Найти тему
Дмитрий Бондаренко

Почему «Рэмбо» и «Брат» - это фильмы про одно и то же

Оглавление

Привет, это Дмитрий Бондаренко – твой проводник в мире кино! СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МЕНЯ - у меня много интересного!

Фильм «Рэмбо: Первая кровь» - история про психически травмированного ветерана, начавшего, из-за самодурства шерифа, войну со всем городом, - вышла в 1982 года. Фильм «Брат» - история про ветерана Чеченской войны, оказавшегося втянутым в питерские криминальные разборки, - вышел в 1997 году. Эти два фильма точно объединяет одно – чтобы точно понять их смысл, нужно понимать реалии того времени, когда происходит их действие. Как же можно еще точнее сказать про общие черты в «Рэмбо» и «Брате»?

1. Эпоха

1970е в США – эпоха социального, экономического и политического кризиса. В эту декаду у американцев рухнули практически все столпы их общественного сознания, включая доверие к политическим деятелям (Уотергейт), веру в могущество их государства (поражение во Вьетнаме) и неуязвимость их экономики (нефтяные кризисы). Следствием этого стало постоянные протесты и существенное изменение общественных норм (включая переход от пуританизма к вседозволенности).

1990е в России – эпоха, когда старая идеология рухнула, как карточный домик. Много людей, сломя голову, побежало за новыми ценностями, но их постигло жестокое разочарование. В новом обществе 1990х смогли преуспеть только те, кто был беспринципен и жесток, а большинство других осталось за бортом. Российское общество, как американское в 1970е, постоянно бурлило и «дедушкины ценности» были также отброшены.

Выборы, выборы, кандидаты - ........ (понятно на любом языке)
Выборы, выборы, кандидаты - ........ (понятно на любом языке)

2. Война

Вьетнамская и Чеченская война имеют одну главную общую черту – ее иррегулярность. В этих войнах противник делал основной упор на диверсии и партизанскую войну (засады, фугасы, ловушки, нападения на отдельные колонны и т.п.). В результате этого у солдат не было точного понимания, кто же является противником и из-за этого ветераны подобных войн имели намного больше психических проблем, чем ветераны «традиционных войн».

Во-вторых, эти войны были очень непопулярны дома. В США проводились постоянные протесты против войны, саботировалась призывные кампании, а ветеранов подвергали остракизму. В российских СМИ первой половины 1990х выливали ушаты грязи на армию, а общество было больше озабоченно вопросами выживания, чем войны в какой-то непонятной республике. Поэтому ветераны обеих войн, в лучшем случае, встречали безразличие со стороны общество или, чаще всего, откровенную вражду.

Война - это ад (еще одна интернациональная вещь)
Война - это ад (еще одна интернациональная вещь)

3. Мотив действий

Джон Рэмбо оказался отвергнутым американским обществом. Попав в небольшой город, главный герой, несмотря на вполне законопослушное поведение, сразу зарабатывает неприязненное отношение со стороны шерифа (и не забывайте, что американский шериф – это выборная должность, так что он олицетворяет местное общество, а не центральную власть ). Претерпев издевательства со стороны полицейских, Рэмбо сбегает и решает преподать урок обществу, плюнувшему на своих ветеранов.

Данила Багров возвращается в гражданский мир, где рухнули все общественные институты (включая закон и правоохранительную систему). Видя царящий вокруг беспредел и несправедливость, Данила решает взять правосудие в свои руки и начинает с бандитов, третирующих нищих торговцев. Также старший брат Виктор манипулирует Данилой и начинает использовать его для решения своих проблем. При этом Данила не обижает слабых и беззащитных. Так что мотивы действий героев этих фильмов немного различаются, но это связано с особенностями эпох .

Кто из них больше прав?
Кто из них больше прав?
Суммируя, «Рэмбо» и «Брат» - истории про ветеранов непопулярных войн, вернувшихся в сильно изменившиеся, за годы их службы, общество. А какие общие черты привели бы Вы (или различия)? Жду Ваших комментариев.