После первого дня на World Team Trophy 2021 в Осаке вопрос с оценкой за компоненты стал острее, чем обычно -- ведь в командном турнире итоговые баллы записываются за каждую программу, а не по совокупности короткой и произвольной. Получается, что место, которое занял спортсмен за короткую программу уже влияет на финальную таблицу, поэтому тут очень важно прозрачное судейство и чёткие понятные критерии каждого балла.
Считаю, что два первых места у Ани и Лизы сегодня были абсолютно заслуженные, но хочу докопаться до оценок за компоненты -- наболело.
Давайте рассмотрим составные за компоненты, вспоминая прокаты девушек сегодня.
Мастерство катания (определяется общей чистотой, качеством и уверенностью скольжения по льду)
- Использование глубоких ребер, шагов и поворотов / Равновесие, ритмичная работа колен и точность постановки ноги / Непринужденность скольжения / Разнообразное использование силы, скорости и ускорения / Владение катанием в разных направлениях / Владение скольжением на одной ноге
Если смотреть на лучшую тройку женщин сегодня, то у кого лично вы видите наилучшие упомянутые выше параметры? На мой взгляд в мастерстве катания лидирует Каори Сакамото -- у неё очень глубокие рёбра, она порой будто ложится боком на лёд, не теряя равновесия и закладывая как мотоциклист на повороте, у неё очень мягкое пружинистое колено не только на приземлении прыжков, но и на исполнении шагов и спиралей.
У Ани конёк немного жёстче и прямее. И хоть сложность её программ превышает сложность Каори, но если не привязывать оценку за мастерство катания к сложности, то Каори должна в этом параметре Аню немного обходить. Однако мы видим такие оценки (из 10 возможных):
Аня: 9.25
Каори: 9.15
Это копейки, но баллы есть баллы, и хотелось бы понимать, по какому принципу судья обучены их проставлять. Если кому интересно, то Лиза за мастерство катания получила 8.80. Обе американки по 8.40, а Рика Кихира -- 8.90. Кто-то может понять, почему? Чем американки хуже скользят, чем Лиза, и что именно в скольжении Рики судьям показалось лучше, чем в скольжении Лизы? Идём дальше.
Переходы (разнообразное и целенаправленное использование сложной работы ног, позиций, движений и хватов, связывающих все элементы)
- Непрерывность движений от одного элемента к другому / Разнообразие (включая разнообразие хватов в спортивных танцах) / Сложность / Качество
Если предыдущий параметр отвечал за то, как ты в принципе стоишь на коньках, то этот отвечает за постановку. Поставили тебе сложные шаги и спирали между прыжками -- отлично, катишь от прыжка к прыжку подсечками -- плохо. Учитывая, что по компонентам ближе всех к нашей Ане приблизилась Каори, сравним их ещё раз.
Аня: 9.20
Каори: 8.70
Здесь надо сказать спасибо Даниилу Марковичу, в его программах, как говорится, "ни слова в простоте". Понимая важность наполненности программы, постановки в "Хрустальном" напичканы разнообразными шагами и движениями, которые идут друг за другом, перетекают один из другого и логически связывают рисунок танца. По этому параметру Аня и должна быть первая. А вот у японок эта оценка чуть выше, чем у Лизы и американки Тэннел. Хотя программа Тэннел немного сложнее и продуманнее, чем у Лизы, хоть и сильно легче по технике. А качество переходов у Рики и Сакомото, на мой взгляд, не выглядит одинаковыми, хотя судья их оценили именно так. Почему? Идём дальше.
Представление (вовлечение спортсменов физически, эмоционально и интеллектуально в то время как они отражают намерения музыки и композиции).
- Физическая, эмоциональная и интеллектуальная «вовлеченность» / Умение «подать себя» аудитории / Осанка и четкость движений / Разнообразие и контрастность движений и энергии / Индивидуальность, личностность
Понятно, что Анна в этом параметре должна быть выше остальных. Но почему Тэннел в одних баллах с Кихирой? У Рики есть свои плюсы, но её катание одно из самых отстранённых и безэмоциональных на турнире. Мне очень нравились обе её прошлогодние программы, а колесо этого сезона так вообще жду как дитя мороженного, но по всем пунктам в "представлении" Тэннел должна быть выше Рики.
Anna SHCHERBAKOVA 9,50
Elizaveta TUKTAMYSHEVA 8,90
Kaori SAKAMOTO 9,05
Rika KIHIRA 8,55
Bradie TENNELL 8,55
Композиция (интеллектуально осмысленное и/или оригинальное оформление всех типов движений в соответствии с принципами музыкальной фразы, пространства, рисунка и структуры)
- Цель (идея, концепция, видение, настроение) / Рисунок программы и использование ледовой площадки / Многомерное использование пространства и конструкции движений / Фраза и форма (движения и рисунок должны отражать музыкальные фрагменты) / Оригинальность композиции
Весьма витиевато, но основная мысль понятна -- пляшем не абы что, а показываем концептуальную идею. Тут есть место манипуляции, ибо судья всегда может заявить, что идею не уловил и вообще -- что это было? За оригинальность композиции я бы дала золото французу за его Дарта Вейдера, кстати. А если говорить о девочках, то результаты у них такие:
Anna SHCHERBAKOVA 9,50
Elizaveta TUKTAMYSHEVA 8,65
Kaori SAKAMOTO 9,00
Rika KIHIRA 8,90
Bradie TENNELL 8,55
Получается, что идею Рики и Каори судья уловили хорошо, а Лизы с Тэннел -- хуже? Возможно, дело в яркости -- у Рики действительно была задумка про огонь, экспрессию, гром и молнию, а у Лизы с Тэннел более нейтральные танцевальные прокаты. Аня явно катала про меланхолию и тоску, но про что катала Каори? Не понятно.
И, наконец, интерпретация (творческая передача ритма, характера и содержания музыки в движения на льду).
- Движения и шаги в соответствии с музыкой (музыкальность) / Выражение характера музыки/чувства и ритма / Использование тонких оттенков в отражении деталей и нюансов музыки / Использование тонких оттенков
Тут хочу отметить, что самое продуманная передача музыки мне показалась у Тэннел и Каори. У Рики тоже были прописаны движения и повороты в такт и акценты. У Ани, в виду особенности музыки, акценты были не так очевидны, но они тоже есть -- например, первый аксель и дорожка шагов. У Лизы программа довольно ровная, но все движения выглядят органичными в музыкальном сопровождении, нет ощущения, что катание отдельно, а музыка отдельно. Однако, судья просто будто неглядя рисуют Ане самый высокий балл за хороший прокат, без учёта нюансов именно в интерпретации.
Anna SHCHERBAKOVA 9,50
Elizaveta TUKTAMYSHEVA 8,85
Kaori SAKAMOTO 8,90
Rika KIHIRA 8,75
Bradie TENNELL 8,60
Почему Тэннел проигрывает в этом параметре почти балл Ане -- я понять не могу. Да, Тэннел слаба в технике и страдает хроническими недокрутами, но на то и существует техническая оценка. Зачем ей занижать оценки в том, в чём она сильна? Она и так должна проигрывать лидерам, но она должна проигрывать честно.
Как видите, оценки за компоненты -- это просто тёмный лес, поле для манипуляций и, на мой взгляд, должны быть кардинально пересмотрены, как кривая система 6.0 в своё время. Сейчас оценки за компоненты частенько не логичны, часто привязываются к технике или к заслуженности фигуриста, а порой приводят к довольно спорным победам или проигрышам.
Хочу надеется, что мы доживём до момента, когда вторую оценку подвергнут ревизии и сделают более чёткой, адекватной и понятной всем.
*******************************************************************************
Дорогие читатели! Прошу вас воздержаться от оскорблений спортсменов, тренеров, а также других участников в комментариях. Сообщения, содержащие обсуждение личностей спортсменов, их внешности, национальности, а также флуд и агрессивную лексику, будут удаляться. Спасибо за понимание)