То, что эта версия «Спартака» родом из далекого 1964 года, заметно по хореографии – довольно советской. Отар Дадишкилиани поставил его в Минске ещё до появления версии Григоровича (1968), затем перенёс на сцены в Хельсинки и Братиславе, в Горьком же впервые «Спартак» прошёл в 1979 году. Эта редакция уже 2016 года и его же, но, похоже, в ней мало что поменяли, что и неплохо – выглядит аутентично. Этот балет изначально идеалогизирован советской властью, восстание рабов аллегорично напрямую, и в этой постановке идея прославления борьбы пролетариата за свои права сквозит. А так быть по задумке и до̀ лжно, так пускай себе и сквозит!
Тем более не подпавшая под тренд к усложнению хореография более доступна для исполнения, что актуально, ибо общий средний уровень труппы театра не сильно высок. А в рядах кордебалета встречались весьма фактурные артисты, что, впрочем, добавляло балету некоей жизненности – обычные древние римлянине вполне могли именно так выглядеть. Но, всё же, как я считаю, мне удалось абстрагироваться и не мерить местных артистов аршином Большого, хотя это крайне сложно и приходится себя постоянно осаживать.
Но для некоторых такое и не особо понадобилось – исполнительницы обеих женских партий выступили достойно без каких-либо говорок. Эгину танцевала Татьяна Казанова, и у неё самая большая партия из всех, да и самая сложная, пожалуй. Весьма уверенно Татьяна с ней справилась, и убедительно подала куртизанку, ход истории изменившую. В этой редакции её убивают и я даже расстроился, когда это случилось – больше танцевать не будет… Хорошо хоть в самом конце обманутый ей раб её зарезал.
Елизавета Мартынова танцевала Фригию, партия которой раза в два меньше, но полна драматизма, который ей передать удалось сполна – качественное попадание в образ! Станцевала Елизавета также весьма прилично, а ещё хочется отметить Анну Мартиросян, которая танцевала Египтянку и предводительницу Гадиаток – очень искренне она обе эти партии исполнила. Видно было как Анне нравится танцевать, а такое не скроешь – глаза горят!
С главными партиями у мальчиков всё гораздо сложнее, хотя по игре принципиальных вопросов не возникло – старались образу соответствовать все, каждый по мере своих возможностей. Да и танцевать старались, претензий к отдаче тоже нет, но местами это даже немного комично смотрелось. Лучше остальных, по технике, выглядел Дмитрий Пельмегов, танцевавший Гармодия – личного раба Эгины, предавшего Спартака и убившего свою хозяйку. Самого же Спартака танцевал Андрей Орлов, артист не из мелких, да с внешностью мачо, так что лирические сцены ему давались хуже боевых. Впрочем, по совокупности получилось весьма неду̀ рно Андрею сыграть, дались ему и некоторые трюки. Красс у Михаила Болотова, тоже гренадёрских форм артист, вышел внушительным, правда, такое было ощущение что он в кирасе танцует, которая гнуться не даёт. Но играть она не мешала – местами был хорош!
Мужской кордебалет прилично проигрывает девочкам, да и его в целом занято мало, даже для не очень большой сцены театра – массовые сцены бедновато выглядят. Тем более декорации её не сильно загружают – располагаются в глубине и они неплохи, как и костюмы. Свет не очень внятный. Оркестр несколько раз лажал, но не сильно, в целом же с партитурой Хачатуряна они скорее справились.
Да и совсем, если в целом, – спектакль удался. По окончании я вышел из театра на позитиве и с намерением когда-то ещё приехать в Нижний на балет. Тем более и сам город произвёл приятное впечатление, даже несмотря на то, что там у них сейчас всё разрыто. Волжане готовятся отметить 800-летие и массово всё вокруг ремонтируют. Ну понятное дело – круглая дата!
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет