Удивительные дела происходят в нашем мире и гений может появится на свет, где угодно.
В семье хвалынского сапожника из Саратовской губернии и полуграмотной, бывшей крепостной крестьянки рождается мальчик. Отец доволен! Его дело не погибнет, его продолжит сын!
Знал ли тогда, в 1878 году, сапожных дел мастер Сергей Федорович Петров-Водкин, что его добрая жена Анна Пантелеевна качает в колыбели будущего гениального художника? Вероятно, он об этом даже не задумывался.
Несмотря на то, что Анна Пантелеевна образования не имела, обладала она прирожденной мудростью. Была хорошей, домовитой хозяйкой, каждой мелочи находила применение и ничего попусту не выбрасывала. Именно от матери унаследовал Кузьма Сергеевич ненависть к лени и пустому времяпрепровождению.
Отец художника был сапожником высшего класса. Сапоги, которые он делал отличались удобством и много лет служили своим хозяевам. Есть такое понятие в сапожном деле, называется ФОРС - это звук, который получается от трения стельки об подошву. Так вот форс у сапог Сергея Федоровича был не простой, а музыкальный.
Шло время, маленький Кузьма подрос. Как и полагается мальчик отправился в школу... Его интересовала живопись, но признаться друзьям, что он решил стать художником парень постеснялся. На вопрос куда он собирается поступать после школы, ответил первое, что пришло в голову - железнодорожное училище.
Но стать железнодорожником Кузьме была не судьба. Поехав поступать в Самару, он провалил вступительные экзамены и в результате устроился учеником к живописцу Бурову. С 12 лет Кузьма пробовал рисовать, подражая монахам-иконописцам.
Образование, которое он получил у Бурова, было однобоким. По словам Кузьмы Сергеевича, они совсем не рисовали натуру. Когда Буров внезапно скончался, молодому художнику пришлось вернуться обратно в Хвалынск.
И тут в его судьбе происходит поистине счастливый случай. Жила в Хвалынске богатая дама, купчиха Юлия Ивановна Казаринова. Она заказала одному известному в то время архитектору Мельцеру проект нового дома. Мастер приехал в город, чтобы обсудить подробности строительства. Как раз в это время Анна Пантелеевна служила у Казариновой и показала рисунки сына именитому архитектору.
Работы юноши настолько понравились Мельцеру, что тот пообещал посодействовать и устроить парня в хорошее учебное заведение, при этом Казаринова решила оказать финансовую поддержку.
В 1895 году молодой человек отправляется в Петербург и поступает в школу-студию барона Штиглица, что находится в Соляном переулке д. 13. Затем он продолжает обучение в Москве под руководством художника В. Серова.
Зависимость от денег Казариновой угнетала молодого человека. Хотя до конца дней он был благодарен своей меценатке, но хотел зарабатывать самостоятельно. В этот период художник работает над панно, которое и сегодня украшает Санкт-Петербургский ортопедический институт, построенный кстати, по проекту Мельцера.
Через некоторое время в 1905 году, накопив средств Петров-Водкин отправился путешествовать по Европе и в Париже знакомится с очаровательной девушкой Мари. Через некоторое время молодые люди поженились и Мара, так называл жену художник, согласилась переехать к мужу в Россию.
Далее следует путешествие по Северной Африке, где Кузьма Сергеевич рисует целый цикл картин, посвященный жизни африканских народов.
Вернувшись в 1910 году в Россию, Петров-Водкин принимает участие в выставке современных художников, где представил картину "Сон". Работа вызвала возмущение у Ильи Репина. Знаменитый мастер был недоволен такого рода творчеством и обозвал художника неучем.
За Кузьму Сергеевича заступились художники Александр Бенуа и его приятель Леон Бакст. А затем Петров-Водкин становится участником объединения "Мир искусства", организованного А. Бенуа. С картины "Сон", мастер обретает свой собственный стиль, по которому мы можем отличить работы Петрова-Водкина.
После революции Кузьма Сергеевич остается в России и становится преподавателем Петербургской Академии Художеств. Его картины рассказывают нам о жизни молодого государства. Жена Мара заботится о доме, в семье подрастает дочь.
Петров-Водкин участвует в разных выставках, как в России, так и за рубежом.
После 1928 года здоровье мастера резко ухудшается. Ему ставят диагноз туберкулез. В то время болезнь была приговором. Он оставляет должность профессора в Академии. Из-за туберкулеза рисовать становиться сложно, и мастер пишет книги, свои воспоминания.
К 1932 году болезнь отступает, и художник снова берется за кисти. Он рисует несколько портретов Пушкина. Один из них после критики он уничтожает, второй был обнаружен под картиной "Колхозница", а третий хранится в Москве в музее поэта.
Творчество Петрова-Водкина многогранно. Он писал эскизы к театральным костюмам, создавал иллюстрации к детским книгам и монументальные росписи храмов.
Жизнь мастера оборвалась в 1939 году, туберкулез сделал свое дело. Мара, после смерти мужа, смогла сохранить и упорядочить его работы. Именно ей мы должны быть благодарны за то, что можем любоваться шедеврами художника, который должен был стать сапожником.
Спасибо за внимание.
А вам нравится творчество Петрова-Водкина?