В первые годы жизни ребёнок приобретает очень много умений. Здесь приведены усреднённые сроки развития. Эта статья не служит цели повысить вашу обеспокоенность развитием малыша. У каждого ребенка эти этапы будут немного отличаться по времени.
Конечно, ребёнок будет осваивать новые навыки, повторяя за взрослыми или другими детьми (старшими братьями и сёстрами). То есть, если вы ни разу не играли в ладушки или не собирали пирамидку, то не стоит ждать быстрого освоения этого навыка от ребёнка.
1 месяц
В первый месяц основные умения малыша — это врождённые рефлексы: хватательный, сосательный и др. На самом деле, уже с рождения малыш много чего умеет. Кроме рефлексов, к концу первого месяца вы можете заметить:
- малыш начинает вас внимательно слушать;
- наблюдает за лицами (на расстоянии около 30 см) и яркими игрушками;
- поворачивает голову на свет и звук;
- удерживает голову на несколько секунд в положении на животе;
- узнаёт маму.
2 месяца
В этом возрасте появляется:
- первая осознанная улыбка;
- активное гуление и агуканье;
- ребенок приподнимает и удерживает голову и плечи минуту в положении на животе;
- различает звуки, особенно отличает голос мамы. Поворачивает голову к источнику звука;
- наблюдает за игрушками и лицами на расстоянии до 50 см;
- "синдром оживления" при виде мамы;
- удерживает погремушку в одной руке на несколько секунд;
- поворачивается с бока на спинку;
- осознаёт, что плачем можно позвать маму.
3 месяца
- переворачивается со спины на бок и обратно;
- уверенно держит голову и в вертикальном положении, и на животе;
- узнаёт близких людей (тех, кого часто видит), оживляется при их виде;
- более внимательно длительное время изучает окружающий мир. Замечает не только движущиеся, но и статичные предметы. Может наблюдать за ними как на ближнем, так и на дальнем расстоянии;
- первый осознанный смех;
- различает настроение мамы. Малыш может заплакать на негативные эмоции, а на улыбку и смех — наоборот. Любит, когда ему поют песенки, оживляется, внимательно слушает;
- начинает изучать окружающий мир на вкус, тянет в рот предметы и свои ручки и ножки;
- высовывает соску изо рта и пытается взять её обратно в рот.
4 месяца
- начинает переворачиваться со спины на живот;
- отличает родителей от других людей, особенно маму;
- хватает предметы одной рукой и тянет их в рот;
- появляются новые слоги, активное гуление.
Иногда бывает так, что после 2-3 месяцев ребёнок резко перестаёт гулить, практически замолкает. Зато, к 4-5 месяцам лепет появляется снова. За время "молчания" малыш готовится к более сложным звукам и слогам. В этот период нужно стараться как можно чаще говорить с малышом, при этом он должен видеть вашу артикуляцию.
5 месяцев
- Отличает "свой-чужой". При появлении "чужого" может испугаться и заплакать;
- переворачивается со спины на живот и обратно;
- поднимает голову и плечи, пытается сесть. Сидит с поддержкой;
- перекладывает игрушки из одной руки в другую;
- различает интонацию взрослых, начинает подражать;
6 месяцев
- Начинает понимать обращение по имени;
- сидит без поддержки;
- встаёт на четвереньки, раскачивается (один из этапов ползания);
- первые попытки ползать, ползание по-пластунски на небольшие расстояния;
- проявляет пищевой интерес, ест из ложки;
- просится на руки, тянет ручки к маме.
7 месяцев
- Ползает на более длинные расстояния. Многие дети начинают в этом возрасте ползать на четвереньках, а не по-пластунски;
- встаёт у опоры;
- простые слоги начинают собираться в слова (например, мама, папа, баба);
- играет в прятки;
- берёт игрушки двумя руками, нажимает на кнопки;
- раскидывает игрушки.
Только на первый взгляд это легко. Для того, чтобы осознанно кинуть предмет (а не уронить), ребёнок должен его сжать в руке, совершить движение рукой, вовремя отпустить предмет, чтобы он как можно дальше полетел. Для малыша это сложный навык, поэтому в ближайшее время ребёнок будет раскидывать всё вокруг.
8 месяцев
- Самостоятельно садится, ложится, встаёт — меняет положение тела;
- делает шаги у опоры;
- уверенно и быстро ползает;
- "пинцетный захват" - двумя пальцами, указательным и большим, берёт мелкие предметы;
- узнает родителей по фотографиям;
- узнает на картинках знакомые предметы и животных;
- реагирует на запреты (например, может поползти обратно, если вы запрещаете выползать из комнаты);
- понимает обращённую речь, показывает на знакомые предметы рукой или взглядом (например, когда вы спрашиваете: "Где мячик? Где кошка?");
- реагирует на музыку, может по-своему танцевать;
- машет рукой взрослому при встрече и прощании;
- играет в пирамидку (может пока просто её разбирать, но уже проявляет интерес), катает мячик, машинку;
- ест твёрдую пищу, самостоятельно откусывает кусочки;
- пьёт из поильника.
9 месяцев
- пытается забираться на диван (кровать, стул), а также слезать с него. Вам сейчас важно учить ребёнка это делать правильно и безопасно;
- открывает шкафчики, дверцы, двери. Достаёт все доступные предметы из ящиков. Вам нужно убрать из нижних ящиков всё опасное или приобрести детские замки и заглушки на розетки;
- знает части тела: может показать на себе или игрушке, где глаза, рот, ноги и т. д.;
- выполняет простые поручения "Иди ко мне", "Дай", "Стой" и т. д.
10 месяцев
- стоит без опоры, пытается делать первые шаги;
- играет без взрослого полчаса-час;
- Может собрать простую пирамидку и положить фигурки в сортер;
- перелистывает странички книжки;
- сам играет в пальчиковые игры: ладушки, сорока;
- перекладывает игрушки из одной емкости в другую;
- собирает предметы обратно в шкаф по просьбе;
- в речи появляется больше слогов, ребёнок начинает говорить новые простые слова.
11 месяцев
- Забирается на диван, слезает обратно;
- пьёт из кружки с поддержкой взрослого;
- пытается есть самостоятельно;
- по просьбе поднимает, кладёт, отдаёт предмет;
- знает название многих предметов, указывает на них рукой или пальцем;
- знает, во что хочет поиграть, какую книжку хочет почитать. Показывает на этот предмет при вопросе взрослого "Во что будем играть?".
12 месяцев (1 год)
- Делает первые уверенные шаги. (Кто-то этот навык осваивает и раньше);
- появляется указательный жест;
- приседает или наклоняется за игрушкой, самостоятельно встаёт из этого положения;
- говорит несколько знакомых слов "мама", "папа", "киса" и тд.;
- по просьбе находит и приносит взрослому нужные предметы;
- простые ролевые игры: кормит, купает, качает игрушки;
- помогает в одевании, уверенно даёт нужную руку или ногу;
- пьёт из трубочки.
15 месяцев (1 год 3 месяца)
- Узнаёт близких на фотографиях (папу, маму, бабушку и других);
- скучает по близкому взрослому, переживает в его отсутствие, радуется приходу;
- развивается речь, много говорит и повторяет за взрослыми, активное звукоподражание;
- самостоятельно пьёт из кружки или через трубочку;
- держит ложку и кружку, ест ложкой при помощи взрослых;
- быстро ходит, пытается бегать;
- ходит по ступенькам;
- строит башню из кубиков.
18 месяцев (1 год 6 месяцев)
- Использует в речи около 30-40 слов;
- понимает около 300-400 слов;
- малыш замечает, если сырой или запачкался, просит переодеть;
- уверенно играет с разными игрушками: собирает пирамидку, строит башни из кубиков, правильно играет с сортером, мячиком, машинками, куклами и т.д.;
- могут появиться более сложные ролевые игры: катает игрушки в коляске, укладывает спать и т.д.;
- ест и пьёт самостоятельно;
- рисует пальчиковыми красками простые линии.
1 год 9 месяцев
- Перешагивает через препятствия;
- самостоятельно расчесывается;
- катает и кидает мяч взрослому, пытается ловить в ответ;
- одевается сам (что-то простое — шапку, обувь);
- убирает свои игрушки по местам по просьбе взрослого.
2 года
- Самостоятельно моет и вытирает руки;
- пытается чистить зубы;
- знает и говорит своё имя;
- бегает, пытается прыгать;
- различает основные цвета, может сопоставить предмет и цвет в обучающих карточках;
- залезает на вертикальную лестницу, горку;
- самостоятельно аккуратно ест, пользуется салфеткой;
- может надеть более сложную одежду — носочки, кофты без пуговиц, колготки;
- просится на горшок;
- использует в речи от 200 до 500 слов. Составляет простые предложения;
- различает пол, начинает понимать гендерную принадлежность;
- удерживает равновесие, ходит на цыпочках;
- уверенно бегает, прыгает на двух ногах;
- ловит мяч двумя руками;
- держит карандаш или кисть всей ладошкой, рисует простые линии и фигуры.
3 года
- Стоит и прыгает на одной ноге;
- самостоятельно ходит на горшок;
- самостоятельно надевает одежду с пуговицами, верхнюю одежду, штаны, колготки, перчатки;
- разучивает песенки и стишки;
- знает и называет цвета, форму, величину предметов;
- знает имена близких, знает свою фамилию и имя;
- правильно держит карандаш, рисует линии и простые фигуры;
- нажимает на мелкие кнопки на телефоне или компьютере;
- хорошо чистит зубы, ест ложкой, пользуется расчёской;
- лепит из теста и пластилина;
- произносит около 1000-1500 слов. Составляет простые и сложные предложения из 4-6 слов;
- играет в сюжетные игры, показывает сказки;
- играет с другими детьми.
Временные границы умений условны и могут различаться у детей. Тем не менее, на эти нормы можно ориентироваться, чтобы заметить сильные отставания, требующее корректировки и наблюдения.