Найти в Дзене
КиноНытик

«Забытая мелодия для флейты»: аморальная история от Рязанова в эпоху Перестройки

В середине 1970-х годов Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написал пьесу «Аморальная история», которая успешно шла в нескольких провинциальных театрах. Но до полноценного фильма эта история тогда не доросла.

В период Перестройки в середине 80-х режиссер намеревался взяться за экранизацию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако руководство партии отказало. Тогда Рязанов получил добро на перенос на экран той самой пьесы, фильм получил рабочее название «Лестница».

-2

Сценарий пришлось несколько раз редактировать, слишком неприкрытой там изначально была критика чиновников. Надо сказать, что в итоговом варианте ее тоже заметить несложно.

Главная роль Леонида Семеновича Филимонова в фильме «Забытая мелодия для флейты» адаптировалась в сценарии специально под Леонида Филатова, но к моменту начала съемок актер был еще занят в другой картине.

Эльдар Рязанов нашел выход из ситуации: в сценарии были прописаны гастроли хора из Тамбова по побережью Черного моря. Поэтому режиссер вместе с хором отправился на юг. Там Эльдар Александрович ежедневно наблюдался в больнице, так как у него случился микроинсульт, последствия которого он переносил очень тяжело.

-3

К моменту возвращения в Москву Рязанов уже поправился, хоть и не до конца, к тому же уже освободился Филатов.

Сюжет фильма довольно нетипичен даже для перестроечного времени. С одной стороны, это комедия, но высмеивает она чиновников, которые непонятно чем заняты, заседая в высоких кабинетах. «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем» - эти строки. Спетые в фильме, очень точно описывает первый композиционный слой фильма. С другой стороны, на фоне этого фарса развивается история настоящей любви человека из тех самых чиновников и простой медсестры. Это настоящая драма, которая может разрушить судьбы и карьеры.

-4

Рязанов очень тонко подошел к изображению мира чиновников. Главный герой – чиновник от искусства – человек тонкий, интеллигентный, он – личность. У Леонида Семеновича есть чувство юмора, манеры, у него живая душа, он способен полюбить по-настоящему. Но показанные в фильме жизненные ценности этого класса делают их мир фальшивым, ненастоящим. И каким-то пустым. Как будто все они – персонажи пьесы «Ревизор», показанной в начале фильма.

Роль у Филатова – сложная, его герой – постепенно превращается из чиновника, который живет и работает строго по плану, в человека – он влюбляется в медсестру Лиду. И, как показывают события, его чувство подлинно. Кроме этого, после первого сердечного приступа Филимонов попадает в загробный мир, который Эльдар Рязанов изобразил предельно реалистично.

-5

После этого приступа чиновник Филимонов как бы «просыпается» и влюбляется в свою спасительницу Лиду. Но мир чиновников за долгие годы засосал главного героя. И теперь он пытается разорвать эти сети, ведь даже его супруга – дочь крупного чиновника, который помог карьере Леонида Семеновича.

История аморальна даже не изменой главного героя жене и не постельными сценами (которые предельно скромны по нынешним меркам). Она аморальна тем, что герой Филатова изменил своему классу. Принципам, устоям, нормам.

В итоге режиссер снял фильм без сглаживания острых углов. На экраны фильм вышел в ноябре 1987 года, и вызвал волну обсуждений – очень важные темы поднял режиссер.

Подписаться на канал «КиноНытик»