Знаки "Командный состав авиации ВМФ" (для лётного состава) и "Командный состав ВМФ" (для инженерно-технического состава) были учреждены по ходатайству Маршала авиации Семёна Фёдоровича Жаворонкова Приказом № 180 Народного комиссара ВМФ адмирала Николая Герасимовича Кузнецова от 22 мая 1943 года. Автором новых знаков стал капитан первого ранга - Борис Михайлович Хомич. Однако просуществовали они недолго.
Приблизительно через полтора года, приказом НК ВМФ от 14 октября 1944 года номер 446 были введены знаки " лётно-технического состава ВВС ВМФ" с отменой предшествующего приказа 1943 года.
Внешний вид знаков нового образца выгодно отличался от облика знаков предыдущих. Так, изображение крыльев в новых знаках больше походило на орлиное крыло - символ всех авиационных знаков. Перекрещенные серп и молот были компактно наложены на звезду. Кроме того, недостатком предшествующих знаков 1943 года была их условность, в результате чего они напоминали нагрудную нашивку военнослужащих вермахта.
Знаки образца 1944 года выдавались только выпускникам военно-авиационных учебных заведений.
Изготовителем знаков стало Московское Товарищество художников, которое выполнило заказ оперативно.
Выписка из приказа:
"Указанный знак носить лицам офицерского и сержантского состава ВВС ВМФ, окончившим авиационные учебные заведения и получившим специальности: летчика, пилота, летчика-наблюдателя, стрелка-бомбардира.
Указанный знак носить лицам офицерского и сержантского состава, окончившим авиационно-технические учебные заведения и получившим специальности: авиационного техника, авиационного механика, техника и механика специальных служб.
Ношение нагрудных знаков обязательно на всей форме одежды, кроме шинели, плащ-пальто и специального лётно-технического обмундирования.
Выдачу производить бесплатно с занесением в вещевой аттестат, а повторно - за плату".
Просуществовали знаки до 1954 года. В историю наград они вошли как нагрудные знаки "Авиационные учебные заведения ВМФ (для лётного состава)" и "Авиационные учебные заведения ВМФ (для технического состава)".
Знаки лётного состава и инженерно-технического составов пользовались очень большой популярностью в частях, объединениях и соединениях морской авиации. На фотографиях периода Великой Отечественной и первых послевоенных лет знаки образца 1944 года стали обязательным атрибутом, который наряду с боевыми орденами и медалями размещался на кителях и тужурках флотских авиаторов.
В период Великой Отечественной войны главная ударная сила советского флота - морская авиация, была отмечена большим количеством таких официальных знаков.
В годы ВОВ морские лётчики потопили 839 военных кораблей и транспортных судов противника, уничтожили в воздушных боях и на аэродромах 5509 самолётов.
Чтобы цифра были более понятными, это - 67% военных кораблей и 57% транспортных судов противника из числа потопленных всеми военно-морскими силами Советского Союза за годы войны.
Всем спасибо!
Ставьте оценку!
Подписывайтесь на канал!
zen.yandex.ru/id/5ff84ff81498361697c9ef17