Рассмотрев предыдущей публикации некоторые особенности и отличия кораблей проекта 61 друг от друга, мы получили большое количество вопросов о том, что ряд дальнейших модернизаций и усовершенствований кораблей данного проекта было оставлено без внимание. Да, все правильно, в той публикации мы хотели показать только некоторые наиболее характерные отличия кораблей, причем именно в рамках базового проекта. Однако, как было правильно замечено нашими читателями, корабли проекта 61 оказались настолько удачными и обладали большим потенциалом к дальнейшим модернизациям, что в ходе службы значительно меняли как свой облик, так и боевые возможности. И одним из наиболее многочисленных и существенных модернизаций кораблей типа "Комсомолец Украины" (пр.61) стала их модернизация по проекту 61М/61МП.
При рассмотрении боевых возможностей кораблей пр.61 уже отмечалось, что отсутствие на них ударного ракетного оружия существенно ограничивало сферу применения таких кораблей. Логическим решением предложений по улучшению боевых возможностей новых СКР (БПК) стал разработанный Северным ПКБ проект 61М, который позволял кардинально решить возникшую "проблему". В данном случае речь шла о том, чтобы при модернизации кораблей оснастить БПК ударным комплексом П-15М в составе четырех противокорабельных крылатых ракет (ПКР) П-15М, четырех пусковых установок КТ-15М-БРК с системой управления стрельбой «Коралл-НК», заменой обеих РБУ-1000 на четыре 30-мм автомата АК-630М, новой ГАС «Платина» с подкильной и буксируемой антеннами, а также увеличении автономности по запасам провизии до 25 суток.
Первым кораблем получившим такой ударный ракетный комплекс стал "Сдержанный" (заводской номер С-1715), заложенный на ССЗ им.61 коммунара в Николаеве в марте 1971 года. Интересно, что этот корабль сразу стал достраиваться уже по новому проекту (стал единственным из 20 кораблей проекта, который достраивался по существенно измененному проекту) и вошел в строй в декабре 1973 года с противокорабельными ракетами П-15М.
Примечание: ПКР П-15М имела нормальную аэродинамическую схему со среднерасположенным трапециевидным крылом. Крыло - малого удлинения, с большой стреловидностью по передней кромке. В задней части ракеты - верхнерасположенный киль и цельноповоротные рули высоты, а снизу подвешивался стартовый пороховой ускоритель. Ракета оснащалась маршевым жидкостным реактивным двигателем и фугасно-кумулятивной БЧ (4Г-15). Головка самонаведения - радиолокационная или тепловая («Снегирь»).
Для справки: Ракета «Термит» и весь комплекс были приняты на вооружение в 1971-1972 годах. Длина ракеты - 6665 мм, общий вес - 2523 кг, вес боевой части - 480 кг (или 15 кт с ядерной БЧ), вес взрывчатого вещества - 375 кг. Скорость полета ракеты - 320 м/с, дальность от 8 до 80 км. Маршевая высота полета - 25 или 50 м, со снижением при подходе к цели до 2,5 м над уровнем моря. Ракета диаметром 780 мм имела складывающиеся крылья с размахом 2500 мм. Ускоритель (РДТТ) развивал тягу в 29 т, а маршевый двигатель - 1217 т при старте и 515 т в полете.
Наряду с этим, установка на борту двух скорострельных 30-мм артиллерийских комплексов АК-630М повышала возможности противоракетной обороны. Последнее обстоятельство по мере совершенствования средств ведения войны на море и развития противокорабельных ракет стало приобретать все большее значение.
Примечание: АК-630М (А-213) в составе четырех шестиствольных автоматизированных установок АК-630М и двух станций управления огнем MP -123 «Вымпел-М». Комплекс разработан в 1974 г. (собственно автомат - конструкторами КБП В. П. Грязевым и А. Г. Шипуновым) под руководством главного конструктора М. С. Кнебельмана и предназначался для ближней самообороны корабля и уничтожения средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов, противокорабельных ракет), скоростных малоразмерных морских надводных целей, плавающих мин. В конструкции установки использован зенитный автомат АО-18 с вращающимся револьверным блоком из шести стволов и автономным жидкостным охлаждением. Вращение блока обеспечивается энергией пороховых газов, отводимых поочередно от каждого ствола.
Заряжание артустановки - ленточное, с прямоугольным магазином. Управление - дистанционное, автоматическое от РЛС управления MP -123 «Вымпел-М» или автономным кольцевым прицелом «Колонка». Точность стрельбы артустановки относительно невысока и во многом зависит от удаления РЛС управления огнем от оси стрельбы блока стволов.
В качестве боеприпасов применяются осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 (масса 0,386 кг) и осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 (масса 0,384 кг), снабженный взрывателем А-498К. Масса взрывчатого вещества в первом типе снаряда - 0,0116 кг, во втором - 0,049 кг. Самоликвидатор срабатывает через 16 с на дистанции 5000 м. Следует также отметить высокую скорость автоматического наведения артустановки: по вертикали - 50 град/с и по горизонтали - 70 град/с.
Корабль также оснащался системой управления вооружением корабля «Пульт-61М» и системой совместного использования оружия «Блокировка-61М». РБУ-1000 упразднялись. Штатная численность экипажа БПК проекта 61М/МП возросла до 320 человек, включая 29 офицеров, 42 мичманов и 249 матросов. Запас топлива (марка ДС) увеличивался до 950 т. При этом дальность плавания также возросла. Так, для «Сдержанного» при следовании оперативно-экономическим 18-узловым ходом на сдаточных испытаниях вместо расчетных 4000 она составила 4640 миль (для «Комсомольца Украины» этот показатель составлял 3500 миль). Запасы провизии увеличивались до 21 т, позволив довести автономность модернизированный кораблей до 25 суток.
Модернизированные БПК оснащались гидролокационными комплексами «Платина» в составе подкильной станции и буксируемой антенны. Для размещения на борту новых систем потребовались новые объемы и площади, для чего конструкторам пришлось пойти на увеличение длины на 2,3 метра. Согласно отработанной, в частности, на Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара технологии, у стоявшего в плавдоке БПК просто отрезалась старая кормовая оконечность и взамен приваривалась новая. Очень интересный подход!!
Примечание: Гидроакустический комплекс второго поколения МГК-335 «Платина» принят на вооружение в 1975 году. Дальность обнаружения в режиме эхопеленгования - 25-30 км, а в режиме шумопеленгования - 4-6 км. Мертвая зона составляла 1,5-2,0 км, а дальность обнаружения торпеды - 3,0 км. Буксируемая антенна ГАС размерами 1x1 м имела сектор обзора ±130°. Накопление сигнала шло по пяти частотам, средняя ошибка в определении координат подводной цели не превышала 2 градуса по пеленгу и 1,5% по дальности. Комплекс выполнял также задачи звукоподводной связи. Вследствие размещения МГК-335 «Платина» ВПП на модернизированных кораблях приподнималась над верхней палубой
Корабль комплектовался также системой госопознавания «Свой-чужой» (четыре станций запроса «Никель-КМ» и две станции ответа «Хром КМ»), системой выдачи текущих координат МПЦ-315 (так в источнике, вероятно имеется ввиду МПП-315), гирокомпасом «Курс-3», магнитным компасом УКМ-М-3, эхолотом НЭЛ-5, лагом МГЛ-50М, автопрокладчиком АП-4м, радиопеленгатором АРП-50р, станциями РТР «Залив», станциями РЭБ «Краб-11» и «Краб-12» и системой обеспечения совместного плавания «Огонь-50-1», ГАС звукоподводной связи и опознавания МГ-26 «Хоста» и станцией приема сигналов от радиобуев МГ-409П. Все модернизируемые корабли оснащались двумя навигационными РЛС «Волга» с приставкой «Пальма».
Но не один "Сдержанный" оказался таким "уникальным", из числа ранее построенных кораблей еще пять БПК были модернизированы по проекту 61 МП (то есть "Переоборудование" по проекту 61М). Из них на ССЗ им. А.Жданова в Ленинграде (3): «Огневой» (1973 г.), «Смышленый» (1974 г.) и «Славный» (1975 г.); на ССЗ им. 61 коммунара в Николаеве (2): «Смелый» (1975 г.) и «Стройный» (1980 г.).
Для справки: БПК "Стройный" был поставлен на модернизацию в тот же период (в конце 1975 года), что и его "систершипы", однако в первую очередь корабль прошел средний ремонт, а уже потом модернизацию, по этой причине он последним вернулся в строй, причем через длительный период времени (почти 5 лет)
Интересно, что модернизируемым по проекту 61 МП кораблям были присвоены новые заводские номера заказов: С-111 (бывший С-751), С-112 (бывший С-1708) и С-113 (бывший С-754) Предположительно, БПК «Смелый» после модернизации был присвоен номер заказа С-114 (бывший С-1711), а «Стройный» - С-115.
Но и в этом случае корабли не потеряли "индивидуальность" в внешне перечисленные БПК имели некоторые различия между собой. Например, на «Огневом» ввиду отсутствия контрагентских поставок некоторое время оставались обе прежние РЛС МР-300, замененные позднее, в период очередного ремонта, на МР-310 и МР-500. «Славный» отличался от других наличием на тыльной кромке фок-мачты специальной экранирующей решетки, а «Смелый» - наличием на носовом антенном посту «Ятаган» дополнительной антенны. Имелись также и другие незначительные внешние отличия кораблей друг от друга.
Новое вооружение не могло отразиться и на классификации боевых единиц. Корабли проектов 61М и 61 МП в составе ВМФ СССР с 28 июня 1977 г. классифицировались, как большие ракетные корабли (БРК), с 1 октября 1980 г. - вновь как БПК, а с января 1992 г. - СКР. Каждый из этих кораблей после проведенной модернизации прослужил 10-15 лет в составе флота. Например, "первенец" "Сдержанный" так вообще почти 30 лет находился в строю, имеет вымпел Министра обороны СССР "За мужество и доблесть", полученный за обеспечение разминирования Суэцкого канала (1974 г.), был "лучшим по ракетной подготовке" (1985 г.), неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.
Вот только некоторые страницы из боевой биографии этих удивительных кораблей:
"Огневой" - на боевой службе в Средиземном море с августа по ноябрь 1983 года осуществлял слежение за АУГ ВМС США с атомным АВ "Д.Эйзенхауэр", затем - за АВ "Индепенденс";
"Славный" - в 1978 году в составе отряда кораблей вышел на боевую службу в район Карибского и Средиземного морей. 11-17 сентября участвовал в совместных учениях с ВМС Кубы с высадкой десанта и ракетными стрельбами. Печальный факт - 31 декабря 1991 года после расформирования экипажа корабль затонул у причала в Балтийске;
"Смелый" - в апреле 1978 года в составе боевых кораблей посетил п.Алжир. Во время службы неоднократно обнаруживал гидроакустикой иностранные ПЛ и осуществлял слежение за АУГ вероятного противника. По длительности поддержания гидроакустического контакта с ПЛАРБ вероятного противника "Смелый" был объявлен лучшим кораблей 5-й ОПЭСК. В 1978 году в условиях открытого моря пытались осуществить замену вышедшего из строя ГТГ № 2, даже приняли на палубу новый ГТГ доставленный из Севастополя. Задача оказалась невыполнимой, ГТГ перегрузили на попутный транспорт и отправили обратно.
"Смышленный" - Принимал участие в учениях "Крым-76", "Север-81". 8 октября 1977 года вместе с ТАКР "КИев" успешно выполнил плановую ракетную стрельбу ударным комплексом. С 10 по 14 мая 1978 года вместе с крейсеров "Мурманск" посетил п.Бордо, в сентябре выполнял задачи по слежению за ОВМС НАТО на учении "Нозен Веддин-78".
"Стройный" - принимал участие в учениях "Свер-81", "Океан-83". 28 августа по 26 сентября вместе с ЭМ "Современный" осуществлял слежение за кораблями ОВМС НАТО на учениях "Тим Уорк-88". Неоднократно выходил на боевую службу в Средиземное море и Атлантику.
Друзья, мы не стали подробно перечислять где и как несли службу данные корабли, выделили только несколько отдельных деталей из их биографий. На эту тему написано не мало книг, а главное среди нас есть люди, которые участвовали в тех событиях в составе экипажей этих кораблей, пусть лучше они сами об этом расскажут.
Надеюсь этой публикаций мы сняли некоторые вопросы по теме отличительных черт и особенностей кораблей пр.61, и не вызвали шквал критики за свою некомпетентность, сразу просим снисхождения с "мазутам береговым", ))). Нам интересно вспомнить эти красивые корабли и разобраться с их некоторыми особенностями. Нам также интересны ваши комментарии и дополнения по поднятой теме. Однако на этом мы не закончили - ведь были и другие модернизации, каждая из которых меняла корабль.
Будем признательны за комментарии и дополнения , особенно от тех читателей, которые служили на кораблях проекта 61. Спасибо.
Источники: Апальков, Ю. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. Том III. Противолодочные корабли. Часть I. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли/Ю.В.Апальков. — СПб: «Галея Принт», 2005. - 124с.; Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — Серия «Морская коллекция», 1991, № 1. — 32 с.; Заболоцкий, В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61/ В.П.Заболоцкий, В.В.Костиченко — М. : Военная книга, 2005. — 192 с.