большом Карае, Свинухе. На каждой барке отправлялось около 20 рабочих. На встречающихся отмелях судно приходилось перетаскивать бурлацким способом. Груз одной барки составлял 3500-4000 кулей по 7,5 пудов веса каждый, т.е. около 500 тонн. Средняя цена за сплав груза из Балашова в Ростов колебалась от 65 до 80 копеек серебром за куль. Этот путь барки проходили за 1,5 месяца, иногда быстрее. Медленно двигались грузы по Хопру и Дону, но значительно быстрее, чем чумацкими караванами по сухопутью. Кроме того, водный путь обходился дешевле гужевого транспорта. Во время весеннего разлива ширина Хопра в районе города Балашова доходила до 8 верст, а глубина до 3-5 саженей. Это давало возможность сплавлять лес, зерно, барки по Хопру в область Войска Донского. В полые воды 1852 и 1853 годов с Хопра на Дон было сплавлено свыше сотни барок с грузом. По словам А. Никольского «…полая вода держится более 2-х недель, а течение менее стремительно. Кроме того, заготовка хлеба в прихоперских местах обходилась дешевле». В конце 19 века сплав леса и барок прекратился. Это было связано с проведением железной дороги по территории Балашовского уезда. Кроме барок на Хопре можно было увидеть и другие суда. В начале 20 столетия рабочими балашовского паровозного депо был собран пароход «Заря», который ходил от Балашова до Никольевки в базарные дни.

Пароход «Заря». Фото из открытых источников.
Пароход «Заря». Фото из открытых источников.

На сегодняшний день судоходство на Хопре прекратилось совсем в связи с утратой хозяйственного интереса к этому водному пути и усложнением судоходных условий - обмелением реки. Однако сегодня Хопёр является одной из наиболее привлекательных для байдарочных путешествий и отдыха на воде рек юго-востока России.

Приятного прочтения.

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать, поставьте лайк и подпишитесь. Пишите отзывы.