Во времена, когда СССР переживала период становления космической державы, отрасли промышленности тесно взаимодействовали. Исследования и контроль ввелись не только с суши, но и с моря.
Так, в 1976–1978 годах на заводе им. А.А.Жданова (сейчас это завод "Северная верфь") было переоборудовано четыре судна, перевозившие древесину, в плавучие радиотелеметрические комплексы. Именно этим "рабочим лошадкам" и суждено было составить космической флотилией.
Суда получили новые имена - "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Георгий Добровольский", "Космонавт Виктор Пацаев". Их оборудовали новейшим на те времена оборудованием информационного вычисления, радиотелеметрии, навигации и связи.
В задачах у такого флота было сопровождение космических аппаратов во время полетов, а именно поддержание связи экипажей, прием и обработка данных о состоянии бортовых систем на объектах, вычисление параметров орбиты и местонахождение, а также контроль и управление аппаратами. Службу на космофлоте вели как гражданские, так и военные моряки и специалисты.
Корабли проработали до 1993 года, выполнив за это время более 20 экспедиционных рейсов. Маршруты простирались через Атлантику, Мексиканский залив, Индийский океан, Карибское море.
В нулевых три из четырех судов разными путями ушли на утилизацию. До наших дней сохранилось лишь НИС "Космонавт Виктор Пацаев". Оно прослужило до 2014 года, а после судно было признано объектом культурного наследия и внесено в реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения.