Найти тему
Издательство "Гангут"

О скорости броненосцев типа «Бородино» в Цусимском бою

2-я Тихоокеанская эскадра в походе. На первом плане — корабли второго броненосного  отряда — «Ослябя» (второй слева) и «Сисой Великий» (крайний справа). За ними на 
втором плане — корабли первого отряда — эскадренные броненосцы типа «Бородино»
2-я Тихоокеанская эскадра в походе. На первом плане — корабли второго броненосного отряда — «Ослябя» (второй слева) и «Сисой Великий» (крайний справа). За ними на втором плане — корабли первого отряда — эскадренные броненосцы типа «Бородино»

Критикуя действия вице-адмирала З. П. Рожественского в Цусимском бою, некоторые исследователи обвиняют его в том, что он будто бы упустил возможность в первые же минуты сблизиться с неприятелем
и нанести ему серьезные повреждения. Упрекают его и в отказе от раздельного маневрирования отрядов, якобы позволявшего эффективнее использовать новые быстроходные броненосцы.
Впервые об этом заговорили еще дореволюционные авторы. Начало подобным рассуждениям, очевидно, положил Н. Л. Кладо, в
1906 году высказавший мысль, что адмирал Того слишком далеко прошел вперед
и запоздал с поворотом, что позволило З. П. Рожест­венскому открыть огонь по «Миказе», в то время как тот отвечать якобы не мог. Правда, Николай Лаврентьевич явно исходил из предположения, что указанная
им же дистанция стрельбы в 32 кб достаточно мала, чтобы создать серьезную угрозу для японского флагмана, и не усматривал необходимости в ее сокращении.
Следующий шаг сделал в
1911 году М. И. Смирнов, писавший:

«…Адмирал Рожественский мог выделить отряд своих быстроходных новых броненосцев и в момент поворота японцев направить его на сближение с целью обратить бой в свалку на близкой дистанции, выгодную для русских, обладавших худшими пушками, имевших слабые фугасные и хорошие бронебойные снаряды и, главное, уступавших
в искусстве и в обучении противнику».


Не касаясь того, что тезис о выгодности сближения для тех, кто
«уступал
в искусстве и в обучении противнику»
, представляется сомнительным, само предположение, будто такое сближение позволяло «обратить бой
в свалку»
, не подкреплено соответствующими расчетами. Тем не менее
в
1917 году капитан 1 ранга граф А. П. Капнист повторил мысль
М. И. Смирнова, заявив:
«При встрече с японскими главными силами была выгодна стремительная атака на сближение».
В советское время возможность
«стремительной атаки на сближение» практически не рассматривалась. Не затрагивали этого вопроса
ни М. А. Петров, ограничившийся замечанием по поводу того, что причиной совместного маневрирования новых и старых, тихоходных кораблей эскадры было отсут­ствие плана боя, ни составители
«Боевой летописи русского флота», равно как и авторы соответствующего раздела третьего тома описаний к картам «Морского атласа», ни авторы очерков истории Балтийского и Тихоокеанского флотов, ни Н. Б. Павлович,
ни В. А. Золотарев с И. А. Козловым.

Правда, о сближении с противником на «
выгодную дистанцию» «новых быстроходных броненосцев» 2-й Тихоокеанской эскадры в момент поворота кораблей адмирала Того вскользь писал П. Д. Быков, а несколько позже и более развернуто — В. П. Костенко, утверждавший:

«Если бы Рожественский в момент завязки боя атаковал японцев
и сблизился с ними на 15 кабельтовых, то были бы обеспечены наиболее выгодные условия для использования разрушительной силы русских снарядов».


Однако их мнение не являлось преобладающим. Примечательно, что не разделял его и представитель русской эмиграции Г. Б. Александровский.

Эскадренный броненосец «Князь Суворов» — флагманский корабль 
2-й Тихоокеанской эскадры
Эскадренный броненосец «Князь Суворов» — флагманский корабль 2-й Тихоокеанской эскадры

Впоследствии положения дореволюционной историографии некоторые исследователи реанимировали. Так, судостроитель по образованию
Р. М. Мельников, очевидно, воспринявший идеи В. П. Костенко, писал,
что «
бросок», да еще и «строем фронта», позволял «сблизиться
с японским флотом на ту малую дистанцию, с которой они…
могли стрелять с наибольшей меткостью… Скоротечная “свалка” вплотную и единоборство корабля с кораблем отнимали у японцев
их главное преимущество — искусство сосредоточения огня… Наконец, бой на ближней дистанции позволял с предельной эффективностью реализовать преимущества русских лучших в мире бронебойных снарядов».
А. В. Никольский, предполагая, будто броненосцы типа «Бородино»
и в бою могли идти со скоростью до 17 уз, считал также, что они имели возможность сблизиться с японскими кораблями на дистанцию 7 кб.
И. М. Кокцинский также произвел расчет подобного сближения.
И. А. Подшивалов, напротив, ссылаясь на слова З. П. Рожественского, отмечал, что «
бросок» его броненосцев не имел бы положительных последствий.
Весьма неоднозначны представления разных авторов и о скорости кораблей в бою. М. И. Смирнов указывал, что после того как «Князь Суворов» вышел в голову колонны, скорость была уменьшена до 9 уз. «Боевая летопись Русского флота» также говорит о 9-узловом ходе. Аналогичными цифрами оперируют Г. Б. Александровский, С. А. Балакин, В. Ю. Грибовский, В. Я. Крестьянинов. Между тем, текст работы
А. П. Капниста наводит читателя на мысль, будто 2-я Тихоокеанская эскадра вступила в бой на 11-узловой скорости. Такое же впечатление складывается и после знакомства с книгой А. Ю. Царькова. Из общего ряда выпадает позиция В. К. и Л. А. Шацилло, утверждавших, будто японцы имели превосходство в скорости «
18–20 узлов против 15–18
у русских»
.

Помимо разногласий по поводу скорости как таковой, существуют
и разные представления о том, насколько российские корабли в этом элементе уступали своему противнику. Так, М. И. Смирнов писал, что японцы обладали «
большим превосходством в ходе (16 узлов вместо
9 узлов русских)»
. Н. Б. Павлович же полагал, что разница в ходе броненосцев составляла 3 уз.
Между тем, дошедшие до нас источники позволяют высказать некоторые соображения по этому вопросу. Прежде всего, заметим, что в них, прежде всего в воспоминаниях участников Цусимского сражения, можно найти различные сведения о скоростях, с которыми русские корабли двигались в те или иные моменты боя, а также разные оценки их скоростных характеристик.
Командующий эскадрой вице-адмирал З. П. Рожественский после войны утверждал, что:

«14-го мая новые броненосцы эскадры могли бы развивать до 131 /2 узлов хода, а прочие от 111 /2 до 121 /2 … В бою головные броненосцы имели от 9 до 10 узлов хода…». В показаниях Следственной комиссии
он обосновывал необходимость движения таким ходом: «Принимая
во внимание, что во втором отряде броненосцев — “Наварин” не мог развивать более 12- ти, а третий отряд имел предельную скорость
в 111 /2 узлов, головные броненосцы, в сомкнутом строю, не имели права держать более 10 узлов».

Эскадренный броненосец «Наварин»
Эскадренный броненосец «Наварин»

Заслуживает внимания то обстоятельство, что о проблемах
с механизмами кораблей своей эскадры З. П. Рожественский знал
еще до ее выхода из Либавы. Так, в рапорте управляющему Морским министерством от
1 октября 1904 года он писал:

«Принимая во внимание не испытанность новых судов в океанском плавании, ненадежность котлов “Наварина”, холодильников “Сисоя Великого”, наличие в составе эскадры миноносцев и другие неблагоприятные обстоятельства, трудно определить, когда может совершиться сосредоточение сил эскадры».


Позднее, уже из Носси-бе З. П. Рожественский докладывал в
январе 1905 года:

«Главные механизмы еще целы, за исключением “бородинского”, отличающегося безобразной сборкой. Но и они сохранились лишь потому, что до сего времени работали только на десятиузловом ходе. Попытки
в отдельных случаях доводить скорость до 12 узлов всегда очень быстро приводили к повреждениям. Вспомогательные же механизмы и все электроприборы требуют уже капитального ремонта, так как приобретались не от пользующихся заслуженной известностью фирм, а на рынке с торгов. Особенно же плохи паровые трубы, запас которых скоро истощится, и тогда с каждою лопнувшею трубой будет выводиться котел или группа котлов на все время военного положения».


А в рапорте от
19 февраля 1905 года он сообщил управляющему Морским министерством:
«При каждой съемке с якоря случались повреждения котлов, труб
и механизмов у нескольких судов».
Таким образом, из слов командующего эскадрой следует, что уже
в Носси-бе практика указала на своего рода границу в 12 уз, очертившую диапазон безопасных скоростей, допустимых во время боя с неприятелем. О существовании такого ограничения, по сути дела, свидетельствуют показания контр-адмирала О. А. Энквиста Следственной комиссии,
в которых говорится:
«Эволюции в Носси-бе производились сначала
на 9-узловом ходу… Последние 2 раза пробовали давать 11 узлов, — стало выходить значительно хуже и сразу у старых судов стали сдавать холодильники».
А как показывал В. С. Семенов: «…На “Бородине” уже при 12 узлах начинали греться эксцентрики и упорные подшипники; “Орел” вообще не был уверен в своей машине, повреждения были весьма часты».

Эскадренный броненосец «Сисой Великий»
Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Правда, документального подтверждения частых поломок именно из-за попыток преодолеть 12-узловый барьер нет. Равно как нет указаний на это в дневниках и воспоминаниях участников похода — В. С. Семенова,
В. П. Костенко, Я. К. Туманова, письмах Е. С. Политовского, П. А. Вырубова. Вскользь упоминаются лишь незначительные ремонтные работы после стрельб
18 и 19 января 1905 года, но без указания причин. Однако кое-какие сведения о скоростных данных кораблей на тот момент в источниках все же присутствуют.
Например, В. П. Костенко
18 января 1905 года записал:

«Сегодня на обратном пути в Носси-бе “Орел” делал 85 оборотов, а крайний предел для наших механизмов 109 оборотов. Между тем, при этом удалось развить ход всего 111 /2 узлов. Сказывается перегрузка в 3 тысячи тонн и обрастание подводной части. Судя по расходу пара, “Орел” не сможет развить более 100 оборотов. Так как на один узел приходится 8 оборотов, то его предельный ход получается не свыше 131 /2 узлов, тогда как в Кронштадте на пробе он развил 18 узлов».


Интересно сравнить эти утверждения Владимира Полиевктовича с его
же показаниями Следственной комиссии, собственноручно записанными
5 сентября 1906 года, в которых говорится:

«При 78 оборотах в походе “Орел” давал 11–111 /2 узлов, имея водоизмещение не менее 15.500 тонн. Инженер-механики на “Орле”
в походе были того мнения, что, в случае нужды, броненосец, при полном напряжении и отборном угле, может развить то же число оборотов, как и на пробе. При прибавлении 6 оборотов, ход увеличивался на 1 узел. Следовательно, при 108 оборотах можно было рассчитывать на 16–161 /2 узлов».


Легко заметить расхождения, объяснить которые можно зависимостью ранних показаний молодого корабельного инженера от
«мнения инженермехаников», весьма оптимистично отзывавшихся о вверенных им машинах. За примерами подобного оптимизма далеко ходить не надо. Так, если командир «Сисоя Великого», капитан 1 ранга М. В. Озеров показывал, что на Мадагаскаре: «Во время бывших эволюций на возвратном на рейд пути, практиковался наибольший ход, который давал броненосцу максимум скорости по пеленгам около 131 /4 узлов», то старший механик броненосца, подполковник С. Э. Боровский, оценивал возможности корабля заметно выше, полагая, что даже в Цусимском сражении «самый полный ход мог быть не больше 141 /2 узлов».
Или же, по данным старшего механика крейсера «Аврора», подполковника Н. К. Гербиха, 125 оборотам машины соответствовало 17,5 уз, а 130 — 18 уз; тогда как старший штурман крейсера, лейтенант
К. В. Прохоров указывал:
«…После поворота имели полный ход 125–135 оборотов… что давало в среднем 17 узлов».

Эскадренный броненосец «Император Николай I» после сдачи неприятелю
Эскадренный броненосец «Император Николай I» после сдачи неприятелю

Примечательно, что флагманский механик, подполковник В. А. Обнор­ский, напротив, достаточно скромно оценивал скоростные характеристики старых кораблей: «Броненосцы “Наварин”, “Сисой Великий”, “Дмитрий Донской” не могли бы развить больше 12 узлов». Созвучно этой оценке и свидетельство флаг-капитана (начальника штаба эскадры), капитана 1 ранга К. К. Клапье де Колонга: «Чтобы пройти Корейский пролив 13-го мая днем, надо было держать с лишком сутки двенадцатиузловый эскадренный ход… К сожалению, держать такой ход не могли…».
Разумеется, сами по себе различные оценки не позволяют обоснованно судить как о действительном, так и о максимально возможном ходе кораблей. Однако некоторое представление об изменении скоростных характеристик они дают. Заметим, кстати, что не только «перегрузка…
и обрастание подводной части»,
но и свойства топлива имели при этом значение. По словам В. П. Костенко, 14 января: «На “Орле” при возвращении упало давление пара из-за плохого качества угля, и мы отстали от передних кораблей. Несмотря на то, что в строй было введено 12 котлов из 20, мы не могли развить более 11 узлов».

А так как установить, насколько топливо влияло на ход кораблей в том или другом, упоминаемом участниками сражения случае, не представляется возможным, следует с должной осторожностью относиться ко всем
их показаниям.
Пожалуй, чтобы определить соотношение между числом оборотов, которое служило мерилом скорости, и действительной скоростью движения, следовало бы рассчитать, какое расстояние корабли проходили за известное время. К сожалению, вахтенные журналы броненосцев 1-го отряда до нас не дошли, и такой расчет невозможен. Тем не менее грубо оценить упомянутое соотношение мы в состоянии, опираясь на некоторые данные известных источников.

Как нам представляется, более всего пригоден для такой оценки переход уцелевших после дневного боя
14 мая кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры от места гибели броненосца «Бородино» к месту капитуляции контр-адмирала Н. И. Небогатова. Считается, что путь этот они проделали максимально возможным на тот момент ходом. Конечно, большинство кораблей уже получили повреждения, в том числе и труб, что не могло
не сказываться на работе котлов и машин. Кроме того, двигались они
не по прямой, а маневрируя, чтобы уклониться от атак миноносцев. Однако в рамках грубой оценки влияние перечисленных факторов можно считать незначительным.
Некоторые сложности возникают при определении протяженности пути.
В нашем распоряжении нет точных географических координат места гибели «Бородино», всех последующих поворотов уцелевших кораблей, равно как и места их сдачи неприятелю. Приходится ориентироваться
на японские данные, обработанные энтузиастами. Будем исходить
из предположения, что исходный пункт движения остатков эскадры
под командованием Н. И. Небогатова — N 34° 36’ 43”, O 129° 57’ 00”,
а конечный — N 36° 50’ 12”, O 131° 45’ 09”. Что касается последнего,
в литературе можно встретить и другие координаты. Так, Н. Л. Кладо указывал точку N 36° 56’, O 131° 46’, которую привел в своих воспоминаниях и Г. Н. Таубе.
Существует еще один вариант конечных координат, фигурирующий
в сохранившемся вахтенном журнале крейсера «Изумруд» —
N 37°, O 131° 48’. Однако по поводу этих данных возникают серьезные сомнения.

Крейсер II ранга «Изумруд». Кронштадт. 1904 год
Крейсер II ранга «Изумруд». Кронштадт. 1904 год

Прежде всего, знакомство с журналом наводит на мысль, что с началом боя записи в нем прекратились и возобновились через несколько дней,
в один или два приема, рукой старшего штурмана лейтенанта
А. С. Полушкина. В пользу такого вывода свидетельствуют его показания на процессе по делу «
о сдаче 15 мая 1905 г. неприятелю судов отряда бывшего адмирала Небогатова», что «обстоятельства боя записаны
в нашем журнале спустя четыре дня, в бухте Владимира, именно
по прибытии в пост Св. Ольги».
Учитывая, что в опубликованных показаниях как его самого, так и командира крейсера барона
В. Н. Ферзена нет упоминаний о попытках астрономического определения места вплоть до
16 мая, можно считать, что координаты места сдачи определены по прокладке.
Даже беглый взгляд на схему маневрирования кораблей в Цусимском бою, а тем более знакомство с донесениями и показаниями командира
и офицеров крейсера позволяют представить, как часто менялись его курс и скорость. Сверх того, он вел довольно оживленный огонь по противнику (только 120-мм снарядов израсходовано 200), сотрясавший корпус,
что неизбежно сказывалось на показаниях компасов.
И действительно, указанная точка примерно на 4,5 мили отстоит от места сдачи по координатам Н. Л. Кладо, что выглядит чрезмерным отклонением — по описанию В. Н. Ферзена, «Изумруд» находился всего
в нескольких кабельтовых на Ost от «Императора Николая I». Это дает основания усомниться в точности прокладки, а следовательно,
и упомянутых выше координат. Тем не менее совершенно отбрасывать
их мы не станем.

Наконец, есть и другой вариант исходных координат. Их можно вычислить, если отталкиваться от донесения З. П. Рожественского, писавшего:
«Первый выстрел был произведен в 1 ч 49 м дня в северной широте 34° 20’,5, долготе 129° 45’ остовой. К закату солнца эскадра продвинулась к северу только на 20 миль…». Разумеется, указанные
«
20 миль» не более чем приблизительная оценка перемещения эскадры
за время боя человеком, к тому времени уже находившимся в забытьи
на борту миноносца «Буйный», поэтому придавать ей чрезмерное значение не стоит. Однако для наших ориентировочных расчетов
ее можно использовать.
Попробуем сравнить расстояние между исходными и конечными точками в разных комбинациях, в чем нам поможет картографический сервис Google map. Путем несложных манипуляций легко установить,
что разброс цифр сравнительно невелик: от 158,37 до 169,8 мили (7%).
На наш взгляд, ради компенсации отклонений в данных целесообразно ориентироваться на среднее значение — округленно 164,3 мили. Учитывая, что «Бородино» погиб
14 мая, между 19 ч 10 мин и 19 ч 15 мин, а сдавшиеся корабли застопорили ход 15 мая, примерно в 11 ч
(по утверждению старшего механика «Орла», полковника
И. И. Парфенова, машину броненосца остановили ровно в 11 ч,
а, по словам К. Л. Шведе, «
некоторое время спустя» после 10 ч 38 мин, когда на «Императоре Николае I» подняли сигнал о сдаче), получаем около 15 ч 45 мин непрерывного движения.
Если бы остатки эскадры перемещались от одной точки к другой прямолинейно и равномерно, то прошли бы свой путь со скоростью чуть более 10,4 уз, однако в действительности им приходилось маневрировать. К сожалению, каких-либо карт, позволяющих судить о характере этого маневрирования, нам обнаружить не удалось. По­этому приходится опираться на заведомо неточные показания участников сражения,
в которых сильно варьируются моменты времени, курсы и скорости.

Так, по словам старшего офицера «Орла», капитана 2 ранга К. Л. Шведе, «Бородино» погиб около 19 ч 12 мин, перестрелка же с японцами прекратилась примерно в 19 ч 35 мин, с наступлением темноты, после чего начались атаки японских миноносцев. При этом, по его утверждению: «В 7 ч 30 м солнце зашло. Броненосец “Император Николай I” стал склоняться влево», и «Орел» вступил ему в кильватер. Шли со скоростью 12–13 уз в SW четверть компаса. Около 20 ч 30 мин «совершенно стемнело». «С 9 час веч[ера] до 12 ч ночи, следуя движению адмирала, несколько раз круто меняли курс на 8 румб[ов], минут на 10–15, а затем опять приводили на норд-ост 23° (истинный)».
К. Л. Шведе полагал, что до полуночи «Орел» с правого борта шесть раз атаковали миноносцы. Затем наступило некоторое затишье, но в районе
2 ч ночи вновь последовала атака справа, оказавшаяся последней.
В. Н. Ферзен, напротив, утверждал, что вскоре после гибели «Бородино» эскадру повел «Император Николай I», который сразу склонился на W,
а в 19 ч 30 мин «
постепенно лег на SW», и пройдя некоторое время
по этому направлению, «
стал менять курс вправо и лег на NO 30°».
А. С. Полушкин показывал:

«…Незадолго до наступления темноты броненосцы повернули все вдруг влево и некоторое время шли в строе фронта в сторону крейсеров, курсом, близким к W. Около 7 час. 30 мин. “Николай I” поднял сигнал: “Следовать за мною” и постепенно лег на SW; прочие броненосцы супили ему в кильватер… С наступлением темноты,
т. е. около 8 часов вечера, “Николай I” и следовавшие за ним броненосцы постепенно легли на NO 30°».


Согласно показаниям мичмана барона Г. К. Унгерн-Штернберга,
с «Императора Николая I» японцы скрылись из вида около 20 ч, по словам же старшего офицера «Адмирала Сенявина», капитана 2 ранга
Ф. Ф. Артшвагера, около 19 ч 20 мин. Последний при этом утверждал,
что «в это время заходило солнце, появились неприятельские миноносцы», и тогда же остатки эскадры повернули и пошли приблизительно на SW, затем на NO 23°. В 20 ч 30 мин совершенно стемнело, начались беспрерывные атаки миноносцев неприятеля, длившиеся до полуночи, причем около пяти атак было произведено
с правого борта и две с левого. Лейтенант барон Г. Н. Таубе с «Генерал-Адмирала Апраксина» показывал, что японцы скрылись из вида около
19 ч 15 мин, в это же время «Император Николай I» круто свернул на W, затем на SW, увеличивая ход. К 19 ч 45 мин начались минные атаки.
Около 20 ч 15 мин «Император Николай I» повернул на NO 23°. До 23 ч японские миноносцы атаковали 8–10 раз, а около 23 ч 30 мин их атаки прекратились.
Командир «Сисоя Великого» М. В. Озеров утверждал, что уже около 19 ч Н. И. Небогатов принял командование и приказал лечь на курс NO 23°, около 19 ч 30 мин эскадра по сигналу повернула на SW, «но скоро снова легла на норд-ост 23°, кроме крейсерского отряда», около 19 ч 45 мин начались атаки миноносцев. А командир «Генерал-Адмирала Апраксина», капитан 1 ранга Н. Г. Лишин, показал, что японцы отвернули и скрылись
из вида
«около 7 час. 15 мин., во время захода солнца…». По его словам:

«Около 71 /2 часов вечера, то есть, как только начало темнеть, по курсу показались японские миноносцы… в это время “Николай I” повернул влево и пошел на SW… Курсом SW шли около часу и, часов около 9 вечера, “Николай I” опять повернул на NO 23°… Начиная с 9 часов вечера и до 1 часу ночи отряд подвергался многочисленным атакам японских миноносцев…"

Эскадренный броненосец «Бородино». 1904 год
Эскадренный броненосец «Бородино». 1904 год

По словам же командира «Адмирала Сенявина», капитана 1 ранга
С. И. Григорьева, когда «Император Николай I» при заходе солнца вступил в голову отряда, то быстро повернул влево и пошел на SW, и тогда же японские миноносцы начали атаки. Около 20 ч 30 мин все вновь повернули за «Николаем» и пошли курсом NO 23°24.
Наконец, контр-адмирал Н. И. Небогатов указывал:
«В 71 /4 ч., с заходом солнца, прекратился бой, японцы повернули на 8 R вправо, легли на Ost и удалились; в это же время на правом крамболе показалась флотилия неприятельских миноносцев; в этот момент
я вступил в голову колонны…».
Лишь спустя некоторое время, «когда миноносцы приблизились на расстояние 19 каб.», было «положено право на борт и взят курс в SW четверть». По словам адмирала: «Курсом в SW четверть шел до начала 9 часа… после чего опять привел на курс NO 23°».

Его слова дополняет старший флаг-офицер штаба, лейтенант
И. М. Сергеев, показавший, что дневной бой окончился «
в 8 часу вечера», «мы же описали петлю на юг», а «около 81 /2 часов вечера окончательно легли на курс NO 30°».
Таким образом, из цитируемых показаний следует, что дневной бой окончился вскоре после гибели броненосца «Бородино»...
Продолжение следует ...


© Р. В. Кондратенко
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №75/2013
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut