У нас сегодня «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Суриков был историческим живописцам. Вообще вот этот класс исторической живописи в академии художеств 19 века очень долго удерживал позиции топового среди остальных жанров, например, такой, как пейзажный, бытовой жанр, портрет, но самый как бы считался сложный-это исторический. Потому что при создании любого исторического полотна стоило учитывать сразу несколько факторов. Во-первых, были определенные правила построения композиционные, во-вторых, колористические, в-третьих, следования исторической правде. Для того чтобы все это разыграть на одном полотне и чтобы это еще все как-то вызывала у нас отклик у зрителя, сочувствие, какую-то эмоцию, не было просто театральной постановкой, как к сожалению часто случалось именно в исторической живописи, особенно при исследовании академическим канонам, вот для того чтобы у зрителя вызвать определенную эмоцию при этом при всем соблюдая те факторы, которые перечислил нужно было конечно определенное мастерство именно связанное с построением исторической картины.
Так вот Василий Иванович Cуриков обладал этим сполна. Это не значит что художник не имел какого-то развития. Его карьера это и есть цель определенных шагов, которые он совершал и были взлёты и падения, но мы будем сейчас будем говорить о его вершине творчества, пик не только самого Сурикова, но и в целом об историческом жанре.
Какие же такие особенные факторы здесь приходилось учитывать художнику для того чтобы свое работу выстроить? Для любой многофигурной картины, особенно для исторического полотна самым основным является-структура, то есть позиция это работа размером 3 на 6 метров, то есть она огромная, здесь просто уйму персонажей, и их всех нужно сплести в одну канву, чтобы она не развалилась, то есть практически всегда у художника остаётся основной первостепенной задачей-это построить композицию. Здесь должна быть не просто выстроена какая-то композиция, здесь она должна быть и по смыслу оправдана.
В чем соль этого сюжета, почему боярыня Морозова, давайте задумаемся, то есть эта сцена, когда на казнь везут женщину Морозову, которая не отступается от своей веры, не отступается от своих принципов и готова за это умереть, и это ее последний путь.
И о какой же смерти за веру идёт речь? Естественно тут речь о церковном расколе 17 века, то есть связано это все было с реформами патриарха Никона, которая пересматривать стал богослужебные книги и соответственно изменил некоторые обрядовые вещи, это всё было под патронажем естественно Романова до Алексея Михайловича все это одобрялось были учреждены новые правила, которые до сих пор мы используем в церковных обрядах, но осталась довольно большая и мощная группа людей, которые называются старообрядцы те, которые не захотели последовать за Никоном, за его какой-то мыслью и остались верны своим вот этим идеалам.