Найти в Дзене
Navygaming Channel

Проекты 61М и 61МП- "ударное" развитие проекта "поющих фрегатов"

Рассмотрев предыдущей публикации некоторые особенности и отличия кораблей проекта 61 друг от друга, мы получили большое количество вопросов о том, что ряд дальнейших модернизаций и усовершенствований кораблей данного проекта было оставлено без внимание. Да, все правильно, в той публикации мы хотели показать только некоторые наиболее характерные отличия кораблей, причем именно в рамках базового проекта. Однако, как было правильно замечено нашими читателями, корабли проекта 61 оказались настолько удачными и обладали большим потенциалом к дальнейшим модернизациям, что в ходе службы значительно меняли как свой облик, так и боевые возможности. И одним из наиболее многочисленных и существенных модернизаций кораблей типа "Комсомолец Украины" (пр.61) стала их модернизация по проекту 61М/61МП.

При рассмотрении боевых возможностей кораблей пр.61 уже отмечалось, что отсутствие на них ударного ракетного оружия существенно ограничивало сферу применения таких кораблей. Логическим решением предложений по улучшению боевых возможностей новых СКР (БПК) стал разработан­ный Северным ПКБ проект 61М, который позволял кардинально решить возникшую "проблему". В данном случае речь шла о том, чтобы при модернизации кораблей оснастить БПК ударным комплексом П-15М в составе четырех противокорабель­ных крылатых ракет (ПКР) П-15М, четырех пус­ковых установок КТ-15М-БРК с системой управле­ния стрельбой «Коралл-НК», заменой обеих РБУ-1000 на четыре 30-мм автомата АК-630М, новой ГАС «Пла­тина» с подкильной и буксируемой антеннами, а также увеличении автономности по запасам прови­зии до 25 суток.

Сторожевой корабль "Сдержанный"
Сторожевой корабль "Сдержанный"

Первым кораблем получившим такой ударный ракетный комплекс стал "Сдержанный" (заводской номер С-1715), заложенный на ССЗ им.61 коммунара в Николаеве в марте 1971 года. Интересно, что этот корабль сразу стал достраиваться уже по новому проекту (стал единственным из 20 кораблей проекта, который достраивался по существенно измененному проекту) и вошел в строй в декабре 1973 года с противокорабельными ракетами П-15М.

Примечание: ПКР П-15М имела нормальную аэродинамическую схему со среднерасположенным трапециевидным крылом. Крыло - малого удлинения, с большой стреловидностью по передней кромке. В задней части ракеты - верхнерасполо­женный киль и цельноповоротные рули высоты, а снизу подвешивался стартовый пороховой ускори­тель. Ракета оснащалась маршевым жидкостным ре­активным двигателем и фугасно-кумулятивной БЧ (4Г-15). Головка самонаведения - радио­локационная или тепловая («Снегирь»).

Для справки: Ракета «Термит» и весь комплекс были приняты на вооружение в 1971-1972 годах. Длина ракеты - 6665 мм, общий вес - 2523 кг, вес боевой части - 480 кг (или 15 кт с ядерной БЧ), вес взрывчатого вещества - 375 кг. Скорость полета ракеты - 320 м/с, дальность от 8 до 80 км. Маршевая высота полета - 25 или 50 м, со снижением при подходе к цели до 2,5 м над уровнем моря. Ракета диаметром 780 мм имела скла­дывающиеся крылья с размахом 2500 мм. Ускоритель (РДТТ) развивал тягу в 29 т, а маршевый двига­тель - 1217 т при старте и 515 т в полете.
Пусковые установки КТ-15М-БРК противокорабельного ракетного комплекса "Термит" на БПК "Сдержанный"
Пусковые установки КТ-15М-БРК противокорабельного ракетного комплекса "Термит" на БПК "Сдержанный"

Наряду с этим, установка на борту двух скорост­рельных 30-мм артиллерийских комплексов АК-630М повышала возможности противоракетной обороны. Последнее обсто­ятельство по мере совершенствования средств ве­дения войны на море и развития противокорабельных ракет стало приоб­ретать все большее значение.

Примечание: АК-630М (А-213) в составе четы­рех шестиствольных автоматизированных установок АК-630М и двух станций управления огнем MP -123 «Вымпел-М». Комплекс разработан в 1974 г. (соб­ственно автомат - конструкторами КБП В. П. Гря­зевым и А. Г. Шипуновым) под руководством глав­ного конструктора М. С. Кнебельмана и предназна­чался для ближней самообороны корабля и унич­тожения средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов, противокорабельных ракет), скоростных малоразмерных морских надводных целей, плаваю­щих мин. В конструкции установки использован зенитный автомат АО-18 с вращающимся револьверным блоком из шести стволов и автономным жидкостным ох­лаждением. Вращение блока обеспечивается энергией пороховых газов, отводимых поочередно от каждого ствола.

Пусковые установки ПКР комплекса "Термит" и 30-мм АУ АК-630 на БПК "Сдержанный", 1995 год
Пусковые установки ПКР комплекса "Термит" и 30-мм АУ АК-630 на БПК "Сдержанный", 1995 год
Заряжание артустановки - ленточное, с прямоугольным магазином. Управление - дистанционное, автоматическое от РЛС управления MP -123 «Вымпел-М» или автономным кольцевым прицелом «Ко­лонка». Точность стрельбы артустановки относитель­но невысока и во многом зависит от удаления РЛС управления огнем от оси стрельбы блока стволов.
В качестве боеприпасов применяются осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 (масса 0,386 кг) и осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 (масса 0,384 кг), снабженный взрывателем А-498К. Масса взрывчатого вещества в первом типе снаря­да - 0,0116 кг, во втором - 0,049 кг. Самоликвидатор срабатывает через 16 с на дистанции 5000 м. Следует также отметить высокую скорость авто­матического наведения артустановки: по верти­кали - 50 град/с и по горизонтали - 70 град/с.

Корабль также оснащался системой управления вооружением корабля «Пульт-61М» и системой сов­местного использования оружия «Блокировка-61М». РБУ-1000 упразднялись. Штатная численность экипажа БПК проекта 61М/МП возросла до 320 человек, включая 29 офи­церов, 42 мичманов и 249 матросов. Запас топлива (марка ДС) увеличивался до 950 т. При этом дальность плавания также возросла. Так, для «Сдержанного» при следовании оперативно-эко­номическим 18-узловым ходом на сдаточных испы­таниях вместо расчетных 4000 она составила 4640 миль (для «Комсомольца Украины» этот показатель составлял 3500 миль). Запасы провизии увеличивались до 21 т, позволив довести автоном­ность модернизированный кораблей до 25 суток.

Модернизированные БПК оснащались гидроло­кационными комплексами «Платина» в составе подкильной станции и буксируемой антенны. Для раз­мещения на борту новых систем потребовались но­вые объемы и площади, для чего конструкторам пришлось пойти на увеличение длины на 2,3 метра. Согласно отработанной, в частности, на Николаев­ском судостроительном заводе им. 61 коммунара тех­нологии, у стоявшего в плавдоке БПК просто от­резалась старая кормовая оконечность и взамен приваривалась новая. Очень интересный подход!!

СКР "Сдержанный", 1998 год
СКР "Сдержанный", 1998 год
Примечание: Гидроакустический комплекс вто­рого поколения МГК-335 «Платина» принят на во­оружение в 1975 году. Дальность обнаружения в режиме эхопеленгования - 25-30 км, а в режиме шумопеленгования - 4-6 км. Мертвая зона составляла 1,5-2,0 км, а дальность обнаружения торпеды - 3,0 км. Буксируемая антенна ГАС размерами 1x1 м имела сектор обзора ±130°. Накопление сигнала шло по пяти частотам, средняя ошибка в определе­нии координат подводной цели не превышала 2 градуса по пеленгу и 1,5% по дальности. Комплекс выполнял также задачи звукоподводной связи. Вследствие размещения МГК-335 «Платина» ВПП на модернизиро­ванных кораблях приподнималась над верхней палубой

Корабль комплектовался также системой госопознавания «Свой-чужой» (четыре станций запроса «Никель-КМ» и две станции ответа «Хром КМ»), системой выда­чи текущих координат МПЦ-315 (так в источнике, вероятно имеется ввиду МПП-315), ги­рокомпасом «Курс-3», магнитным компасом УКМ-М-3, эхолотом НЭЛ-5, лагом МГЛ-50М, автопрокладчи­ком АП-4м, радиопеленгатором АРП-50р, станциями РТР «Залив», станциями РЭБ «Краб-11» и «Краб-12» и системой обеспе­чения совместного плавания «Огонь-50-1», ГАС звукоподводной связи и опознавания МГ-26 «Хоста» и станцией приема сигналов от радиобуев МГ-409П. Все модернизируемые корабли ос­нащались двумя навигационными РЛС «Волга» с приставкой «Пальма».

Но не один "Сдержанный" оказался таким "уникальным", из числа ранее построенных кораблей еще пять БПК были модерни­зированы по проекту 61 МП (то есть "Пе­реоборудование" по проекту 61М). Из них на ССЗ им. А.Жданова в Ленин­граде (3): «Огневой» (1973 г.), «Смы­шленый» (1974 г.) и «Славный» (1975 г.); на ССЗ им. 61 коммунара в Николаеве (2): «Смелый» (1975 г.) и «Стройный» (1980 г.).

Большой противолодочный корабль "Стройный" уже после модернизации, 1985 год
Большой противолодочный корабль "Стройный" уже после модернизации, 1985 год

Для справки: БПК "Стройный" был поставлен на модернизацию в тот же период (в конце 1975 года), что и его "систершипы", однако в первую очередь корабль прошел средний ремонт, а уже потом модернизацию, по этой причине он последним вернулся в строй, причем через длительный период времени (почти 5 лет)

Интересно, что мо­дернизируемым по проекту 61 МП кораблям были присвоены новые заводские номера заказов: С-111 (бывший С-751), С-112 (бывший С-1708) и С-113 (бывший С-754) Предположительно, БПК «Смелый» после модернизации был присвоен номер заказа С-114 (бывший С-1711), а «Стройный» - С-115.

Но и в этом случае корабли не потеряли "индивидуальность" в внешне перечисленные БПК имели некоторые различия между собой. Например, на «Огневом» ввиду отсутствия контрагентских поставок некоторое время остава­лись обе прежние РЛС МР-300, за­мененные позднее, в период очеред­ного ремонта, на МР-310 и МР-500. «Славный» отличался от других наличием на тыльной кромке фок-мачты специальной экранирующей решетки, а «Смелый» - наличием на носовом антенном посту «Ятаган» до­полнительной антенны. Имелись также и другие незначительные внешние отличия кораблей друг от друга.

Новое вооружение не могло отразиться и на классификации боевых единиц. Корабли проектов 61М и 61 МП в составе ВМФ СССР с 28 июня 1977 г. классифицировались, как большие ра­кетные корабли (БРК), с 1 октября 1980 г. - вновь как БПК, а с января 1992 г. - СКР. Каждый из этих кораблей после проведенной модернизации прослужил 10-15 лет в составе флота. Например, "первенец" "Сдержанный" так вообще почти 30 лет находился в строю, имеет вымпел Министра обороны СССР "За мужество и доблесть", полученный за обеспечение разминирования Суэцкого канала (1974 г.), был "лучшим по ракетной подготовке" (1985 г.), неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.

Вот только некоторые страницы из боевой биографии этих удивительных кораблей:

Сторожевой корабль "Огневой" после модернизации проходит испытания, 1972 год
Сторожевой корабль "Огневой" после модернизации проходит испытания, 1972 год

"Огневой" - на боевой службе в Средиземном море с августа по ноябрь 1983 года осуществлял слежение за АУГ ВМС США с атомным АВ "Д.Эйзенхауэр", затем - за АВ "Индепенденс";

Большой противолодочный корабль "Славный" на Неве, 1988 год
Большой противолодочный корабль "Славный" на Неве, 1988 год

"Славный" - в 1978 году в составе отряда кораблей вышел на боевую службу в район Карибского и Средиземного морей. 11-17 сентября участвовал в совместных учениях с ВМС Кубы с высадкой десанта и ракетными стрельбами. Печальный факт - 31 декабря 1991 года после расформирования экипажа корабль затонул у причала в Балтийске;

Большой противолодочный корабль "Смелый" в Лиепае - передача корабля в состав ВМС ПНР, январь 1988 года
Большой противолодочный корабль "Смелый" в Лиепае - передача корабля в состав ВМС ПНР, январь 1988 года

"Смелый" - в апреле 1978 года в составе боевых кораблей посетил п.Алжир. Во время службы неоднократно обнаруживал гидроакустикой иностранные ПЛ и осуществлял слежение за АУГ вероятного противника. По длительности поддержания гидроакустического контакта с ПЛАРБ вероятного противника "Смелый" был объявлен лучшим кораблей 5-й ОПЭСК. В 1978 году в условиях открытого моря пытались осуществить замену вышедшего из строя ГТГ № 2, даже приняли на палубу новый ГТГ доставленный из Севастополя. Задача оказалась невыполнимой, ГТГ перегрузили на попутный транспорт и отправили обратно.

Большой ракетный корабль "Смышленый" принимает топливо с танкера "Борис Чиликин", осень 1979 года
Большой ракетный корабль "Смышленый" принимает топливо с танкера "Борис Чиликин", осень 1979 года

"Смышленный" - Принимал участие в учениях "Крым-76", "Север-81". 8 октября 1977 года вместе с ТАКР "КИев" успешно выполнил плановую ракетную стрельбу ударным комплексом. С 10 по 14 мая 1978 года вместе с крейсеров "Мурманск" посетил п.Бордо, в сентябре выполнял задачи по слежению за ОВМС НАТО на учении "Нозен Веддин-78".

Французский фрегат Commandant Ducuing, советский танкер и большой  противолодочный корабль "Стройный" в заливе Мерса-матрух у берегов Ливии  и Египта
Французский фрегат Commandant Ducuing, советский танкер и большой противолодочный корабль "Стройный" в заливе Мерса-матрух у берегов Ливии и Египта

"Стройный" - принимал участие в учениях "Свер-81", "Океан-83". 28 августа по 26 сентября вместе с ЭМ "Современный" осуществлял слежение за кораблями ОВМС НАТО на учениях "Тим Уорк-88". Неоднократно выходил на боевую службу в Средиземное море и Атлантику.

Друзья, мы не стали подробно перечислять где и как несли службу данные корабли, выделили только несколько отдельных деталей из их биографий. На эту тему написано не мало книг, а главное среди нас есть люди, которые участвовали в тех событиях в составе экипажей этих кораблей, пусть лучше они сами об этом расскажут.

Большой противолодочный корабль "Славный" в Балтийске, июль 1987 года
Большой противолодочный корабль "Славный" в Балтийске, июль 1987 года

Надеюсь этой публикаций мы сняли некоторые вопросы по теме отличительных черт и особенностей кораблей пр.61, и не вызвали шквал критики за свою некомпетентность, сразу просим снисхождения с "мазутам береговым", ))). Нам интересно вспомнить эти красивые корабли и разобраться с их некоторыми особенностями. Нам также интересны ваши комментарии и дополнения по поднятой теме. Однако на этом мы не закончили - ведь были и другие модернизации, каждая из которых меняла корабль.

Будем признательны за комментарии и дополнения , особенно от тех читателей, которые служили на кораблях проекта 61. Спасибо.

Источники: Апальков, Ю. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. Том III. Противолодочные корабли. Часть I. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли/Ю.В.Апальков. — СПб: «Галея Принт», 2005. - 124с.; Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — Серия «Морская коллекция», 1991, № 1. — 32 с.; Заболоцкий, В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61/ В.П.Заболоцкий, В.В.Костиченко — М. : Военная книга, 2005. — 192 с.