Найти в Дзене
ПроФэнтези

Роль карты в фэнтези книгах

Оглавление

Чаще всего сюжет в фэнтези разворачивается в вымышленном мире. Когда я открываю такую книгу, то первым делом ищу карту, чтобы получить хотя бы небольшое представление о том, что собираюсь прочитать. Но роль карты этим не ограничивается.

Карта – второе лицо книги

В первую очередь читателей привлекает обложка – и картинка, и название очень важны, чтобы книгу хотя бы открыли. А что потом? Многие листают первые страницы, чтобы оценить авторский стиль. А я бы посоветовал перед этим взглянуть на карту (если она есть), потому что так можно сэкономить время.

По карте сразу видно, насколько творчески автор подошел к созданию мира. Простенькие названия вроде «Северные пустоши» / «Южные пустоши», «Великий океан» / «Великий Западный океан», «Западные пределы», «Болота», «Архипелаг» и т.д. явно намекают, что над сюжетом и персонажами автор тоже поработал не лучшим образом.

Примеры взяты из карты по циклу Джеймса Клеменса «Проклятые и изгнанные» (www.fantlab.ru). Под псевдонимом Джеймс Роллинс этот автор пишет гораздо лучше :)
Примеры взяты из карты по циклу Джеймса Клеменса «Проклятые и изгнанные» (www.fantlab.ru). Под псевдонимом Джеймс Роллинс этот автор пишет гораздо лучше :)

Впрочем, этот способ не универсальный, бывают и исключения. У меня таким исключением стал цикл «Каспар Фрай» (Алекс Орлов). Карта не сулила ничего многообещающего: «Северное море», «Южное море», «Западные земли», «Кочевники», «Ангулемское герцогство» (это название просто взято из истории Франции). Но поскольку цикл мне посоветовали, я все же рискнул и не разочаровался – конечно, мир там простенький, но это компенсируется качественным экшеном.

Карта по книге Алекса Орлова "Меч, дорога и удача" (www.labirint.ru).
Карта по книге Алекса Орлова "Меч, дорога и удача" (www.labirint.ru).

Карты в эпическом фэнтези

В статье об эпическом фэнтези мы уже говорили о том, что этот поджанр отличается очень высокой детализацией мира. Здесь много героев, которые путешествуют по разным странам и континентам. Сложно держать в голове перемещения всех персонажей, и здесь на помощь приходит карта.

Например, читая «Малазанскую книгу павших» (Стивен Эриксон), я уже успел побывать вместе с героями на четырех континентах. Причем если в первой книге события в основном происходят на континенте Генабакис, который более-менее успешно завоевывает малазанская армия, то уже во второй сюжет перемещается на субконтинент Семь городов, где вспыхивает восстание против малазанцев. А спустя пару книг от знакомых персонажей остается всего один, вместе с которым мы оказываемся на континенте Летер, где племена серокожих тисте эдур (местный аналог индейцев) экономически порабощает Летерийское королевство (местный аналог США). Без карт в каждой книге пришлось бы тяжеловато :)

Такие похожие карты...

К сожалению, примеры наподобие Малазана – скорее исключения. Глядя на карту фэнтези-мира, часто можно угадать ее прототип – реальные очертания континентов нашей планеты. Особенно авторы любят дублировать контуры Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Порой даже реальные государства получают своих фэнтези-двойников примерно на том же самом месте. Например, расположенная на полуострове-сапоге империя Эбин в мире Эвиала (Ник Перумов) – это аналог Древнего Рима, а полуостров Кэналлоа в мире Кэртианы (Вера Камша) – Испания и по очертаниям, и по культуре.

Некоторые авторы поступают хитрее, и все равно читатели разгадывают прототипы. Например, Вестерос Джорджа Мартина – это перевернутая Ирландия, к которой сверху приставили Англию. Другой континент, Эссос, сильно напоминает Евразию, а южнее есть еще и Соториос – Африка.

Такое знакомое расположение континентов – еще один бич фэнтези. Посмотрите, например, на Торил – мир игровой и книжной вселенной «Забытые королевства» (Forgotten Realms). Основной континент, Фаэрун (где происходит действие игр Neverwinter Nights, Baldur’s Gate и большинства книг), похож на Евразию, Мастика и Каташанка – явно Америка, Закхара – Африка, Оссе – Австралия.

Карта Торила (www.atlasoficeandfireblog.wordpress.com).
Карта Торила (www.atlasoficeandfireblog.wordpress.com).

Конечно, карта нужна далеко не всегда. Например, читая городское или историческое фэнтези, где сюжет разворачивается в нашем мире (настоящем или прошлом), мы и так примерно сможем представить перемещения героев. Но в остальном – я люблю карты и считаю их отличным дополнением к фэнтези!

Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, что вы думаете насчет карт в книгах фэнтези и какие необычные карты вам встречались :)