Найти в Дзене
Мамины тайны

Нормы времени освоения всех важных умений ребёнка (от 0 до трёх лет)

Оглавление

В первые годы жизни ребёнок приобретает очень много умений. Здесь приведены усреднённые сроки развития. Эта статья не служит цели повысить вашу обеспокоенность развитием малыша. У каждого ребенка эти этапы будут немного отличаться по времени.

Конечно, ребёнок будет осваивать новые навыки, повторяя за взрослыми или другими детьми (старшими братьями и сёстрами). То есть, если вы ни разу не играли в ладушки или не собирали пирамидку, то не стоит ждать быстрого освоения этого навыка от ребёнка.

1 месяц

В первый месяц основные умения малыша — это врождённые рефлексы: хватательный, сосательный и др. На самом деле, уже с рождения малыш много чего умеет. Кроме рефлексов, к концу первого месяца вы можете заметить:

  • малыш начинает вас внимательно слушать;
  • наблюдает за лицами (на расстоянии около 30 см) и яркими игрушками;
  • поворачивает голову на свет и звук;
  • удерживает голову на несколько секунд в положении на животе;
  • узнаёт маму.

2 месяца

В этом возрасте появляется:

  • первая осознанная улыбка;
  • активное гуление и агуканье;
  • ребенок приподнимает и удерживает голову и плечи минуту в положении на животе;
  • различает звуки, особенно отличает голос мамы. Поворачивает голову к источнику звука;
  • наблюдает за игрушками и лицами на расстоянии до 50 см;
  • "синдром оживления" при виде мамы;
  • удерживает погремушку в одной руке на несколько секунд;
  • поворачивается с бока на спинку;
  • осознаёт, что плачем можно позвать маму.

3 месяца

  • переворачивается со спины на бок и обратно;
  • уверенно держит голову и в вертикальном положении, и на животе;
  • узнаёт близких людей (тех, кого часто видит), оживляется при их виде;
  • более внимательно длительное время изучает окружающий мир. Замечает не только движущиеся, но и статичные предметы. Может наблюдать за ними как на ближнем, так и на дальнем расстоянии;
  • первый осознанный смех;
  • различает настроение мамы. Малыш может заплакать на негативные эмоции, а на улыбку и смех — наоборот. Любит, когда ему поют песенки, оживляется, внимательно слушает;
  • начинает изучать окружающий мир на вкус, тянет в рот предметы и свои ручки и ножки;
  • высовывает соску изо рта и пытается взять её обратно в рот.

4 месяца

  • начинает переворачиваться со спины на живот;
  • отличает родителей от других людей, особенно маму;
  • хватает предметы одной рукой и тянет их в рот;
  • появляются новые слоги, активное гуление.
Иногда бывает так, что после 2-3 месяцев ребёнок резко перестаёт гулить, практически замолкает. Зато, к 4-5 месяцам лепет появляется снова. За время "молчания" малыш готовится к более сложным звукам и слогам. В этот период нужно стараться как можно чаще говорить с малышом, при этом он должен видеть вашу артикуляцию.

5 месяцев

  • Отличает "свой-чужой". При появлении "чужого" может испугаться и заплакать;
  • переворачивается со спины на живот и обратно;
  • поднимает голову и плечи, пытается сесть. Сидит с поддержкой;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • различает интонацию взрослых, начинает подражать;

6 месяцев

  • Начинает понимать обращение по имени;
  • сидит без поддержки;
  • встаёт на четвереньки, раскачивается (один из этапов ползания);
  • первые попытки ползать, ползание по-пластунски на небольшие расстояния;
  • проявляет пищевой интерес, ест из ложки;
  • просится на руки, тянет ручки к маме.
-2

7 месяцев

  • Ползает на более длинные расстояния. Многие дети начинают в этом возрасте ползать на четвереньках, а не по-пластунски;
  • встаёт у опоры;
  • простые слоги начинают собираться в слова (например, мама, папа, баба);
  • играет в прятки;
  • берёт игрушки двумя руками, нажимает на кнопки;
  • раскидывает игрушки.
Только на первый взгляд это легко. Для того, чтобы осознанно кинуть предмет (а не уронить), ребёнок должен его сжать в руке, совершить движение рукой, вовремя отпустить предмет, чтобы он как можно дальше полетел. Для малыша это сложный навык, поэтому в ближайшее время ребёнок будет раскидывать всё вокруг.

8 месяцев

  • Самостоятельно садится, ложится, встаёт — меняет положение тела;
  • делает шаги у опоры;
  • уверенно и быстро ползает;
  • "пинцетный захват" - двумя пальцами, указательным и большим, берёт мелкие предметы;
  • узнает родителей по фотографиям;
  • узнает на картинках знакомые предметы и животных;
  • реагирует на запреты (например, может поползти обратно, если вы запрещаете выползать из комнаты);
  • понимает обращённую речь, показывает на знакомые предметы рукой или взглядом (например, когда вы спрашиваете: "Где мячик? Где кошка?");
  • реагирует на музыку, может по-своему танцевать;
  • машет рукой взрослому при встрече и прощании;
  • играет в пирамидку (может пока просто её разбирать, но уже проявляет интерес), катает мячик, машинку;
  • ест твёрдую пищу, самостоятельно откусывает кусочки;
  • пьёт из поильника.

9 месяцев

  • пытается забираться на диван (кровать, стул), а также слезать с него. Вам сейчас важно учить ребёнка это делать правильно и безопасно;
  • открывает шкафчики, дверцы, двери. Достаёт все доступные предметы из ящиков. Вам нужно убрать из нижних ящиков всё опасное или приобрести детские замки и заглушки на розетки;
  • знает части тела: может показать на себе или игрушке, где глаза, рот, ноги и т. д.;
  • выполняет простые поручения "Иди ко мне", "Дай", "Стой" и т. д.
-3

10 месяцев

  • стоит без опоры, пытается делать первые шаги;
  • играет без взрослого полчаса-час;
  • Может собрать простую пирамидку и положить фигурки в сортер;
  • перелистывает странички книжки;
  • сам играет в пальчиковые игры: ладушки, сорока;
  • перекладывает игрушки из одной емкости в другую;
  • собирает предметы обратно в шкаф по просьбе;
  • в речи появляется больше слогов, ребёнок начинает говорить новые простые слова.

11 месяцев

  • Забирается на диван, слезает обратно;
  • пьёт из кружки с поддержкой взрослого;
  • пытается есть самостоятельно;
  • по просьбе поднимает, кладёт, отдаёт предмет;
  • знает название многих предметов, указывает на них рукой или пальцем;
  • знает, во что хочет поиграть, какую книжку хочет почитать. Показывает на этот предмет при вопросе взрослого "Во что будем играть?".

12 месяцев (1 год)

  • Делает первые уверенные шаги. (Кто-то этот навык осваивает и раньше);
  • появляется указательный жест;
  • приседает или наклоняется за игрушкой, самостоятельно встаёт из этого положения;
  • говорит несколько знакомых слов "мама", "папа", "киса" и тд.;
  • по просьбе находит и приносит взрослому нужные предметы;
  • простые ролевые игры: кормит, купает, качает игрушки;
  • помогает в одевании, уверенно даёт нужную руку или ногу;
  • пьёт из трубочки.

15 месяцев (1 год 3 месяца)

  • Узнаёт близких на фотографиях (папу, маму, бабушку и других);
  • скучает по близкому взрослому, переживает в его отсутствие, радуется приходу;
  • развивается речь, много говорит и повторяет за взрослыми, активное звукоподражание;
  • самостоятельно пьёт из кружки или через трубочку;
  • держит ложку и кружку, ест ложкой при помощи взрослых;
  • быстро ходит, пытается бегать;
  • ходит по ступенькам;
  • строит башню из кубиков.

18 месяцев (1 год 6 месяцев)

  • Использует в речи около 30-40 слов;
  • понимает около 300-400 слов;
  • малыш замечает, если сырой или запачкался, просит переодеть;
  • уверенно играет с разными игрушками: собирает пирамидку, строит башни из кубиков, правильно играет с сортером, мячиком, машинками, куклами и т.д.;
  • могут появиться более сложные ролевые игры: катает игрушки в коляске, укладывает спать и т.д.;
  • ест и пьёт самостоятельно;
  • рисует пальчиковыми красками простые линии.
-4

1 год 9 месяцев

  • Перешагивает через препятствия;
  • самостоятельно расчесывается;
  • катает и кидает мяч взрослому, пытается ловить в ответ;
  • одевается сам (что-то простое — шапку, обувь);
  • убирает свои игрушки по местам по просьбе взрослого.

2 года

  • Самостоятельно моет и вытирает руки;
  • пытается чистить зубы;
  • знает и говорит своё имя;
  • бегает, пытается прыгать;
  • различает основные цвета, может сопоставить предмет и цвет в обучающих карточках;
  • залезает на вертикальную лестницу, горку;
  • самостоятельно аккуратно ест, пользуется салфеткой;
  • может надеть более сложную одежду — носочки, кофты без пуговиц, колготки;
  • просится на горшок;
  • использует в речи от 200 до 500 слов. Составляет простые предложения;
  • различает пол, начинает понимать гендерную принадлежность;
  • удерживает равновесие, ходит на цыпочках;
  • уверенно бегает, прыгает на двух ногах;
  • ловит мяч двумя руками;
  • держит карандаш или кисть всей ладошкой, рисует простые линии и фигуры.
-5

3 года

  • Стоит и прыгает на одной ноге;
  • самостоятельно ходит на горшок;
  • самостоятельно надевает одежду с пуговицами, верхнюю одежду, штаны, колготки, перчатки;
  • разучивает песенки и стишки;
  • знает и называет цвета, форму, величину предметов;
  • знает имена близких, знает свою фамилию и имя;
  • правильно держит карандаш, рисует линии и простые фигуры;
  • нажимает на мелкие кнопки на телефоне или компьютере;
  • хорошо чистит зубы, ест ложкой, пользуется расчёской;
  • лепит из теста и пластилина;
  • произносит около 1000-1500 слов. Составляет простые и сложные предложения из 4-6 слов;
  • играет в сюжетные игры, показывает сказки;
  • играет с другими детьми.

Временные границы умений условны и могут различаться у детей. Тем не менее, на эти нормы можно ориентироваться, чтобы заметить сильные отставания, требующее корректировки и наблюдения.

Также читайте мою статью 5 важных таблиц для мам и подписывайтесь на канал Мамины тайны.