Найти в Дзене

Неужели Форнарина была тайной женой Рафаэля? Дочь пекаря или куртизанка?

К шести вечера солнце перестало нещадно жарить, и Маргарита села у открытого окна. Она взяла черепаховый гребень и стала медленно расчёсывать густые длинные волосы. В это время молодой художник взял перерыв в работе и решил прогуляться по улочкам Рима. Проходя мимо пекарни, он от удовольствия прикрыл глаза и потянулся носом вверх, чтобы вдохнуть аромат свежей выпечки. Открыв глаза, вдруг встретился взглядом с девушкой из окна второго этажа.

Окно Форнарины в Риме
Окно Форнарины в Риме

Так в начале 15в. будущий прославленный Рафаэль нашёл свою музу! Их любовь вспыхнула с первого взгляда. Он - сын известного придворного художника Джованни Санти . Она - дочь простого пекаря, на итальянском это звучит, как "La Fornarina" (булочница). Именно под этим именем Margherita Luti стала бессмертной!

Красивая пара: Рафаэль и Форнарина
Красивая пара: Рафаэль и Форнарина

В то время Рафаэль был обручен с племянницей могущественного кардинала. Художнику пришлось наврать, будто у него куча срочных заказов, чтобы отложить свадьбу. А в это время он вовсю рисовал только любимую. Поговаривали, что он даже заплатил выкуп отцу девушки в 3 000 золотых и снял ей роскошную виллу с целым штатом слуг. Весь Рим восхищался дорогими туалетами и немыслимыми украшениями Форнарины. 

Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515, Палаццо Питти, Флоренция. Модель-Форнарина.
Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515, Палаццо Питти, Флоренция. Модель-Форнарина.

Однажды вечером, Микеланджело, закончив работу в Сикстинской капелле, шел по площади Святого Петра в блузе, забрызганной краской и штукатуркой. Навстречу попался Рафаэль. Тот был празднично одет, в модных высоких ботинках с серебряными пряжками, в белоснежной батистовой рубашке и голубом кафтане. Словно рок-звезду, Рафаэля окружали поклонники.  Микеланджело остановился:

- Куда ты идешь, разодетый, будто князь?
- Я и есть князь! Князь живописи, - парировал Рафаэль.

А рядом с таким мужчиной могла быть только княгиня! Поэтому "булочница" получала всё самое лучшее и блистательное: золото, рубины, жемчуг и павлинов. По легенде, Форнарина и Рафаэль тайно обвенчались. На одной из картин девушка изображена с кольцом на пальце, но после смерти художника, его ученики "закрасили" улику. Кольцо осталось на двух других портретах. Рафаэль так любил, что не мог работать, если в одной комнате с ним не находилась Форнарина.

Рафаэль, автопортрет
Рафаэль, автопортрет

Когда её не было рядом, не мог сосредоточиться, т.к. все мысли были о любимой. Тогда за Форнариной посылали слуг, чтобы художник дышал с ней одним воздухом. Однажды Рафаэль пригрозил заказчику-банкиру, что прервёт работу над фреской Галатеи на вилле Фарнезе, если Форнарину не примут в этой роскошной резиденции. Уже через час девушка была на месте.

Понятное дело, что высокое положение простой булочницы многих раздражало. Так родился второй вариант знакомства гения и музы. Мол, Рафаэль увидел её, когда та абсолютно нагая купалась в Тибре. Красота тела разожгла такую страсть, что художник, как на поводке, оставался привязанным целых 12 лет. Будто бы, Форнарина была такой искушенной любовницей, потому что входила в топ 3 великих куртизанок Рима! Её настоящее имя действительно Маргарита, а прозвище она получила вовсе не из-за отца-пекаря, а с намёком на её "горячую булочку".

Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519, Галерея Боргезе, Рим
Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519, Галерея Боргезе, Рим

Всё может быть. Но есть два маленьких доказательства, которые вполне себе возвращают Форнарину в примерные жёны. Дело в том, что во время раскопок, Рафаэль сильно простудился. Но врачи зачем-то решили устроить кровопускание, а это опасно при температуре и респираторных заболеваниях, в 16в. об этом уже знали. В итоге, 6 апреля 1520г. в возрасте 37 лет художника таки угробили. Он оставил Форнарине приличное состояние, и девушка могла бы жить припеваючи. Но она ушла в монастырь. В 19в. нашлась рукопись:"зарегистрирована, как вдова, дочь Франческо Лути." Это подтверждает, что Форнарина была действительно Маргаритой Лути, дочерью пекаря. А слово "вдова" - 100% была замужем, но муж скончался.

К тому же, недавняя экспертиза картины "La Fornarina" показала: на заднем плане изначально был пейзаж, но потом Рафаэль заменил его кустом мирта (символ любви и счастливого брака) и ветвью айвы (символ плодородия). А мифическое обручальное кольцо, которое якобы закрасили ученики художника, оказалось реальным. Под слоями краски на пальчике Форнарины большой рубин в золотой оправе.

-6

Кем же была эта таинственная женщина, которая волнует всех более 500 лет? Решать Вам. Но и по сей день легенда о вечной любви Рафаэля и его музы вдохновляет художников во всём мире!

Чезаре Муссини, Рафаэль и Форнарина (1837; холст, масло, 184,5 x 248 см; Милан, Академия изящных искусств Брера)
Чезаре Муссини, Рафаэль и Форнарина (1837; холст, масло, 184,5 x 248 см; Милан, Академия изящных искусств Брера)

Федерико Фаруффини, Рафаэль и Форнарина (1857-1858; холст, масло, 83 x 62 см; Частное собрание)
Федерико Фаруффини, Рафаэль и Форнарина (1857-1858; холст, масло, 83 x 62 см; Частное собрание)

Франческо Гандольфи. Рафаэль и Форнарина. 1854
Франческо Гандольфи. Рафаэль и Форнарина. 1854

Франческо Валаперта, Рафаэлло и ла Форнарина (после 1850 г. - до 1866 г.; холст, масло, 91,5 x 128 см; Варезе, Гражданский музей современного искусства)
Франческо Валаперта, Рафаэлло и ла Форнарина (после 1850 г. - до 1866 г.; холст, масло, 91,5 x 128 см; Варезе, Гражданский музей современного искусства)

Джузеппе Соньи. Рафаэль и Форнарина. 1826. Accademia di Belle Arti di Brera. Милан
Джузеппе Соньи. Рафаэль и Форнарина. 1826. Accademia di Belle Arti di Brera. Милан

Жан Огюст Доминик Энгр.Рафаэль и Форнарина. 1814. Музей искусств Фогг Гарвардского университета, Кембридж
Жан Огюст Доминик Энгр.Рафаэль и Форнарина. 1814. Музей искусств Фогг Гарвардского университета, Кембридж

Романелли, Паскуале. 1812-1887 Рафаэль и Форнарина
Романелли, Паскуале. 1812-1887 Рафаэль и Форнарина

Жан Огюст Доминик Энгр: Рафаэль и дочь булочника, 1840. Художественный музей, Колумбус
Жан Огюст Доминик Энгр: Рафаэль и дочь булочника, 1840. Художественный музей, Колумбус

Йоханн Евангелист Шеффер фон Леонхардскоф. Рафаэль и Форнарина. 1821 Новосибирский государственный художественный музей
Йоханн Евангелист Шеффер фон Леонхардскоф. Рафаэль и Форнарина. 1821 Новосибирский государственный художественный музей

Феличе Скьявони.1803-1868. Рафаэль и Форнарина
Феличе Скьявони.1803-1868. Рафаэль и Форнарина

Фердинандо Вики (1875, Флоренция – 1941, там же)
Рафаэль и Форнарина
Фердинандо Вики (1875, Флоренция – 1941, там же) Рафаэль и Форнарина

ЕСЛИ СТАТЬЯ ПОНРАВИЛАСЬ, ТО СКОРЕЕ СТАВЬТЕ ЛАЙК И ПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.